Методическое мастерство современного учителя истории: как поддержать мотивацию учащихся в историческом познании

Проблемы культуры педагогической деятельности и профессиональной осознанности учителя истории сегодня становятся актуальными и острыми. Особое внимание обращается на мотивацию обучающихся к историческому познанию и ее взаимосвязи с мотивацией самого педагога. Традиционные ответы о важности сохранения памяти о наших предках, культуре человека, уважении к достижениям своей страны перестают быть значимыми для молодых людей, превращаются в «безжизненные» фразы, за которыми далеко не всегда стоят ценности и эмоции. Возможные результаты исторического образования соединяются с важными показателями личностного развития, помогающими человеку в его повседневной жизни. Анализ ситуации в школьном историческом образовании основан на экспертной работе автора в рамках профессиональных конкурсов педагогов, его участии в конференциях и семинарах с педагогами. Предлагается взгляд на проектирование современного занятия истории с использованием авторского инструмента — блочно-модульного конструктора занятия. Блочно-модульный подход к планированию и проведению занятия имеет высокий потенциал в качестве социально-эмоционального и когнитивного навигатора педагогической деятельности. Выделение основных блоков с их внутренней вариативной структурой позволяет сделать планирование более осознанным, целенаправленным и практически полезным для педагога. При этом появляется универсальная рамка для подготовки и проведения занятия, которая не зависит от возрастных, содержательных (предметных) или организационных (место в программе) особенностей. Данные методические рекомендации по структурированию занятия позволяют учителю истории соотнести свою практическую деятельность с вызовами времени и запросом на развитие личностного потенциала в образовании.
Ключевые слова: профессиональная осознанность; мотивация; личностные результаты исторического образования; историческая личность; историческое познание; альтернативы в истории; планирование занятия; оценивание. 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети