Языковое развитие личности обучающихся в процессе иноязычного образования: методология и практика

В статье предложен для осмысления теоретико-методологический обзор понятий истинная коммуникация как то, что нужно миру сегодня, и манифестация мотивации личности обучающихся к реальному общению в процессе иноязычного образования на практических занятиях по английскому языку. В русле этой сентенции особое значение для авторов статьи приобретает поиск наиболее эффективных средств реализации двух подходов к реализации принципов иноязычного образования, а именно, дифференциация и индивидуализация, которые признаются необходимыми условиями становления подлинного общения и интеллектуального самосовершенствования через языковое развитие личности обучающихся в коммуникативном пространстве современного урока. В предлагаемом концепте освящены наиболее значимые для данного исследования концептуальные положения авторской теории культурного самоопределения полиязыковой личности относительно технологических аспектов гуманизации образовательной среды. В соответствии с базовыми позициями культурно-ориентированной парадигмы современного образования (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская, В. В. Лосев, А. П. Валицкая, Серль Дж. и некоторые др.), понимание/взаимопонимание, взаимодействие/сотрудничество в образовательном процессе позиционируются как успешно функционирующие реалии благодаря диалогическому взаимодействию каждого из участников позитивной коммуникации. Причем для культуры позитивного гармонично развивающегося сообучения языкам и культур, а также продуктивного взаимодействия участников образовательного процесса определение индивидуальных средств и способов, лежащих в основании системы развивающих заданий–на–выбор, а также видов деятельности/мероприятий–на–выбор, становится приоритетной задачей. При этом для каждого участника должны быть созданы условия/ситуации/события с возможностью выбора предмета общения, культурных средств (вербальных и невербальных), а также места/среды для самореализации и творчества. Это, в свою очередь, позволит личности расставлять приоритеты сначала в процессе организованной творческой учебно-познавательной деятельности, а затем и в реальных жизненных ситуациях. В статье предпринята попытка представить виды учебно-познавательной деятельности, которые наиболее конструктивно отражают подлинную коммуникацию, развивая интеллектуальную составляющую обучающихся (студентов, школьников, слушателей разнообразных образовательных программ).

Ключевые слова: подлинная коммуникация, мотивация, речевое и культурное развитие личности обучающегося, деятельностный подход к образованию, интеллектуальное развитие, языковое образование, полиязыковое образовательное пространство.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети