Ответить на комментарий

Концептуальные основы общеобразовательной школы в России начала ХХI века

Bim-Bad B. Conceptual bases of a comprehensive school in Russia of the beginning of the XXI century
Средняя общеобразовательная школа целенаправленно готовит учащихся к жизни, труду в информационно всё более насыщенной среде, требующей от членов общества повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой общеобразовательной базы, подлежащей обогащению и развитию. Школа должна учить детей эффективно справляться и с задачами настоящего дня. Она призвана сочетать подготовку нового поколения к будущему с содержательной и полнокровной сегодняшней жизнедеятельностью учащихся.
В программу средней общеобразовательной школы включается, прежде всего, общеобразовательная подготовка как база любой последующей специализации. Общее образование нацелено преимущественно на развитие общих способностей (трудоспособность, самостоятельное и правильное мышление), склонностей, интересов, убеждений, идеалов, мировоззрения, направленности личности, одновременно создавая возможности для выявления и формирования призвания, помогая молодым людям в их жизненном и профессиональном самоопределении.
Ставится цель способствовать общекультурному развитию, особенно совершенствованию нравственного и интеллектуального внутреннего мира, становлению системного миропонимания и конструктивного мироотношения. В задачи школы входит предупреждение отклоняющегося поведения, вооружение школьников средствами эффективного саморазвития, подготовка к непрерывному образованию.
Одна из важнейших целей школы -- становление и развитие навыков самоуправления и коллективной деятельности.
Средняя общеобразовательная школа органически включает в себя новые информационные технологии. Компьютеры здесь служат ученику и учителю и как средство познания, и как инструмент практической деятельности.
 
КРИТЕРИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
Характер совершенствования образования в школе и его результаты должны оцениваться по уровню развития учащихся и динамике этого уровня. Объективные показатели:
-- состояние здоровья,
-- структура интересов и ценностей, проявляемых в деятельности и её продуктах,
-- прилежание,
-- ориентированность в мире вещей, людей, идей, знаниях, технологиях и в источниках информации,
-- способность адекватно понимать и оценивать те или иные пласты информации,
-- решение учебных и практических задач, логичность и доказательность суждений и умозаключений,
-- усвоение практического этикета.
В «приемке уровней» школьной результативности принимают участие родители, учителя других школ, учёные, преподаватели вузов и так далее.
Ход и результаты развития детей фиксируются также преподавателями и воспитателями в порядке каждодневных наблюдений над поведением школьников по следующим параметрам:
-- предвидение последствий своих деяний, осмотрительность, осторожность, здравомыслие;
-- отвращение к злобности и гневливости, к причинению вреда, злому умыслу, злорадству, самообману и обману, к насилию, хитрости;
-- склонность и способность к продуктивности, творчеству, конструированию и проектированию;
-- склонность и способность к напряженному продуктивному труду и переменам видов труда;
-- навыки коллективной трудовой и познавательной деятельности, культура труда;
-- склонность и способность к самообразованию, к сотрудничеству со сверстниками, старшими и младшими поколениями;
-- вкус к полноценному творческому досугу, склонность и способность к социально активной деятельности в детских и молодежных коллективах и организациях;
-- умение корректировать свою деятельность, готовность к трудностям и испытаниям, способность справляться с противоречиями действительности;
-- правосознание (категории вины, преступления, наказания и проч.);
-- желание и умение ценить, организовать и использовать время;
-- владение простейшими методами менеджмента;
-- опыт принятия ответственных решений и их осуществления;
-- требовательность к себе и снисходительность к другим;
-- насыщенность душевной деятельности, качество и количество мыслительной работы.
Учет и оценка результатов педагогического процесса будут осуществляться объективно независимыми советами при школе. В их состав планируется включить практиков и учёных, деловых людей, педагогов из училищ, колледжей и вузов, а также представителей общественности из непосредственного социального окружения школы.
Учащимся даются творческие задания -- и теоретические и практические, по результатам выполнения которых можно оценивать их успехи.
О степени продвижения школьников полезно судить также с помощью независимых характеристик, составляемых широким кругом лиц.
Аттестационным советам дается право рекомендовать администрации замену учителей в случае, если объективная оценка результатов школьной работы свидетельствует об их слабой квалификации. Разумеется, советы должны быть вооружены критериями минимально допустимого уровня достижений школьников и надежными способами применения этих критериев.
 
СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ
Средствами достижения указанных целей и проистекающих из них задач являются:
-- воспитывающая и обучающая педагогическая среда школы,
-- психологическая атмосфера и духовный климат школы,
-- пример и влияние личности педагогов,
-- содержание образования и воспитания вкупе с методами и приемами обучения,
-- структуральные и организационные формы обучения и воспитания, повышения квалификации педагогов, родительская школа.
Воспитывающая и обучающая педагогическая среда школы (ВОС):
-- информаторий -- система собраний (хранилищ) различных носителей информации и место пользования этими собраниями;
-- экскурсии, образовательный туризм, путешествия;
-- естественнонаучный центр -- коллекции, лаборатории, опытный участок земли, питомники для животных, сад;
-- музей искусств и ремесел -- приборы, карты, ноты, кабинеты, комнаты для образцов ремесленного производства, художественные мастерские, оркестры, кукольный театр;
-- обсерватория, связанная с агрономией и мореходством.
Учебные лаборатории связаны с производствами, заводами, предприятиями сферы обслуживания.
Здесь же создаются условия для содержательного общения.
Психологическая атмосфера и духовный климат школы. Педагоги создают здоровую, мажорную, доброжелательную, ведущую от успеха к успеху атмосферу. Вместе с питомцами они погружаются в увлекательный, полный трудностей и радостей открытий, духовный и научный поиск.
Школа защищает ребенка и провоцирует его на творчество.
В школе учат не мыслям, но мыслить, самостоятельно извлекая познания из наблюдений и опытов. Школьникам помогают постигать принципы и способы собственных действий, и познавательных, и практических, и следовать им в новых ситуациях.
Юный ум постоянно ставится перед противоречиями между наличным знанием и необходимостью решать бесспорно интересные задачи. Дети тренируются в поисках выхода из этих противоречий.
Школа обучает сотрудничеству с другими людьми в совместном поиске ответов на действительно интересные вопросы.
Обучение и воспитание в школе суть создание условий для самораскрытия способностей, для развития навыков самоуправления.
Эта школа есть сколок природы и общества, позволяющий детям изучать общие свойства макрокосма на его микрокосмической модели; концентрированная и проясненная модель жизни.
В школе ребенок может утилизировать опыт, который он приобрел вне школы. И наоборот -- он применяет в повседневной жизни опыт, приобретенный в школе.
Пример и влияние личности педагогов. Все школьные работники в той или иной мере педагоги. Менеджеры, воспитатели (классные руководители и тьюторы), учителя, психологи и профориентанты, медики, нянечки и диспетчеры являют собой образцы терпимости, невозмутимости, доброжелательстности, приличия, компетентности, преданности общему делу и корпорации, увлеченности своим трудом, наличие искренних духовных интересов, здравомыслия и трудолюбия.
 
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Полный курс общего образования в школе призван обеспечить усвоение системных знаний из следующих областей:
-- история, экономка, социология, государство и право, эргономика, науковедение, география, этнография, культурология, лингвистика, логика, психология, педагогика, религиоведение, этика, эстетика, литература, изобразительное искусство, дизайн, рисунок и черчение, музыка;
-- техника и технология, производство и сельское хозяйство;
-- математика, информатика, астрономия, физика, химия, геология, биология, физиология, гигиена;
-- физическая культура и спорт;
-- профессиография, прикладные искусства, ремёсла.
Средняя общеобразовательная школа имеет в своем составе подготовительное отделение для детей до 6 лет. Собственно школа подразделяется на четыре возрастных этапа: I--III классы (6--8 лет), IV--VI классы (9--11 лет), VII--IX классы (12--14 лет), X--XI классы (15--16 лет).
На первом этапе в учебный план вводятся простые компьютерные игры, на втором -- начальный курс информатики, начинается широкое применение компьютеров в учебном процессе.
Обязательные предметы (около 60 % учебного времени) сочетаются с факультативами.
Вводятся учебные дисциплины:
-- современный мир,
-- производство, техника, культура труда,
-- законы мышления, логика, открытия и изобретения,
-- религиоведение,
-- история мировой культуры,
-- этика и психология,
-- развитие природы и общества,
-- основы самообразования и самовоспитания,
-- художественные занятия и др.
На третьем и четвертом этапах наряду с курсом информатики и вычислительной техники преподаются обязательные предметы, в их числе:
-- философия,
-- экономика,
-- техника и технология,
-- производство и сельское хозяйство,
-- этнография, --
а также концентрически расширенные курсы предшествующих этапов.
В двух последних классах школы вводится фуркация учебного плана на базе обязательных для всех уклонов предметов, занимающих примерно 40 % учебного времени.
Технологический уклон предусматривает углубленное изучение предметов политехнического цикла, включая эргономику; естественнонаучный -- изучение математической логики, математики, исследования операций, механики, астрономии, физики, химии, биологии; обществоведческий -- истории и социологии, государства и права, политики, искусства, литературы, филологии, эстетики, психологии, этики, педагогики.
Дисциплины по выбору охватывают, в частности:
-- освоение различных видов практической деятельности,
-- проектирование и моделирование,
-- перевод и способы научно-информационного обслуживания,
-- машинопись и стенографию,
-- изготовление наглядных пособий,
-- программирование и техническое обслуживание компьютеров.
Направление углубленного изучения предметов учащиеся избирают добровольно, с помощью психолога и работающего в тесном контакте с ним консультанта по вопросам профориентации. В задачи консультационной службы входит также забота о психогигиене, психопрофилактике, предупреждении и разрешении различных конфликтов, общем развитии учащихся.
Методы обучения. Основу учебных занятий составляют активные, творческие и практические методы. Среди них:
-- различные варианты сократического (эвристического, поискового) метода,
-- моделирование, конструирование, проектирование,
-- экспериментально-лабораторный, исследовательский, проектный.
Широко применяются игровые методики, в старших классах -- деловые игры (адаптированные).
Создается простор для художественного, научного и технического творчества.
Особая роль в формировании общих и отчасти специальных способностей школьников принадлежит методам развивающего обучения: на основе совместно-разделенной деятельности учителя и учащихся возрастает значение познавательной и продуктивной самостоятельности учащихся. Сначала с помощью педагога, а потом всё более самостоятельно школьники усваивают изучаемый материал с учетом условий правильного выполнения конкретных действий («ориентировочная основа действий», по П. Я. Гальперину).
Широкое применение находят здесь также методы проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) и метод проектов (Джон и Эвелин Дьюи).
Особая роль придается компенсаторной педагогической работе. В каждом отдельном случае созреванию, укреплению, росту способностей служат:
-- гибкое сочетание обязательных предметов с факультативными,
-- выбор занятий учащимися,
-- разнообразие видов деятельности в мастерских, в поле, в лабораториях, библиотеке, в кружках и группах по интересам.
Методы воспитания. Усиливается роль самовоспитания, самообразования и самоуправления школьников. Их обучают умениям самонаблюдения и самооценки, самоконтроля и самосовершенствования, стимулируются волевые усилия в саморазвитии.
Приоритет отдается работоспособности, этой важнейшей человеческой способности, и связанному с ней трудолюбию.
Предусматривается и целенаправленная работа по преодолению трудностей, которые испытывают учащиеся в общении, труде, познании, а также непатологических задержек в физическом, нравственном, эстетическом, умственном развитии.
Большое внимание уделяется предупреждению и ликвидации недостатков устной и письменной речи.
Профилактика и коррекция нежелательных отклонений осуществляются:
-- при учете имеющихся положительных качеств и свойств личности путем перестройки отрицательных (превращение любопытства в любознательность и тому подобное),
-- вытеснения вредных привычек полезными,
-- с помощью психотерапевтических методик.
Такой подход сочетается с работой по дальнейшему развитию способных и одаренных детей, в частности, с помощью специальной организации их индивидуальной и совместной деятельности.
Увеличивается доля практической, в частности, социальной деятельности школьников, в частности, в рамках детских и молодежных организаций.
В конкретных делах учащихся технические знания соединяются с логическими, этическими и эстетическими, а экономические и эргономические -- с психолого-педагогическими.
Особое внимание уделяется культуре труда, его рациональной организации.
Организационные формы. В подготовительном отделении преобладающей оргформой занятий являются разноплановые игры.
В основной школе классно-урочные занятия дополняются групповыми и индивидуальными занятиями, в частности, во внеурочное время, в разновозрастных коллективах. Ребята углубляют свои знания, участвуя в проектных бюро, «малой академии наук» и тому подобном. Широко практикуются лекции, в том числе общешкольные, семинарские формы занятий, коллоквиумы, дискуссии, экскурсии и краеведческие походы, развивается самообразовательная деятельность учащихся. Вводится гибкое, подвижное расписание занятий, допускается разнообразие учебного материала, пособий, индивидуальных и групповых видов, форм и приемов учебной и внеурочной работы.
В школе организуется психолого-педагогическая и профориентационная служба, педагогический всеобуч родителей и воспитателей учащихся, постоянно действующая система повышения квалификации учителей, разнообразные формы организации жизни школы, разноплановая самодеятельность учащихся и так далее.
Активизация межличностных отношений и группового взаимодействия достигается в совместной практической и теоретической, продуктивной и репродуктивной работе, в частности и в разновозрастных группах. Той же цели служит специальное обучение праву, этике, психологии, введение самоуправляющегося общешкольного «суда» (по Я. Корчаку).
Педагогический персонал школы вовлекается в непрерывный курс повышения квалификации, главным содержанием которого становятся методика, техника и организация целенаправленной систематической работы по самоконтролю, саморазвитию, самообразованию учителей, способствующих росту их профессионального мастерства.
Неотъемлемая составная часть непрерывного курса -- коллективные обсуждения, прослушивание и оценка видеомагнитофонных записей с фрагментами учебных и внеурочных занятий, анализ трудностей и препятствий на пути к целям, путей совершенствования педагогической работы. Педагоги-практики становятся полноправными участниками управления учебно-воспитательным процессом в школе.
В новой школе труд учителей и воспитателей кооперируется и специализируется. В частности, возможны их объединения в группы, которые охватывают всех, кто работает с данным классом. Их задача -- координировать содержание работы и методы воспитания и обучения, развивать межпредметные связи, реализовать единые требования к учащимся.
Подготовка новых кадров осуществляется параллельно с переподготовкой имеющихся.
Родительская школа. Родители проходят психолого-педагогический всеобуч. Всеобучем целесообразно охватить также и тех представителей общественности, которые примут активное участие в деятельности школы, шефов и других заинтересованных лиц.
 
Бим-Бад Б. М.
академик Российской академии образования

Ответить

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети