Ответить на комментарий

Новый стандарт общего образования

Pletnyova E. New Standard of general education
Цели и задачи разработки государственного стандарта общего образования второго поколения, его структура
 
В 2007/2008 учебном году Новосибирская область включилась в работу по апробации государственных стандартов общего образования второго поколения. Эксперимент по апробации стандартов второго поколения пройдет в 14 субъектах Федерации -- по два субъекта в каждом федеральном округе.
 
Проблему образовательного стандарта в России начали активно обсуждать в начале 1990-х годов, так как, по словам заведующего кафедрой психологии личности МГУ Александра Асмолова: «До тех пор было бы бессмысленным говорить о стандартах образования, потому что все образование было стандартом, -- новые представления об образовательных стандартах появились лишь тогда, когда возникла идеология вариативного развивающего образования».
 
Однако споры об образовательном стандарте затянулись на долгие годы. В обществе на тот момент не было даже намека на достижение согласия в вопросах, касающихся того, чему и как учить. В 1993 году на конкурсе, объявленном Минобразования, победил стандарт, разработанный Российской академией образования (РАО). Однако сами авторы посчитали его не совсем готовым.
 
Президент РАО академик Николай Никандров вспоминает: «В те годы в образовании, как и во всем обществе, наблюдались некоторые разрушительные тенденции. Тогда кое-кто во всеуслышание говорил: «Зачем детям математика? Пусть учат иностранный язык. Зачем литература? Пусть учат информатику». Тогда-то образовательное сообщество и решило определить некий минимум литературных произведений, физических законов и тому подобного, чтобы обеспечить преемственность образовательной традиции в условиях общественной нестабильности и неопределенности. Необходимо отметить, что разработанные и принятые государственные образовательные стандарты первого поколения (2004 года) во многом напоминают учебные программы советского периода.
 
Авторы большинства проектов традиционно рассматривали образовательный стандарт как некую «программу программ», содержащую минимальный набор учебных знаний, умений и навыков по отдельным предметам, обязательных для формального предъявления школьникам по итогам обучения. «Мы предлагали сделать точное описание содержания образования вплоть до конкретных теорем и исторических фактов, -- говорит академик Никандров. -- Теперь мы поняли, что этого не получилось».
Сегодня перед разработчиками стандартов второго поколения стоит важнейшая методологическая задача -- развести такие понятия, как «школьная программа» и стоящий за ней «стандарт». По словам Александра Асмолова, образовательный стандарт -- это своеобразный «ген образовательного поведения», в котором содержатся варианты возможного будущего, а «конкретный организм образовательной программы» формируется в зависимости от непосредственных задач, стоящих в каждом конкретном случае.
 
Определяя ценностные идеалы демократического общества, такие как, социальная справедливость, равенство возможностей, благосостояние, безопасность, разработчики образовательного стандарта второго поколения во главе с членом-корреспондентом РАО Александром Кондаковым начали с определения стратегических задач, которые должна решать система общего образования.
 
В настоящее время можно выделить следующие стратегические цели системы образования:
  • обеспечение консолидации нации;
  • обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства);
  • обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства).
 
Обеспечение консолидации нации
Главная задача, обеспечивающая консолидацию нации, -- формирование национальной системы позитивных ценностей и идеалов взаимоуважения, творчества и солидарности.
При этом выделяются следующие идеологические задачи:
  1. Формирование в массовом сознании идеалов равенства возможностей и социальной справедливости, ценностей гражданского общества.
  2. Формирование гражданской идентичности личности.
  3. Осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитие правосознания, умения отстаивать личностный выбор.
  4. Выработка национального согласия по основным этапам становления и развития страны.
  5. Воспитание гражданского патриотизма, основанного на признании культурного многообразия российского общества важнейшим национальным достоянием России.
 
Обеспечение конкурентоспособности нации (личности, общества и государства)
Главной задачей при реализации данной цели должно быть преумножение национального ресурса фундаментальных и прикладных знаний, развитие современных технологий.
 
Задачи первого уровня:
  1. Приведение структуры образования в соответствие с запросами государства, семьи и общества.
  2. Приведение содержания образования и структуры образовательных программ и структуры подготовки кадров в соответствие с «Приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники РФ».
 
Обеспечение безопасности нации (личности, общества и государства)
Главной задачей обеспечения безопасности нации является воспитание в общественном сознании чувства социальной ответственности, толерантности и патриотизма.
 
Задачи первого уровня:
  1. Формирование ценностной безопасности (личностной, социальной, государственной).
  2. Формирование ценностей многокультурного общества.
  3. Формирование системы ценностей социальной ответственности, охватывающей все сферы общества.
  4. Воспитание чувства толерантности как ценностного приоритета многокультурного общества.
 
Среди содержательных ориентиров развития системы образования следует выделить социокультурное взаимодействие в гражданском обществе.
Задачей социокультурной модернизации образования является разработка стандарта образования как конвенциальных норм, обеспечивающих баланс интересов личности, семьи, общества и государства.
 
Разработчики стандартов второго поколения определили основные функции стандарта. А именно, стандарт является инструментом:
1) реализации целей образования в интересах личности, общества и государства;
2) обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации;
3) реализации государственной политики в сфере образования;
4) развития системы образования;
5) правового регулирования взаимоотношений субъектов системы образования, государства и общества;
6) организации и координации деятельности субъектов системы образования;
7) поддержания баланса между единством образовательных систем разных уровней и их многообразием.
В соответствии с этим актуальными являются сегодня следующие вопросы: что должен получать конкретный учащийся на каждом этапе своего обучения и каков требуемый результат работы системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме?
 
Создание нового стандарта инициировано Минобрнауки России и осуществляется РАО, РАН и РАМН.
Коллектив разработчиков стандартов состоит из 12 групп, созданных не по предметному принципу, а на основе нового, системного подхода к стандартам образования: борьбу предметных «лобби» за нагрузку и «часы» предполагается заменить широкой общественной дискуссией о социальном заказе в отношении российской школы.
Особенности подходов образовательного стандарта второго поколения:
  • системно-деятельностный подход,
  • стандарт как общественный договор,
  • стандарт задает ориентиры для развития системы образования,
  • ориентация стандарта на результаты образования,
  • стандарт -- совокупность трех систем требований.
В качестве методологической базы используется системно-деятельностный подход, основанный на разработках известных российских психологов и педагогов Алексея Леонтьева, Петра Гальперина, Василия Давыдова, Даниила Эльконина.
Каким образом, согласно стандартам второго поколения, будет реализован на практике деятельностный подход?
 
Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит, в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей.
 
Во-вторых, задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупность «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условия освоения знаний, умений и компетентностей.
 
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать систему таких задач и средств их решения, которые обеспечивали бы высокую мотивацию учеников и пробуждали у них интерес к предмету, способствовали бы формированию универсальных учебных действий и, как следствие, усвоению системы знаний и формированию компетентностей.
В требованиях к организации обучения содержатся следующие пункты:
  • организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
  • организация таких форм учебного сотрудничества, при которых была бы востребована активность и инициатива ученика.
Сегодня вполне очевидно, что школа должна обеспечивать не столько общекультурное, социальное и личностное развитие в процессе освоения ребенком знаний, умений, компетенций, навыков, сколько личностное развитие в рамках учебного процесса. Универсальные учебные действия нового стандарта будут способствовать не накоплению знаний, умений, компетенций, а развитию личности (ее когнитивной и эмоциональной сферы, нравственности). Это -- умение учиться, познавать мир, умение сотрудничать, быть толерантным к людям различных рас, национальностей. Иными словами, универсальные учебные действия, разработанные в рамках новых стандартов, и составляют конкретные обобщенные действия, которые лежат в основе генеральных способностей человека.
 
Например, один из видов таких действий -- это действие с саморегуляцией познавательной и творческой активности (анализ ситуации, целеполагание, планирование средств достижения цели, контроль, коррекция, оценка достижения результатов). Сегодня способность к таким действиям в школе формируется, но это происходит стихийно, нецеленаправленно, становится косвенным (дополнительным) результатом обучения. Было бы более продуктивно сделать формирование такого универсального учебного действия главной задачей школы. Благодаря формированию общей способности к саморегуляции и регуляции, мы обеспечиваем решение приоритетных задач: научить познавать мир, научить учиться, сотрудничать, общаться, организовывать совместную деятельность.
 
Еще один вид -- это познавательное действие. Часто бывает так, что при переходе из начальной школы в пятый класс ребенок перестает справляться с учебной программой, например по математике. В чем проблема? Проблема в том, что дети учатся решать приготовленные, «препарированные» задачи, идет тренинг определенного типа заданий. Если задача формирования познавательных действий станет основной, в начальной школе сформируется фундамент, и при переходе в среднюю школу у ребенка появится «точка опоры». Иными словами, результат образования, который раньше достигался «по умолчанию», теперь предполагается отрефлексировать и поставить в «центр тяжести» образовательного процесса.
 
По мнению Александра Кондакова, образовательный стандарт -- это «общественный договор», согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством. И если профессиональное сообщество озабочено набором знаний и умений по отдельным предметам, то семья ждет от образования возможностей личностного и карьерного успеха. Общество ставит вопрос о социальной мобильности и формировании модели адекватного социального поведения молодежи, а государство заинтересовано в воспитании ответственных и законопослушных граждан и в обеспечении безопасности. Все эти интересы должны быть согласованы в рамках российского национального стандарта образования.
 
Суть нового подхода к образовательным стандартам заключается в том, что стандарт перестает быть «обязательным минимумом», а становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие вариантов жизненного пути.
 
Стандарт «второго поколения», по мнению авторов, должен сформулировать требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных учебных программ. При этом качественно меняется объект стандартизации: если раньше главным объектом контроля были ребенок, его успехи, знания и навыки, то теперь предполагается поставить под контроль всю систему школьного образования.
Существенно расширяется и меняется набор оцениваемых параметров. Наряду с оценкой успеваемости ученика, планируется определить требования к результатам и условиям получения образования, включая качество и количество учебников и оборудования, санитарно-гигиенические нормы, подготовку и переподготовку учителей, материальную базу образовательных учреждений и тому подобное. При этом важно установить соответствие между требованиями, предъявляемыми к результатам образования, и теми материальными средствами, которые государство и общество готовы выделять на образование. Ожидаемые результаты должны быть адекватны вкладываемым ресурсам. Если средства недостаточны, нужно либо сокращать требования, либо искать дополнительные средства, то есть приводить в соответствие цену и качество.
 
Требования к структуре образовательных программ говорят о том, какую образовательную программу (вместе с учебниками и учебным планом) должна построить школа. Ответственность за этот блок требований ложится на учебное заведение, поскольку именно оно делает выбор. Требования к результатам освоения образовательных программ не сводятся, как это было раньше, к перечислению знаний и умений по программам отдельных учебных предметов, а становятся требованиями к системе образования. И оценка степени выполнения этих требований теперь не будет сводиться к проверке знаний каждого ученика. Интегральной оценке будет подлежать вся система образования. Оценку уровня выполнения требований, предъявляемых к результатам освоения образовательных программ, предстоит получать в соответствии с результатами мониторинговых исследований, а ответственность за реализацию этих требований будет возложена на государстве.
 
Важной новацией нового стандарта является включение в него требований, предъявляемых к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному уровню власти и управления. Конечно, многие нормативные документы, такие как базисный учебный план, учебные программы и так далее, никуда из системы образования не уйдут, но их роль и место изменятся. Они не будут частью стандарта, а станут его сопровождать, конкретизировать.
 
По мнению разработчиков, никакого усиления давления, на учителя и ученика в результате введения новых стандартов не будет. Наоборот, будет более четко прописана сфера ответственности государства, системы управления на всех уровнях перед обществом, перед детьми и родителями за качество и уровень образования.
Требования стандарта могут быть дополнены требованиями региона и требованиями школы. При этом дополнительные требования не могут служить основанием для проведения итоговой аттестации выпускников.
 
В рамках образовательного стандарта предполагается четкая регламентация зон ответственности. Государство отвечает за единство образовательного пространства и за согласование основных требований, предъявляемых к результатам образования, регион -- за материально-техническое обеспечение (учебники, Интернет и так далее), школа -- за реализацию образовательных программ. Отсутствие регионального компонента в новом стандарте не означает отказ от вариативности образования, как говорят его разработчики. Теперь законом об образовательном стандарте регламентируется только федеральный компонент, «региональные» часы остаются в качестве прерогативы региональных властей и администрации школы и потому федеральным законом не прописываются.
 
Пожалуй, самый важный тезис новой концепции: образовательный стандарт -- это не минимум, а уровень, соответствующий определенной ступени обучения -- от начальной школы до вуза. Стандарты второго поколения задают «планку» для целого набора факторов (включающих условия образования), выполнение которых ведет не к «минимуму», а к созданию необходимых возможностей для максимального успеха образовательного процесса, возможностей, которые гарантируются каждому обучающемуся.
 
Выделение фундаментального ядра -- одна из принципиальных новаций настоящей разработки стандарта образования. Все предшествующие попытки во многом оказывались неудачными именно из-за отсутствия данного документа. Одна из главных задач фундаментального ядра -- достижение консенсуса во взглядах на научное содержание образования между так называемой академической наукой, педагогами и методистами-предметниками. Основная ошибка предшествующих разработок заключалась в том, что мнение академической науки часто игнорировалось, что и привело в конечном итоге к резкому снижению уровня фундаментальности российского школьного образования. Теперь этот пагубный перекос будет исправлен.
Но что можно считать оптимальным условием для получения того или иного образовательного сертификата? Сами разработчики в качестве основного результата образования видят овладение определенным набором действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи. Это должен быть стандарт «взрослой жизни во взрослом обществе», ориентированный на воспитание людей, способных адаптироваться и реализовывать себя в сложном, многообразном и постоянно меняющемся современном мире.
 
Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения и его сопровождение
 
Нормативное сопровождение:
  • гигиенические и ресурсные требования, их оценка,
  • легитимизация и контроль над исполнением стандарта,
  • учебный план, ядро содержания, программа воспитания, система оценки.
Инструментальное сопровождение:
  • учебники, учебное оборудование, педагогическое образование,
  • учебные программы, процедура оценки, примеры планов и программ и так далее.
Технологическое и информационно-методическое сопровождение:
  • педагогические технологии,
  • учебные модули, порталы,
Мониторинг динамики потребностей личности, общества, государства в общем образовании.
 
Всё нормативное сопровождение нового стандарта определяется следующими нормативными документами:
«Концепция образовательных стандартов»,
«Проект Требований структуре освоения образовательных программ»,
«Проект Требований к результатам освоения образовательных программ»,
«Общие требования к результатам образования»,
«Требования к результатам начального образования»,
«Общие требования к условиям реализации образовательных программ»,
«Варианты базисного учебного плана»,
«Проект фундаментального ядра содержания общего образования»,
«Структура Программы развития универсальных учебных действий (УУД)»,
«Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ»,
«Общие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса»,
«Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса»,
«Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса»,
«Технологическая и информационно-методическая поддержка»,
«Социологический мониторинг»,
«Рекомендации по проектированию учебного процесса»,
«Модель мониторинга динамики потребностей в общем образовании»,
специализированный сайт: standart.edu.ru.
 
Иными словами, стандарт становится единственным нормативным правовым актом, устанавливающим от имени ОРФ определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
В связи с этим внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании».
 
Планируемый график введения образовательных стандартов второго поколения:
  • введение программ начальной школы в экспериментальном режиме -- с 1 сентября 2008 года (1-й класс);
  • введение программ основной школы (5-й класс) -- с 1 сентября 2009 года;
  • введение программ старшей школы (10-й класс) -- с 1 сентября 2010 года.
В 2007/2008 учебном году в Новосибирской области уже проведена определенная работа.
В октябре 2007 года была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты кафедры начального образования НИПКиПРО, учителя начальных классов, заместители руководителей общеобразовательных учреждений.
Рабочей группой проведен анализ разработанных материалов новых стандартов:
1) фундаментального ядра стандартов,
2) развития универсальных учебных действий,
3) базисного образовательного плана для начальной школы,
4) планируемых результатов освоения программ начального образования,
5) примерной программы по русскому языку в начальной школе,
6) примерной программы по литературному чтению в начальной школе,
7) примерной программы по математике в начальной школе,
8) примерной программы по окружающему миру в начальной школе,
9) примерной программы по технологии в начальной школе,
10) выявления потребностей семьи, общества и государства в процессе воспитательной деятельности.
Все замечания по содержанию новых стандартов, опасения и риски их введения отправлены разработчикам вместе с аналитическим материалом, размещены на сайте о стандартах, высказаны руководителям групп по разработке стандартов во время включения Новосибирской области на Всероссийской телеконференции «Новый стандарт общего образования» 26 октября 2007 года.
В настоящее время:
  • Определены учителя-экспериментаторы начальной школы, которые в 2007/2008 учебном году проводят экспертизу разработанных материалов для введения стандартов второго поколения.
  • Проведены совещания-семинары для специалистов органов управления образованием области, руководителей образовательных учреждений, учителей.
  • Ознакомление с содержанием новых стандартов происходит посредством курсовой подготовки всех педагогических работников в НИПКиПРО.
  • Определены 64 общеобразовательных учреждения, которые готовы апробировать новые стандарты в первых классах с сентября 2008 года: в Болотнинском, Искитимском, Коченёвском, Куйбышевском, Мошковском, Новосибирском, Ордынском, Черепановском, Чулымском районах, в городах Бердске, Искитиме, Оби, Новосибирске.
 
Подводя итоги, можно выделить следующие основные характеристики новых стандартов:
1. Структура нового стандарта отличается от структуры стандартов первого поколения (2004 года). Новый стандарт состоит из трех частей:
  • стандарта содержания,
  • стандарта условий осуществления образования,
  • стандарта воспитания.
2. Реализация деятельностной парадигмы в образовании.
3. Ориентация на результат дается в задании содержания образования. Требования, предъявляемые к результатам общего образования, как интегральное описание целевых установок общего образования, реализуемых посредством соответствующих образовательных программ.
4. Структура требований к результатам -- по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности: личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие.
5. Объем государственных обязательств по обеспечению конституционных прав в отношении общего образования как ведущая идея требований к условиям осуществления общего образования.
6. Структура требований к условиям -- по сферам ресурсного обеспечения общего образования: кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое и информационное обеспечение.
Плетнёва Е. Ю.
заместитель начальника управления образовательной политики в сфере общего образования, начального и среднего профессионального образования департамента образования Новосибирской области

Ответить

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети