Формирование исследовательских умений у будущих бакалавров: итоги констатирующего эксперимента

В статье акцентируется внимание на формировании исследовательских умений у будущего бакалавра в процессе изучения экономических дисциплин (мировая экономика и международные экономические отношения, финансовые системы РФ и зарубежных стран и др.), овладение которыми представляется особенно актуальным в контексте современного информационного общества. По мнению автора, сформированные исследовательские умения являются предпосылкой становления позитивного отношения к образованию в течение всей жизни, развития способностей к самостоятельному поиску и отбору релевантной информации, ее присвоению и использованию в конкретной ситуации. Автор описывает опыт работы по реализации исследовательского подхода к обучению студентов первого курса направления подготовки 44.05.03 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки — иностранный язык, экономика) в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина. В статье показаны ход и результаты констатирующего эксперимента по формированию исследовательских умений у будущего бакалавра. На начальном этапе эксперимента с помощью опроса определялось общее представление студентов об исследовательской деятельности. Как выяснилось, ее понимание ограничивается преимущественно эмпирическим уровнем познания. Проводился опрос на предмет их осведомленности о методах критического мышления. Выяснилось, что методы критического мышления были практически не известны обучающимся. Проведенное анкетирование выявило уровень фоновых знаний экономических дисциплин обучающихся, их отношение к будущей профессии учителя-экономиста. В ходе анкетирования проверялись компетентность обучающихся в области основных категорий исследования, навыки формулирования дефиниций и выражения собственных мыслей, а также выявлялся уровень сформированности исследовательских умений обучающихся с помощью шкалы Лайкерта. Анализ результатов опроса показал позитивное отношение первокурсников к будущей профессии, наличие определенных знаний по профилирующим предметам, низкий уровень развития исследовательских умений. В заключении автор описал ключевые направления проекта экспериментальной программы.

Ключевые слова: исследовательские умения; исследовательская деятельность; научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность; экономические дисциплины; педагогическое направление подготовки; констатирующий эксперимент.

Читать полностью

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети