Индивидуализация как средство формирования и развития ключевых компетенций у студентов

Образование должно стать в большей степени индивидуализированным, функциональным и эффективным. Данная задача решается через индивидуализацию процесса, когда студент и преподаватель становятся равноправными субъектами обучения. Основная цель обучения иностранному языку специального или профессионального направления предполагает развитие у студентов профессионально ориентированной межкультурной коммуникативной компетенции. Рассматриваются также иноязычная, коммуникативная, социокультурная, профессиональная, учебная, методическая и другие компетенции. Основным принципом, организующим все этапы обучения, является активизация деятельности. Этот принцип способствует формированию у студента стремления к самостоятельному обучению, навыков общения и работы в группе, самокритичности и ответственности в обретении умений, необходимых для профессиональной деятельности. В центре учебного процесса находится студент, который вместе с преподавателем влияет на определение содержания, ход занятия, а также на выбор учебного материала. Занятия должны активизировать предыдущие знания и умения студента, развивать его способность к сотрудничеству, творчество, инициативность; способствовать его активному участию в учебном процессе; формировать способность к полноценной иноязычной коммуникации. При этом преподаватель выступает скорее как консультант, координатор, модератор и инициатор учебного процесса. При организации занятий он учитывает индивидуальность способов усвоения каждым студентом иноязычного материала и предлагает соответствующие стратегии обучения. Большое значение при подготовке студентов к решению будущих профессиональных задач имеют деловые игры, где студенты используют свои лингвистические, методические и профессиональные знания для реализации проекта, что предполагает планирование, поиск, систематизацию, презентацию, а иногда и изготовления целевого продукта и его испытания. Следует стремиться к тому, чтобы в процессе автономного обучения составляющей компетенции студентов стала способность видеть ошибки. Распознавание ошибок — незаменимый элемент учебного процесса и средство постоянного совершенствования знаний. В использовании в качестве инструмента повышения мотивации и эффективной организации обучения заключается основной потенциал самооценки. Таким образом, при непосредственном участии студентов происходит планирование, организация учебного процесса и оценивание результата.

Ключевые слова: обучение иностранному языку, субъекты обучения, автономное обучение, интерактивность, самооценивание, индивидуальная образовательная траектория.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети