Готовность молодых педагогов к профессиональной деятельности в контексте требований компетентностного подхода

В статье исследуется готовность молодых педагогов к профессионально-педагогической деятельности в контексте компетентностного подхода. Проблема реализации компетентностной модели на этапе вхождения в профессию напрямую связана с качеством профессиональной деятельности. Объект исследования — процесс освоения молодыми педагогами компетентностной модели профессиональной деятельности, предмет — проблемы готовности молодых педагогов к реализации компетентностной модели. Цель исследования — выявление основных проблем овладения молодыми педагогами компетентностной моделью профессиональной деятельности. Методы исследования: обзор научно-педагогической литературы по проблемам вхождения в профессию молодых педагогов; опрос, направленный на самооценку готовности молодых педагогов к реализации компетентностной модели и выявление ситуаций, вызывающих типичные трудности. Респондентами исследования были молодые педагоги с профессиональным стажем до пяти лет. Количество опрошенных составило 189 человек. Самооценка сформированности компетенций касалась следующих сфер профессиональной деятельности: учебная деятельность (планирование и проведение учебных занятий на основе современных форм и методов обучения, формирование мотивации к обучению; формирование универсальных учебных действий, организация развивающей образовательной среды в классе); воспитательная деятельность (организация различных видов внеурочной деятельности, формирование детского коллектива); цифровые компетенции (применение цифровых технологии в учебно-воспитательном процессе, умение вести электронные формы документации); компетенции, связанные с продуктивным взаимодействием с обучающимися и коллегами (владение индивидуальными и групповыми формами взаимодействия). Результаты исследования показали высокий уровень самооценки молодыми педагогами сформированности цифровых компетенций и компетенций, обеспечивающих организацию учебной деятельностью. Сложность вхождения в профессию связана с недостаточной сформированностью компетенций, обеспечивающих формирование мотивации к обучению. Молодые педагоги испытывают трудности при проведении различных видов внеурочной деятельности. Затруднение вызывает также взаимодействие с коллегами. Существенную помощь молодым педагогом оказывают наставники, администрация, а также коллеги. Исследование выявило слабую помощь в сфере научно-методического сопровождения прежде всего со стороны вузов и колледжей.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, профессиональная деятельность, профессиональные дефициты, самооценка деятельности.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети