Рефлексивные практики в профессиональном образовании

Тема публикации актуализируется пониманием необходимости подготовки профессиональных кадров, способных обнаруживать и формулировать производственные задачи, отбирать эффективные способы их решения. Материалы статьи нацелены на осмысление педагогических условий становления профессионала и создание ситуаций рефлексивного взаимодействия в процессе обучения. В силу актуальности вопроса о формировании профессиональных кадров с высоким уровнем развития знаний и умений в рамках выбранной профессии, представляется одно из возможных решений проблемы выбора методического обеспечения и соответствующих технологий обучения. На основе философского понимания рефлексии как процесса познания, в котором субъект выражает свое отношение к предмету познания, рассматривая себя в совокупности с ним, определяется содержание рефлексивных практик. Педагогический смысл рефлексивных практик, с точки зрения авторов, заключается в осмыслении студентом теоретического содержания через его образное представление. Созданный образ «живого» знания и отношение к нему представляет собой модель будущей профессиональной деятельности выпускника. Раскрываются этапы реализации рефлексивных практик в педагогическом процессе: формирование внутренней мотивации, создание рефлексивного пространства взаимодействия, извлечение позитивных смыслов. Показаны основные методы создания рефлексивных ситуаций, обращенные не только к мышлению, но и к эмоциональному, чувственному миру студентов, которые позволяют им осмыслить, описать свои мысли, опыт, результаты. Среди них такие методы, как метод создания проблемных ситуаций, задавания вопросов, философствования, эссе, моделирования практических ситуаций. Они помогают студенту интериоризировать знания «ставшей» культуры и применить их в производственных ситуациях. В итоге статьи формулируется заключение: построить процесс профессионального обучения на основе рефлексивных практик — значит, осуществить переход от значения — к смыслу, от отражения научной информации — к рождению отношения, построению студентом «живого» знания и опыта будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональное образование, рефлексия, рефлексивные практики, саморазвитие, понимание.

Читать полностью

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети