Региональные условия тьюторской поддержки функционирования гражданского и патриотического воспитания молодежи: история Новосибирской области — от губернии к столице Сибирского региона

Исследовательское поле актуальных аспектов духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания молодежи, как никогда ранее, представлено обширно в свете новых образовательных ценностей современного отечественного образования — человек как ценность, историческая миссия страны, Родина как ценность, национальные и культурные традиции, диалог и полилог в социуме и образовании. Целью данного исследования является актуализация значения региональных особенностей и региональной истории в исторической науке, культуре и педагогике, воспитательной работе в образовательных организациях разных уровней. Методология и материалы исследования. Данная статья является логическим продолжением изучения авторами особенностей регионального подхода к анализу событийного культурно-исторического пространства Новосибирского региона: от безуездного города к губернии, результаты которого нашли отражение в публикациях научно-методического журнала «Сибирский учитель» в течение ряда лет. В публикации рассматриваются события истории Новосибирской области в ХХ веке, когда регион становится мощным социально-экономическим, культурным, политическим центром Азиатской части России. Именно примеры колоссальных темпов развития региона могут сыграть заметную роль в структуре ценностной, патриотической и гражданской компоненты воспитательной работы с молодежью. Источниковая база, на которую опираются авторы, представлена широким кругом конкретно-исторических (документальных, повествовательных), учебно-методических, историографических и исторических трудов. Результаты исследования. На основе полученных результатов изучения истории региона были сделаны следующие выводы: а) регион получает мощный импульс в своем развитии в ХХ веке во многом благодаря внешним факторам; б) экономический, административный, политический и культурный подъем связан в первую очередь с принципиальным решением центральных властей о создании огромного Сибирского, затем Западно-Сибирского края со столицей в Новосибирске; в) события Великой Отечественной войны, эвакуация на Восток страны оборонных предприятий, многие из которых были размещены в Новосибирской области, также способствуют бурному экономическому и демографическому росту региона; г) некоторый экономический спад в послевоенные годы, связанный с конверсией, был «перекрыт» освоением целинных и залежных земель на территории Новосибирской области и строительством Академгородка. Заключение. Материалы по истории Новосибирской области, приведенные в данной статье, как и в ранее опубликованных работах, могут быть использованы в научной, учебно-методической и культурно-просветительской деятельности учителей и работников системы дополнительного профессионального образования региона.
Ключевые слова: историческое образование; региональная история; от губернии до столицы Сибирского региона; патриотическое воспитание; традиционные ценности; аксиологизация современного образования; гражданственность; Новосибирская область; город Новосибирск; историография; источниковедение.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети