Ценностно-смысловые приоритеты формирования единой научно-методической среды в ракурсе патриотического воспитания и развития личности: аксиологический и региональный подходы

В статье проблематизируется ценностная составляющая научно-методической поддержки национального проекта «Образование» на региональном уровне в аспекте формирования функциональной грамотности современного школьника. Цель исследования заключается в представлении конкретных научно-методических разработок инновационного характера в ракурсе расширения границ исследования насущных вопросов, связанных с формированием гражданской позиции личности обучающихся, с развитием их патриотических чувств, гордости и уважения к прошлому и настоящему, к культуре и языку, обычаям и традициям российского народа. Основной методологический посыл данного микроисследования, инициированного сотрудниками регионального института непрерывного профессионального образования педагогов в рамках проектной образовательной среды взаимодействия непосредственных участников всех уровней, обусловлен: а) необходимостью повышения статуса региональных и муниципальных методических объединений учителей; б) значимостью их лидерской гражданской позиции в новых нередко противоречивых условиях бытования личности; в) важностью культивирования повышенной осознанности и ответственности личности, психологической и дидактической готовности каждого педагога к решению профессиональных задач в свете обновленных образовательных ценностно-смысловых приоритетов воспитания и развития личности обучающихся. Как результат проведенных теоретико-методологических и научно-методических поисков, на примере деятельности ряда подразделений института (кафедра начального образования и кафедра иноязычного образования) показаны реализуемые с 2020 года направления и модели организационно-педагогического содержания и характера, ориентированные на создание инновационного развивающего пространства творческого взаимодействия участников проекта в плане решения воспитательных и частнодидактических задач регионального уровня. В заключение делается вывод, согласно которому а) средовый и аксиологический подходы к формированию и реализации организационно-педагогического содержания искомого проекта являются наиболее оптимальными; б) широкомасштабная актуализация вопросов патриотического воспитания и развития личности позволяет создать условия для тиражирования данного регионального опыта; в) конкретизация региональной событийной профессиональной среды становится важнейшим фактором продвижения предлагаемой модели взаимодействия региональных образовательных организаций (института, кафедр, методических служб, школ) на всероссийском уровне. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся идентичными вопросами.
Ключевые слова: инновационные педагогические практики, патриотическое воспитание, функциональная грамотность, стратегические коммуникации, муниципальные методические объединения.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети