Функциональная грамотность младших школьников как основа реализации концептуальной модели “Lifelong Learning”: методический дизайн учебных заданий

Инновационный педагогический тренд «Обучение через всю жизнь» становится неотъемлемой составляющей современного образования, кратно увеличивая потенциальную успешность и востребованность конкурентоспособных специалистов, готовых к непрерывному повышению квалификации. Профессиональное обсуждение проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников как фундамента развития личности, позволяющей не только достигать в полном объеме планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования, но и быть максимально готовыми к новым реалиям современной жизни и вызовам в мире с нарастающим потоком информации, стало одним из главных педагогических обсуждений последнего времени. Трансформация педагогического курса от парадигмы знаний к парадигме компетенций XXI века существенно преобразует дизайн современного школьного образования и требует новых дидактических решений в организации процесса обучения. Однако в работах ученых нет общего методического рецепта, позволяющего максимально нивелировать недочеты и приблизиться к решению рассматриваемой проблемы. На сегодняшний день обнаруживается случайный подход педагогов начальной школы к решению проблемы, поскольку существует острый дефицит целевого инструментария, направленного на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста. Анализ современных учебников и цифровых образовательных платформ, проведенный автором статьи, стал основой для определения ряда шагов, помогающих учителю начальных классов более вдумчиво подходить к оценке учебных заданий, направленных на повышение внутренней мотивации, стимулирование самостоятельности, осмысленности выполнения учебной работы. Ключевые слова: функциональная грамотность; младшие школьники; начальное общее образование; мета- предметные результаты; универсальные компетенции; математика.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети