Вклад немецкого философа и педагога Иоганна Фридриха Гербарта в систему западноевропейского образования

В статье рассматриваются философско-педагогические концепции немецкого философа-педагога XVIII — начала XIX века Иоганна Фридриха Герберта. Его заслуга перед западноевропейской системой образования в том, что он один из первых стал пропагандировать педагогические идеи Песталоцци применительно к национальной системе образования. Цель исследования заключается в том, чтобы через призму конкретно философско-педагогических концепций И. Гербарта решить следующие задачи. Во-первых, выяснить, что его философия образования определяется этикой и требует формирования в человеке (учащемся) нравственных качеств. Во-вторых, доказать, что она воспитывает в человеке (учащемся) твердый характер, способствующий творческой и полноценной жизни. В-третьих, показать путь, посредством которого педагог может не только передавать учащимся учебную информацию, но и формировать в них утонченную, образованную личность. Благодаря такому подходу философско-педагогическое исследование поднимается до уровня метанаучного синтеза, а учащиеся получают знания, как поступать правильно и не нарушать общепринятые нормы морали. Теоретические и методологические вопросы образования личности в соответствии с концепцией И. Гербарта неоднократно рассматривались в русской педагогической науке, но не всегда осуществлялись по оригинальным текстам самого автора. Новизна исследования обусловлена тем, что благодаря разработанной им учебно-воспитательной программе учащиеся получали широкие представления о природе человека, Вселенной.

В заключение делается вывод, что выделенные И. Гербартом три категории представлений и четыре ступени восприятия учащимися учебного материала стали в современных западной и российской системах образования методологическим руководством к действию.

Ключевые слова: философско-педагогический анализ; три категории представлений и четыре ступени восприятия; методологические и педагогические подходы И. Гербарта к воспитанию и обучению учащихся; совершенствование личности; педагогические эксперименты.

Читать полностью

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети