Новые государственные образовательные стандарты как фактор присвоения

Последние годы общее образование в России подвергается массированной атаке различных реформаторско-модернизационных процессов. Однако практически все эти изменения в жизнь общего образования входят с большим трудом. При этом многие из них «растворяются» во времени, бесследно исчезают. О них забывают, выдвигая новые реформаторские направления. Сказать, что это в какой-то мере содействует положительному развитию образования, было бы лукавством. А ведь подавляющее число «забытых» идей при их полной реализации было бы полезным. Что же является причиной столь закономерно проявляющейся ситуации с нововведениями образовании? Во-первых, громадное число самих нововведений, которые учительство не в состоянии одновременно глубоко осознать, чтобы потом реализовать. Ежемесячно учителя со страхом ждут новых внешних предложений по изменениям в образовании. Образование же, в силу своей инертности (нередко эта инертность имеет и положительный эффект), требует только определенных порций новизны и времени для осознания и внедрения.

Во-вторых, управление системой образования (как на уровне образовательной организации и муниципалитета, так и на уровне регионов и страны) остается содержательным, а не деятельностным. Другими словами, признавая и даже отстаивая выдвинутое новшество, управленцы своими действиями, характером «призывов», традиционными «разносами» и «принуждениями» на самом деле препятствуют эффективному внедрению нового.

А вот обеспечение в коллективах деятельности по овладению новшеством, обмену опытом, публичной защите инновационных проектов — пока редкость. Старыми методами управления руководители «заталкивают» учителей в устаревшие парадигмы их работы. Можно сказать, что инновационная деятельность работников образования не подкрепляется управленческой деятельностью.

В-третьих, оказывается, для успешной работы в инновационном поле надо, чтобы учитель (равно как и другой работник образования) не только глубоко осознал данное новшество, но и присвоил его. Присвоение человеком деятельности делает ее сущностной частью личности, делает ее необходимой для реализации. Вот почему для обеспечения присвоения учителем новшеств важно, чтобы учитель многократно обращался к проблеме, причем с разных сторон. При этом важно, чтобы это обращение было в формате активной деятельности. К сожалению, многое из нового слабо внедряется, потому что не обеспечено присвоение учителем этого нового. Читатель обратил внимание, что я про новые федеральные государственные образовательные стандарты пока не говорил. Однако я в памяти держал ФГОС, так как они представляют собой серьезный пласт инновационности, комплекс требований к структуре основных образовательных программ, результатам их освоения и условиям их реализации. Важно при этом, что наравне с результатами обученности выступают и результаты воспитания.

Новые стандарты являются весьма объемной многогранной и ответственной инновационной областью, и мы, учитывая все сказанное выше, должны подойти к их внедрению взвешенно и грамотно.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети