Образ Учителя

Вопросы подготовки ярких, самобытных, творческих учителей для средней и высшей школы по-прежнему остаются актуальными. Педагоги, методисты, преподаватели разрабатывают и успешно внедряют в учебный процесс различные подходы, технологии, методы и приемы, направленные на повышение качества подготовки выпускников педагогических университетов, на соответствие их профессиональных и личностных качеств быстро меняющимся требованиям времени. Эти действия приносят свои плоды.

Однако попробуем проследить процесс формирования Учителя с другой стороны, от результата, на примере жизни и профессиональной деятельности одного из ярких преподавателей Новосибирского государственного педагогического университета. Использование подобного подхода предоставляет возможность выделить и проследить становление основных профессиональных и личностных качеств достойных преподавателей, которыми так богата отечественная школа. Цель работы — на примере жизни и преподавательской деятельности Василия Михайловича Кравцова выделить основные профессиональные и личностные качества Учителя и проследить их формирование. Исходным материалом послужил список профессиональных и личностных качеств педагога, выделенных на основе обобщения многолетних наблюдений за деятельностью преподавателей средней и высшей школы.

Основные результаты получены методом ретроспективного анализа, посредством которого прослежено формирование включенных в обобщенную модель Учителя личностных и профессиональных качеств одного из достойных преподавателей высшей школы. В образе идеального Учителя возможно выделение нескольких одинаково важных личностных и профессиональных качеств, востребованных во все времена. На одно из первых мест в этой характеристике можно поставить глубокое владение преподаваемым предметом, дисциплиной. На примере жизни и деятельности Василия Михайловича прослеживается, что овладение предметом у большого преподавателя начинается в детстве и продолжается в течение всей жизни. При этом параллельно осуществляется как практическое овладение — на уровне ощущений, впечатлений, эмоций и даже созидательных действий, так и осмысление теории предмета через обобщение личного опыта и опыта других исследователей.

Ключевые слова: биография, исследователь природы, краевед, учитель.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети