Развитие системы научно-методического обеспечения школьного образования

Характерной особенностью российской школы является наличие системы дополнительного пофессионального образования. На самых ранних этапах ее развития она включала повышение квалификации и элементы научно-методического обеспечения образовательного процесса. Статья посвящена исследованию структуры, основных функций и условий деятельности наиболее распространенной долгие годы формы организации учреждений повышения квалификации — института усовершенствования учителей. В условиях наметившейся тенденции к пересмотру основных подходов и созданию современной системы дополнительного профессионального образования анализ сложившегося эффективного опыта является актуальным.
Существует проблема отбора и выбора ведущих идей при формировании новой сети учреждений дополнительного образования. В изученных научных публикациях недостаточно четко делается акцент на выделении основных функций, присутствие которых во вновь создаваемых центрах, институтах является определяющим. Нормативные документы, касающиеся рассматриваемой системы, демонстрируют утрату целого ряда направлений, призванных обеспечить квалифицированную помощь практикующим педагогам.
В статье делается вывод о необходимости развивать дополнительное профессиональное образование в направлении сочетания повышения квалификации с научно-методическим обеспечением образовательного процесса. Реализация такого подхода осуществима при условии воссоздания системы научно-методических объединений в общеобразовательных школах, районных и городских методических служб, обеспечения эффективной координации со стороны областных, краевых, республиканских центров научно-методического обеспечения.
Материал статьи позволяет выделить основные подходы для обеспечения профессиональной деятельности педагогов, будет интересен организаторам образования, практическим педагогам, сотрудникам организаций системы дополнительного образования и научных учреждений.

Ключевые слова: учреждения дополнительного профессионального образования — институты усовершенствования учителей, институты повышения квалификации, центры развития образования, методические кабинеты, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, повышение квалификации педагогических работников.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети