Национальное образование в Сибири: становление и развитие советской латгальской школы

Исследование посвящено анализу становления и развития национального образования в первое двадцатилетие советской власти, охватывает период с 1918 по 1938 годы. В это непростое время были созданы сети национальных образовательных учреждений различного типа на всей территории молодой Советской России, а затем и СССР. Объектом пристального изучения стала латгальская школа в Западной Сибири. Эта школа явление само по себе уникальное, поскольку на исторической территории — в Восточной Латвии, Латгалии, за всю историю существования независимого Латвийского государства, как в период между двумя мировыми войнами, так и в постсоветский период, — подобной практики не сложилось.

Источниковую базу исследования составили фонды Государственного архива Новосибирской области (ГАНО), а также интервью, собранные автором в экспедициях 2006–2008 гг. в латгальской деревне Тимофеевка Венгеровского района Новосибирской области.

В работе обращается внимание на объективные проблемы национальной школы, исследуются способы их решения. Важным является то, что именно население, заинтересованное в образовании своих детей, шло навстречу школе. Также рассматривается и процедура ликвидации национальных образовательных учреждений, репрессии в отношении национальных кадров.

Однако изучение вопроса национальных образовательных учреждений на примере латгальских школ позволяет сделать вывод, что такие школы успешно выполняли свои задачи: адаптации и интеграции переселенцев в принимающее сообщество. Они позволяли сохранять свою национально-культурную идентичность, с одной стороны, а с другой, знать русский, государственный язык, и эффективно конкурировать с представителями коренного населения.

Ключевые слова: национальное меньшинство, национальная школа, латгальцы, министерство просвещения, диаспора, система образования.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети