Профессиональная адаптация начинающего педагога: состояние проблемы, показатели и критерии оценивания

В статье приводится обзор подходов к пониманию сущности и механизма профессиональной адаптации, анализируются позиции относительно особенности профессиональной адаптации начинающего педагога, обусловленной спецификой профессиональной деятельности. Автор приходит к выводу, что профессиональная адаптация начинающего педагога представляет собой процесс выработки стратегии взаимодействия с профессиональной средой, складывающейся из самоконтроля, управления состоянием, поведением, навыков общения, овладения ценностными и культурными ориентациями в профессии. Успешность профессиональной адаптации определяется как особенностями среды, так и сформированностью профессионально значимых личностных качеств начинающего учителя.
В качестве основных показателей профессиональной адаптации могут рассматриваться удовлетворенность, интерес к работе, мотивация, выполнение профессионально важных функций, способность к саморазвитию, продуктивное взаимодействие в коллективе, эмоциональное благополучие. Успешность профессиональной адаптации может служить показателем сформированности соответствующих условий в образовательной организации, а также качества профессиональной подготовки педагога.

Ключевые слова: профессиональная адаптация, факторы профессиональной адаптации, показатели профессиональной адаптации, педагогическая деятельность, начинающий педагог.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети