Социализация как фундаментальный фактор образования

В современной стратегии развития образования на одном из ведущих мест в иерархии объектов стоит качество.
К сожалению, при оценке качества образования доминирует его знаниевый компонент.
Это и понятно, так как за многие годы мы научились измерять уровень обученности детей и даже ввели унифицированную форму заключительной оценки в виде ЕГЭ. А как же быть с воспитанностью учащегося, с его здоровьем?
Все понимают, что, обучившись в школе, выпускник должен освоить существующие в обществе нормы поведения и способы деятельности, он должен быть поставлен на такой жизненный путь, на котором бы у него появилась потребность постоянно развиваться, усваивая и воспроизводя культуру общества. Иначе говоря, он должен быть высоко социализирован. Может быть, не следует давать многочисленных определений образованию, в которых говорится о знаниях и умениях детей (это тоже важно!), а необходимо считать ведущим определение: ОБРАЗОВАНИЕ -- ЭТО СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРЕ. В этом случае социализация личности будет в основе понимания образования. Тогда становится очевидным, что образование является как составной частью, так и продуктом социализации, а обученность детей, их развитие, воспитанность, здоровье -- это составные элементы социализации как интегративного фактора. Такое понимание образования расширяет и углубляет оценку его качества, что позволяет увидеть полную картину личностного развития учащегося.
 
 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети