Ответить на комментарий

Стратегия и механизмы влияния образования на социальное развитие села

Бочарова В.Г.

Bocharova V.
Strategy and mechanisms of influence of education on social development of the village

 Новые требования к системе российского образования, заложенные в государственных документах начала XXI века, носят социально-педагогический характер. Это -- социальные требования общества, государства, семьи, каждого гражданина.

      Развитие образования предполагает приведение образовательных систем в соответствие со всем спектром условий их функционирования -- не только учреждений собственно образовательной отрасли, но и социальной сферы в целом, а также других сфер жизнедеятельности людей.

     Образование рассматривается как социальный институт, компетентно обеспечивающий реализацию и успешное развитие образовательно-воспитательных потребностей личности, социума, а также опосредованно влияющий на решение проблем здоровьесбережения, трудозанятости, социальной, экономической, демографической политики, обеспечения доступным жильем, создания благоприятной, безопасной среды обитания.

     Особенно актуален такой подход для сельского социума, социально-экономической и образовательной ситуации, сложившейся в современном российском селе, на состоянии которого особенно болезненно отразились и формализация государственных гарантий доступности общего и профессионального образования, и структурная деформация образования, всей социальной сферы, и другие последствия вхождения общества в рыночные отношения.

     Цели, задачи и направления современного этапа реформирования системы образования на селе определяются в соответствии с изменениями, которые происходят в государственно-политическом и социально-экономическом устройстве России в целом. Это в первую очередь: обновление и укрепление российской государственности; демократизация общественной жизни; переход на рыночные механизмы экономического развития и преобразование форм собственности; децентрализация управления; изменение структуры занятости населения; усиление роли субъектов Федерации и муниципального, местного самоуправления в осуществлении социальной, экономической, образовательной политики; интеграция в мировое политическое, экономическое, социокультурное, образовательное пространство.

     Изучение практики развития модернизации образования в различных регионах страны, широкое обсуждение ключевых задач дальнейшего развития образования в сельском социуме показало, что при всем многообразии мнений и подходов представители общественных, политических и деловых кругов, ведущих конфессий и национальных общностей, молодежи и старших поколений, деятели науки и культуры сходятся в том, что образование на новом этапе развития должно быть непосредственно вписано в сельский социум, подчинено духовному возрождению и экономическому развитию российского села -- оно призвано служить достойному будущему страны, которое связано прежде всего с возвышением человека, раскрытием его созидательных качеств и способностей.

 

    Это означает, что образование на селе должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу общества, сельского сообщества, каждой конкретной семьи, конкретного человека.

    Свои ожидания от образования сельские жители связывают с компетентным осуществлением социально-педагогического влияния на динамично меняющийся сельский социум, применительно к многообразию групп (типов) сельских поселений, различающихся исходным уровнем социально-экономического развития, сложившейся социально-политической, демографической, экологической ситуацией, культурой межэтнических, национальных, межнациональных отношений, состоянием производственной и социальной сферы, деятельностью религиозных структур различных конфессий и других факторов влияния на жизнеспособность сельского сообщества, семьи, личности.

Актуализируется потребность сельских жителей в такой системе образования, которая:

-- способна реализовывать свои функции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательных учреждений;

-- предполагает приоритет семьи в совокупности социально-образовательных институтов;

-- функционально подготовлена к социально-педагогической работе со всеми категориями сельских жителей: с детьми, семьями, взрослым населением; к осуществлению партнерства со специалистами социальных служб, представителями правоохранительных органов, предпринимателями, работниками агросферы;

-- осознает необходимость влияния (и реально влияет) на развитие социальной активности, социальных инициатив взрослых и детей в сельском социуме, на искоренение иждивенчества во всех формах его проявления, потребительской психологии;

-- способна осуществлять влияние на государственные и коммерческие структуры в решении проблем сельских жителей; оказывать всемерную поддержку общественным организациям, развитию волонтерского движения, социального участия различных слоев и групп населения в обновлении села.

Кардинальные перемены в жизни российского села, таким образом, внесли принципиальные коррективы в функции образования, его ценностно-целевую направленность, сместившуюся на потребностную сферу людей, удовлетворение и качественное развитие потребностей, запросов личности, сельской семьи, конкретных социальных групп, обновляющейся агросферы в соответствии с их ожиданиями и системой базовых ценностей.

Такая образовательная система ориентирована на новые приоритеты -- на приоритеты потребностной сферы сельского социума, конкретной семьи и личности.

Действующая система образования в сельском социуме базируется на наличии (либо отсутствии) определенного (как правило, заданного сверху) «набора» образовательных учреждений, и прежде всего -- сельских школ. Именно учрежденческий подход ставится во главу угла и определяет ту совокупность и качество педагогического коллектива, которые реализуют свои функции в соответствии с задачами этих учреждений и индивидуальными возможностями педагогов.

Идеология приоритетности образовательных потребностей и запросов жителей сельского социума конкретного села (муниципального образования, сельского округа и т. д.) предполагает иную стратегию развития образования, ориентированную на системное развитие потребностно-ценностной сферы сообщества конкретного сельского поселения, определяющей необходимую для этого поселения совокупность специалистов педагогического профиля и соответствующий «набор» типов (видов), вариантов, организационных форм образовательных учреждений.

Таким образом, новая стратегия развития образования на селе реально ориентирована на специфику проживающего контингента, на развитие потребностей при определении видового разнообразия образовательных учреждений с учетом востребованности их в конкретном сельском социуме.

Соответственно на этой основе пересматриваются инфраструктура, принципы устройства, жизненный уклад учреждений образования на селе, система и практика управления ими, содержание, технологии и экономическая база их функционирования в целостном образовательном пространстве, которые постепенно приводятся в соответствие с новыми реалиями социально-экономической жизни в сельском социуме и каждом конкретном селе, сельском районе.

 

В качестве индикаторов успешности влияния образования на социальное развитие села особую значимость приобретают социально-педагогические критерии состояния и результативности образования, отражающие степень его влияния на социальное развитие села и проявляющиеся в социальной зрелости, открытости и социальной активности, профессиональной и социально-педагогической компетентности, состоянии государственного мышления и функциональной грамотности специалистов и руководителей всех уровней образовательной системы.

Стал очевиден дефицит педагогических кадров, которые бы соответствовали этим социально-педагогическим критериям -- не только владели профессионально-педагогическими знаниями и умениями в своей конкретной (предметной) области, но и умели бы строить и влиять на отношения в сельском социуме, проявлять свои духовно-нравственные качества, организаторские способности, творческую активность, коммуникабельность, гуманность, толерантность.

Новые задачи, социальные ожидания от образования требуют консолидации специалистов педагогического профиля на селе как сообщества педагогов-единомышленников, которым по силам решение этих задач.

В ходе социально-педагогического исследования определились субъекты такого сообщества, функциональное поле профессионально-педагогической деятельности каждого из них; найдены способы интеграции потенциала различных специалистов педагогического профиля в образовании, социальном воспитании, оздоровлении сельских детей, подростков, молодежи, взрослого населения, осуществления влияния на социальное развитие села; создана вариативная модель управления и нормативно-правового сопровождения профессионально-педагогического сообщества на уровне регионов.

Опираясь на классическое определение понятия сообщества как объединения людей, имеющих общие интересы, цели, учитывая специфику, потребности и запросы сельского социума, а также выявленные тенденции развития инновационной практики, правомерно рассматривать профессионально-педагогическое сообщество в качестве нового механизма, обеспечивающего консолидацию и полноценную реализацию в сельском образовательном пространстве совокупного ценностно-целевого потенциала специалистов педагогического профиля и способствующего интеграции и повышению качества их деятельности как непосредственно в образовательных учреждениях, так и в открытом сельском социуме.

Профессионально-педагогическое сообщество (выступающее в этом контексте как совокупная, собирательная (полисубъектная) категория) включает в себя в качестве субъектов учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, специалистов по воспитанию детей преддошкольного и дошкольного возраста, педагогов системы специального образования, дополнительного образования детей, образования взрослых, организаторов профессиональной подготовки, предпрофильного и профильного обучения, менеджеров образовательной сферы, педагогов-организаторов социально-педагогической работы с семьей, с разновозрастными общностями по месту жительства, специалистов сферы культуры и спорта.

Постепенное формирование в сельских поселениях консолидированных профессионально-педагогических сообществ расширяет и усиливает потенциал школы и других образовательных учреждений как главного профессионально-педагогического звена в обучении и воспитании сельских детей, в их оздоровлении, адаптации, социализации. В сообществе педагогов-единомышленников каждый специалист ориентирован как на более качественную профессиональную деятельность в конкретном образовательном учреждении, так и на выполнение более широкой, социально-педагогической миссии по реализации и развитию образовательных потребностей и ценностных ориентаций сельского социума в целом -- детей (начиная не со школьного, а с самого раннего возраста и далее, влияя на развитие личности в онтогенезе), их семей, молодежи, всего сельского населения, на решение задач социального, экономического развития села, гуманизации среды обитания сельских жителей, минимизации различного рода социальных рисков, зон социально-психологической напряженности и психотравмирующих факторов, повышения качества жизни селян.

Отсутствие прямой зависимости социального развития села от наличия в конкретном поселении изначально заданного типа (вида) сельского образовательного учреждения, ориентация на сельское профессионально-педагогическое сообщество как совокупный, динамичный, вариативный феномен -- не только не снижает, а значительно повышает значимость сельского учителя как главного, наиболее подготовленного субъекта этого сообщества, который выполняет в этом контексте социально-педагогическую миссию. Он не только несет ответственность за свою собственную педагогическую деятельность, но и влияет на педагогическую целесообразность деятельности других субъектов целостного воспитательно-образовательного процесса, на осуществление образовательной системой роли первостепенного фактора социально-экономического развития современного села.

Функциональное пространство, миссия специалистов педагогического профиля, каждого сельского образовательного учреждения как ведущего профессионально-педагогического института на селе существенно расширяется, усложняется и рассматривается применительно ко всем категориям сельского социума, включая детское и взрослое население села, по вопросам развития информационной культуры, пропаганды социально-педагогических, психологических, медицинских, правовых, сельскохозяйственных знаний среди сельских жителей, влияния на выбор образовательной и профессиональной траектории жизни детей, молодежи села. В этой связи одной из важнейших граней деятельности сельского учителя и сельской школы становится повышение их социально-трудового статуса, авторитета, престижа, предполагающих достойное соответствие образования высоким современным стандартам и требованиям.

В процессе научных исследований и обобщения передовой практики разработано более двадцати инновационных моделей образовательных учреждений для села, имеющих, как правило, интегративный, комбинированный, открытый, социально активный характер, реализующих концепцию профессионально-педагогического сообщества в контексте государственно-общественной парадигмы -- применительно к образованию дошкольников, школьников, студентов, работающей молодежи, взрослых, а также социально незащищенных, социально уязвимых групп населения.

 

Исследования подтвердили, что идея формирования сельского профессионально-педагогического сообщества весьма продуктивна. Однако ее реализация предполагает новую стратегию профессионализации специалистов педагогического профиля для села: специфическую, многопрофильную профессиональную подготовку педагогов, предусматривающую их профессиональную компетентность по одной из основных специальностей (учитель начальной школы, учитель основной, средней школы, психолог и др.) и ряду дополнительных квалификаций (специалист по дошкольному, дополнительному образованию детей, социальный педагог, менеджер, специалист по работе с сельской семьей, разновозрастными объединениями по месту жительства и др.), что смягчает проблему «профессиональной трагедии», например учителя, в случае закрытия сельской школы (по объективным причинам), делает процесс реструктуризации сети сельских школ менее болезненным, педагогически целесообразным, способствует сохранению, сбережению в каждом селе интеллигенции, ее профессионально-педагогического звена как носителя передовых традиций, ценностей крестьянской культуры, сельского образа жизни, закреплению молодых кадров на селе, а также «сближению» сельских педагогов с семьей, со специалистами медико-оздоровительного профиля, управленческими структурами различного уровня, обеспечению безопасности, защиты прав, охраны общественного порядка и профилактики негативных явлений в духовно-нравственном, психическом, социальном здоровье села; обеспечивает функционально-содержательную согласованность деятельности всех социальных институтов как с детьми, так и со взрослым населением, с производственниками агросферы в сельском социуме.

Многопрофильная профессиональная подготовка выступает действенным механизмом, защищающим педагога от безработицы в случае объективно необходимого закрытия того или иного образовательного учреждения и позволяющим в конкретном сельском поселении, районе (а в перспективе -- в масштабе целых регионов и страны) достаточно безболезненно решать вопрос -- закрывать (или, напротив, открывать) то или иное образовательное учреждение -- или определять, когда, на каком этапе в конкретном селе есть целесообразность, скажем, иметь дошкольное учреждение, начальную или уже основную школу, те или иные типы комбинированных, интегративных социально-педагогических, культурно-образовательных, медико-социальных учреждений. При таком подходе практически в любой ситуации педагог-профессионал не лишается поля своей профессиональной деятельности (в различном качестве), что является предпосылкой сохранения, закрепления педагогических кадров, интеллигенции на селе.

 

По мере раскрепощения личной и общественной инициативы, расширения сферы свободного выбора образовательных услуг, сельская семья, общественные структуры, работодатели и сами учащиеся сегодня берут на себя долю обязанностей и ответственности в деле образования. Дальнейшее развитие образовательной системы обусловлено опорой на государственно-общественный механизм широкого и заинтересованного социального участия всех социальных институтов села, основываясь на котором образовательная система сможет в полном объеме справиться со своим важнейшим предназначением в обновлении сельского социума.

В совокупности субъектов и механизмов реализации образовательной политики в сельском социуме особо выделена роль самой личности индивида как активного субъекта образования, воспитания и основы совокупного человеческого ресурса страны. В исследованиях достаточно хорошо проработан, теоретически и методически обоснован механизм реализации предложенного подхода реформирования образования с позиций включения самих учащихся старшего возраста, их родителей, работодателей в совместную реализацию социально значимых для жителей села проектов в социальной сфере, в решение различных проблем повышения качества жизни селян (на практике эта идея реализуется через систему инициативных социальных проектов, допрофессиональную, начальную профессиональную подготовку сельской молодежи к будущей профессиональной деятельности, систему профессиональных, учебных практик, контрактную систему закрепления педагогических и рабочих кадров на селе).

Активная, инициативная и конструктивная (а не иждивенческая или даже деструктивная) позиция социального участия и ответственности каждого жителя за все происходящее вокруг него в школе, семье, в открытом социуме и в результате за улучшение качества собственной жизни (концепция самопомощи); умение добывать знания, заботиться о своем здоровье, выбирать траектории профессионального образования, творческого роста, досуговых увлечений (и на этой основе -- определение своего места в жизни, в обществе) -- необходимая и важнейшая составляющая эффективного механизма реализации стратегии развития образования в сельском социуме. Формирование у сельских детей, школьников и молодежи субъектной позиции, гражданской ответственности и правосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной (позитивной) социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда выделены в Концепции модернизации образования в качестве важнейших задач социального воспитания «...как первостепенного приоритета в образовании».

 

В числе ведущих субъектов образования выступает семья, исключительная роль которой в образовательно-воспитательной, здоровьеформирующей и демографической политике страны несомненна.

Предлагаемая стратегия развития образования в сельском социуме отражает новый взгляд на семью -- главного заказчика и потребителя образовательных, социальных услуг в сельском социуме, на ее роль в жизни ребенка; проектирование и апробирование на практике эффективных моделей образовательных учреждений, ориентированных на приоритетную роль семьи в жизнеустройстве детей, что соответствует одной из самых ярко выраженных прогрессивных тенденций развития как мировой, так и отечественной социальной практики.

В основе формирующихся механизмов -- стремление при всех известных противоречиях и трудностях не подменять семью, а, напротив, поставить семью в центр государственно-общественной социальной и образовательной политики. Эти механизмы основаны на идее о том, что инвестиции в семейную политику как приоритетную дают долговременную гарантию: возрождения стабильного экономического и социального развития села в формирующемся гражданском обществе; повышения ответственности и компетентности родителей, семьи в воспитании и развитии детей; оказания сельской семье профессиональных услуг достойного качественного уровня; обеспечения своевременной социально-педагогической поддержки неблагополучных групп семей и предотвращения отказа их от своих детей; сосредоточения сил всех институтов общества на возвращении в семью оставленных или помещенных в детские дома-интернаты, приюты детей, на основе разумного выбора семейных решений для социальных сирот и детей, лишенных родительского попечения (в том числе патронатную службу).

 

Результаты комплексного лонгитюдного исследования (осуществлено Институтом на базе 82 экспериментальных площадок -- разнотипных сельских поселений из 47 регионов России) обосновывают вывод о том, что в большинстве этих регионов осознанно принимаются и постепенно реализуются идеи новой стратегии образования, в региональных программах модернизации образования используются выделенные механизмы влияния образовательной системы на социальное развитие села.

Позитивные изменения в социально-личностной ориентации образовательной системы на региональном уровне выразились в более эффективных подходах к решению фундаментальных проблем, таких как: доступность качественного образования детей и молодежи; формирование мотивации к самореализации и самоопределению личности в различных сферах деятельности; намечающееся продвижение в здоровьесбережении, охране прав и социальной защите сельского населения; развитие социальной активности и инициативности детей, молодежи, взрослых; гуманизация и оздоровление среды обитания, отношений в сельском сообществе; формирование трудовых ресурсов для села на основе интеграции школьного, начального и среднего профессионального образования (предпрофильная, профильная подготовка школьников, самоопределение в профессионально-трудовой сфере); создание специальной, многопрофильной системы непрерывного профессионального образования сельских педагогов и формирование профессионально-педагогических сообществ в сельском социуме как предпосылка закрепления педагогических кадров, интеллигенции на селе; введение широкого видового разнообразия инновационных интегративных, комбинированных сельских образовательных учреждений (для дошкольников, школьников, студентов, работающей молодежи, взрослых), а также социально-культурных, социально-педагогических межведомственных управленческих структур в социальной сфере села; создание комплекса научно-методического и нормативно-правового сопровождения деятельности инновационных учреждений (с принятием соответствующих управленческих решений на уровне ряда регионов).

На смену подходу к осуществлению научно-практических поисков в сфере образования на селе по «линейному» принципу (решение проблем «поочередно») постепенно приходит комплексный, системный подход как теоретико-методологический принцип, предполагающий «пошаговые» качественные преобразования одновременно во всех компонентах образования в сельском социуме, а также:

-- целостный характер государственно-общественной образовательной системы во всей совокупности ее элементов, ориентированной на потребности, запросы сельского социума, их духовно-нравственное развитие;

-- наличие общих целей, задач, ценностей, объединяющих подструктуры этой системы и вытекающих из назначения каждой из них;

-- взаимодействие подсистем образования с социальной сферой, с внешней средой обитания, агросферой;

-- наличие обоснованных субординационных связей и определенной иерархии на различных уровнях образовательной системы.

 

Разумеется, процесс возрождения, стабилизации села и развития позитивных тенденций в образовании и социальной сфере сельского социума носит неравномерный и противоречивый характер; успешность его определяется не только состоянием образовательной системы, но и целым рядом других приведенных факторов.

В пространстве проведенного исследования нами условно выделены три группы регионов по уровню влияния образования на социальное развитие села.

В первой группе (Республика Саха (Якутия), Республика Чувашия, Красноярский, Ставропольский края, Белгородская, Ярославская, Курганская, Калининградская, Новосибирская области и др. -- в целом до 30 % общей экспериментальной выборки) осуществляется продуманная, долгосрочная образовательная политика как органическая составляющая социальной и экономической политики в сельском социуме региона на основе реализации новой стратегии образования и всей совокупности охарактеризованных механизмов ее реализации. Преобразования в этих регионах осуществляются системно, во всех структурных компонентах и направлениях образовательной, социальной и экономической политики на основе созданной в регионе нормативно-правовой базы деятельности инновационных образовательных и социальных учреждений. Различия в исходном состоянии конкретных сельских поселений определяют также неравномерность результатов в целом по региону. Однако проводимая здесь политика предусматривает осуществление в отстающих поселениях адекватных мер (различных для каждого региона) по выравниванию условий жизни селян в целом по региону.

Для второй группы регионов (25--30 % всей выборки) характерна определенная несогласованность в осуществлении образовательной и социальной политики. Система образования (следовательно, сельская школа), предпочитая большую часть проблем брать на себя, слабо использует возможности других социальных институтов, семьи, сельского сообщества. Охарактеризованная стратегия влияния образования на социальное развитие села реализуется замедленно из-за неразработанности на местах тех или иных механизмов образовательной и социальной политики. Проявляется узкопедагогический подход в деятельности образовательных учреждений, неготовность и функциональная некомпетентность педагогов в решении проблемы социально-педагогического влияния на социальное развитие села.

В третьей группе регионов (15--20 %) проявляется недопонимание и декларативное принятие новых подходов, прежде всего из-за отсутствия четкости в проводимой региональной социальной, семейной политике. Здесь процессы развиваются «снизу»: на уровне наиболее «продвинутых» муниципальных образований, поселений, сельских школ («звездочек») процесс развивается интенсивно, но сдерживается отсутствием должной поддержки со стороны управленческих структур, из-за чего реализация районных, муниципальных проектов значительно тормозится -- особенно на этапе нормативно-правового, финансового закрепления уже достигнутых результатов влияния образовательных структур на социальное развитие конкретных поселений. Проблема профессиональной пригодности работников управленческих структур здесь стоит особенно остро.

Нельзя не выделить также группу поселений (они есть практически во всех регионах и составляют до 8 % общей выборки), которые представляют собой «мертвую зону», не подлежащую реанимации ни в образовательном, ни в общесоциальном контексте.

В целом результаты исследований подтверждают: пусть медленно, но все же намечается тенденция снижения миграции жителей из села; притока новых, молодых, социально перспективных семей в сельскую местность, пользующихся в соответствии с приоритетными национальными проектами значительными льготами (получение кредитов и создание условий для решения жилищной проблемы, создание условий для трудоустройства, укрепления семейной, демографической политики, развития фермерской, предпринимательской деятельности), имеющих, как правило, детей преддошкольного и дошкольного возраста. Они «выбирают» для своего постоянного проживания сельские территории с достойным уровнем и качеством социальных услуг (в том числе здоровьесберегающих и образовательных), «просчитывая» траекторию заботы о своих детях, начиная с раннего детства и на дальнейших этапах новой для них сельской жизни. Потребности и запросы этих семей в сельском социуме в новой стратегии развития образования являются приоритетными при определении моделей сельских образовательных учреждений, дальнейшего развития образования как фактора социального развития села.

 

Бочарова В. Г.

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО

Ответить

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети