Преодоление адаптационнных трудностей первокурсников вуза: новые подходы

В статье актуализируются вопросы создания адаптивной образовательной среды для преодоления трудностей, возникающих у первокурсников в первые месяцы пребывания в вузе. Подчеркивается, что решение проблемы адаптационных трудностей позволяет создать условия для максимального достижения конечной цели пребывания студента в вузе: развития его личности, овладения профессиональной компетентностью как комплексом ключевых компетенций. Описаны результаты реализованного в ЕГУ им. И. А. Бунина проекта «Наставничество». Целью проекта явилось создание адаптивной среды как пространства активного совместного взаимодействия первокурсников со студентами старших курсов и сотрудников вуза (преподавателей, работников общежития, управления по социальной и воспитательной работе). Автор статьи акцентирует внимание на актуализацию значимости деятельности института тьюторства, содействующего активному погружению первокурсников в студенческую жизнь. Членами команды тьюторов стали старшекурсники, прошедшие обучение в летней подготовительной «Школе тьюторов». Описаны основные направления деятельности программы «Школы тьюторов» по снятию дидактических, социально-психологических и профессиональных трудностей, возникающих у первокурсников. Создание адаптационной образовательной среды в вузе предусматривает учет особенностей традиций учебного заведения, носящего имя лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина. В результате деятельности студенческого тьюторства были решены следующие задачи: налаживание неформального общения между первокурсниками и студентами старших курсов; принятие студентами первого курса принципов и правил функционирования вузовской жизни; интродукция обучающихся в общественно-культурную жизнь университета; консультации по вопросам умения учиться, тайм-менеджмента, самообслуживания в быту и т. д. Итоги анкетирования бесед, результаты летней экзаменационной сессии института показали, что проблема адаптации обучающихся первого курса к образовательному пространству высшей школы была достаточно успешно решена. Большинство студентов первого курса преодолели профессионально-ориентированные, учебные и социально-психологические трудности.

Ключевые слова: адаптация, первокурсники, адаптивная образовательная среда, адаптационные трудности, «Школа тьюторов», наставничество.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети