Гуманно-личностная технология обучения английскому языку

В новом тысячелетия России требуются связи с зарубежными странами, требуются специалисты, владеющие иностранными языками как средством общения, следовательно, все внимание следует уделять развитию способностей школьников, умению применять полученные знания в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Диалог культур понимается не только как знакомство с культурой всех англоговорящих стран, но и как постижение особенностей жизни и быта и менталитета россиян, духовного наследия России, ее вклада в мировую культуру. Моя цель - развить у ученика способность думать, умение формулировать свои позиции, оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

В обучении иностранному языку я ставлю ряд задач по развитию умений и навыков у учащихся:

  1. Научить грамотно работать с материалом, умело собирать факты, анализировать, группировать материал, работать со словарем, газетой, журналом, искать информацию в библиотеках.
  2. Развить умение выдвигать гипотезы, делать обобщения, умение обосновывать свои выводы, выявлять проблемы и находить пути их решения, обобщать наработанный материал.
  3. Научить составлять рассказ, писать рецензию, эссе, очерки, доклады, рефераты, оформлять документы, вести деловую переписку;
  4. Научить выступать на научно-практических конференциях, вести систематическую научно-исследовательскую (в пределах школьной программы) работу, принимать участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах.
  5. Выработать навыки ведения диалога, дискуссии, диспута, "круглого стола", семинара.
  6. Привить интерес к участию в проектах и ролевых играх, развивая коммуникативность, контактность, терпимость, доброжелательность, умение работать сообща.
  7. С помощью собственных авторских программ и пособия по эстетическому циклу воспитывать нравственность, повышать интеллект, культурный уровень своих учащихся.
  8. Путем создания спецфакультативов, лингвистических кружков, проведения внеклассных мероприятий (встреча с носителем языка, празднование дня Св. Валентина, Рождества, Дня благодарения и др.) формировать лингвистическую, социолингвистическую коммуникативную и страноведческую компетентность.

И наиболее оптимальный путь решения этих задач - технология личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку.

Работая над методической темой "Коммуникативная направленность в развитии навыков устой речи", обучаю школьников использовать иностранный язык как инструмент общения. Данная цель ориентирует на более широкое использование в учебном процессе материалов страноведческого и лингвострановедческого характера, а также материалов, связанных с культурой и историей страны изучаемого языка. Подобный подход предполагает тесную связь с другими дисциплинами школьного курса и даже их интеграцию (например, с литературой, историей, русским языком, географией), в результате чего у учащихся должно сложиться целостное представление о мире, людях, населяющих нашу планету, общечеловеческих ценностях, о мировой культуре, общих проблемах человечества. Этот подход предполагает весьма обширные знания по английскому языку, а также умение и навыки слушания, чтения, говорения и письма. Работа строится с учетом коммуникативной направленности, дифференцированного и интегрированного обучения всем аспектам языка и видам речевой деятельности. При таком подходе особе внимание следует уделять сознательности и активности учащихся в овладении материалом, а также принципу избыточности, который играет существенную роль в обучении иностранному языку. Это дает возможность вариативно и избирательно использовать материал в группах учащихся с разным уровнем языковой подготовки.

Данная технология ориентирует учащихся на филологическое образование, что прежде всего предполагает развитие языковой догадки, умения наблюдать, сопоставлять явления изучаемого языка с аналогичными элементами в структуре родного языка.

Учащиеся в классах различаются по уровню сформированности умений и навыков говорения, чтения, слушания, письма, по своему творческому потенциалу, умению общаться. В качестве основных методов технологии личностно-ориентированного обучения выступают следующие:

  1. методы обучения в сотрудничестве;
  2. методы проектов;
  3. разноуровневое обучение;
  4. модульное обучение.

Самым эффективным и результативным, на мой взгляд, является обучение в сотрудничестве. Основная идея технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных ситуациях для работы над совместным проектом. Это новый подход к предмету, где акцент делается на самостоятельном познавательном интересе. Можно отметить следующие положительные стороны этого вида работы:

1. Повышение общей мотивации учащихся. Проекты - личностно-ориентированный вид работы. При его подготовке учащиеся изучают интересные для себя темы. Например: Сравнительный анализ СМИ в США и России. 8 А; Российское телевидение в XXI веке. 9 А; Брак, семья глазами подростков. 10А; Музыка "Человек в современном мире". 7А и т.д. Проекты предполагают активное участие школьников в разных видах деятельности: они должны писать, клеить, вырезать, обращаться к справочникам, рисовать, составлять коллажи, искать фотографии, рисунки, брать интервью, делать инсценировки, рекламу, сочинять стихи, петь. Все это позволяет учащимся с разным уровнем языковой подготовки наравне участвовать в такой проектной работе.

2. Повышение значимости английского языка как средства общения. Рассказывая о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя преимущества английского языка как языка международного общения. Ведь в будущем они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свой город, хобби, работу, книгу, проблемы любого рода, и проектная работа готовит ребят к этому.

3. Образовательная и воспитательная ценность. Моя авторская программа позволяет, используя межпредметные связи (ИЗО, история, английский язык), развивать у учащихся познавательную активность, воображение, обучать ведению дискуссий, лекций, публичных выступлений на английском языке, отрабатывать умение аргументировать свою точку зрения, развертывать предложенный тезис. Данная программа разработана с учетом психолого-педагогических задач, возраста учащихся, их культурно-языкового пространства. Цель - связать прошлое и настоящее, спланировать будущее в свете идейно-художественных концепций, нравственных доминант времени, что позволяет лучше понимать исторические процессы с помощью различных искусств, своей собственной позиции, умения ориентироваться в современном мире и принимать самостоятельные решения. Школьники учатся вести исследовательскую работу, а выполнение проектов дает возможность на практике использовать знания и методы из других областей науки. При оценке проектных работ следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важна также степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта.

Основной прием в методике сотрудничества - работа в группах, но здесь нужно учитывать следующие психолого-методические нюансы:

  1. группы формируются с учетом психологической совместимости, с учетом того, что в ней будут сильные, средние и слабые ученики;
  2. если нет слаженности в работе - состав группы меняется;
  3. учитель распределяет "роли" в группе;
  4. группа получает одно общее для всех задание, но для реализации проекта каждый должен выполнить свою часть работы;
  5. оценивается работа не каждого ученика, а группы в целом;
  6. иногда две группы объединяются и предъявляют совместный результат работы (например, показ рекламы на ОРТ и МТV);
  7. некоторые особенно удачные проекты записываются на видеокассеты;
  8. по итогам проектных работ выпускается газета в виде проектного задания; обязательно нужна подробная оценка деятельности, с указанием всех положительных моментов.

Проектные задания дают понять ученику, что успех или неуспех всей группы зависит от каждого. Практически, это обучение в процессе общения. К подготовке проектов учащимися среднего звена можно привлекать старшеклассников.

Описывая, интерпретируя, рассуждая и играя, учащиеся овладевают необходимыми в общении речемыслительными умениями и навыками. Задача педагога - управлять этим процессом, постепенно усложнять речемыслительные коммуникативные задачи. Сотрудничество, сотворчество ученика и учителя, создание творческого микроклимата - обязательная основа гуманно-личностной технологии. Следует иметь в виду, что педагогическое воздействие всегда однонаправленно (учитель - ученик), а сотрудничеству, взаимодействию присуща разнонаправленность (ученик - учитель, учитель - ученик, ученик - ученик). Данная технология заслуживает внимания, т.к. она удовлетворяет потребности детей в общении друг с другом и с учителем. Такой процесс обучения выявляет три стороны общения:

1) информативную (передача и обмен информации);

2) интерактивную (организация взаимодействия в совместной деятельности);

3) перцептивную (восприятие и понимание человека человеком).

К методам интерактивного обучения в моей практике можно отнести КВНы, "круглые столы", дискуссии, семинары, телемосты, мини-конференции, где, как правило, после изучения объемной и значимой темы самостоятельно в ходе коллективного обсуждения подводятся итоги, ученики выступают с докладами, эссе, рапортами, сочинениями, критикой, анализом, рецензиями, исследованиями и научно-практическими рефератами. Особое внимание я уделяю научно-практической работе учащихся 5-11-х классов. Вся дополнительная информация и знания учащимися осмысливаются и перерабатывается на факультативах и спецкружке, на спецкурсах (технология), индивидуальных занятиях, на лекциях, далее она обрабатывается и представляется в рефератах для дальнейшего обсуждения уже на школьных, районных и городских научно-практических конференциях. При написании рефератов учитывается актуальность темы.

Моя цель как педагога - сделать акцент на реализации комплексного подхода при формировании у ученика языковой, речевой, эпистолярной и поведенческой

компетенции в процессе обучения нормам иноязычного общения. При работе в классах с углубленным изучением английского языка использую новые УМК, британские учебники и разрабатываю свои авторские пособия по актуальным проблемам современности: "Русская и английская живопись на рубеже ХХI столетия", "Музыка и человек", "Брак и семья в современном мире", "Роль женщины в XX веке", "СМИ - сегодня", "Современная социология", "Религия и мы".

Для оценивания знаний и умений учащихся в 1996-2001 гг. апробирована система, которая включает:

  1. обучение без текущих отметок (тематический контроль);
  2. ежедневную проверку домашнего задания;
  3. мини-тесты (1 раз в месяц) для контроля усвоения грамматического материала, срезовые работы (1 раз в четверть);
  4. контрольные работы (1 раз в 2 недели);
  5. творческие работы (эссе, обзоры, заметки, сочинения);
  6. зачеты (тематические);
  7. итоговая проверка (1 раз в четверть);
  8. экзамены (1 раз в год);
  9. независимые проверки;
  10. олимпиады (2 раза в год);
  11. участие в конкурсах, проводимых фирмами "Relod", "DBC", "Inotext".

Заявленная технология развития творческих способностей и коммуникативных качеств апробируется мною уже в течение десяти лет и получила положительные отзывы преподавателей методобъединения гуманитарного цикла школы N 63, районного методического объединения, кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО.

Гуманно-личностная технология

 

Классификационные параметры технологии


Результаты экзаменов по английскому языку в 5А, 6А, 7А, 8А классах в 2000/01 уч. г.

Т.А. Толстикова, учитель английского языка средней школы N 63 с углубленным изучением английского языка г. Новосибирска

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети