Некоторые проблемы перевода школы в режим личностно-ориентированного образования

"Личность - это каждый ребенок с его достоинствами и недостатками, с его мировосприятием, с его индивидуальными особенностями".
(Из анкеты учителя)

Несколько лет назад мы окончательно убедились, что старые методы и подходы к процессу обучения и воспитания становятся неактуальными. Мы, то есть муниципальное учебное учреждение, в условиях жесткой конкуренции должны как никогда соответствовать требованиям, которые по отношению к нам предъявляются прежде всего учащимися и их родителями. И конечно же, это прежде всего желание видеть урок либо внеклассное мероприятие как ситуацию успеха ребенка, в которой будут видны его достоинства, а в будущем они, возможно, перерастут в его достижения.

Но личность - это большая тайна, и ее потенциал скрыт от нашего взгляда, поэтому возникла необходимость совершенствовать процесс обучения и воспитания, подойдя к этому вопросу с позиции науки и практики.

Практичность подхода заключалась в глубоких, системных психологических исследованиях и в отслеживании динамики психологического роста в процессе обучения и воспитания учащихся педагогами школы. Соответственно, на основании направленности работы можно утверждать, что в нашей школе действительно идет процесс перехода в режим личностно-ориентированного обучения. Социологическое исследование, проведенное в прошлом учебном году, показывает, что педагоги испытывают разного рода трудности в этой работе. Прежде всего, отмечаются методические затруднения (40 %), 23 % учителей говорят о слабой научной подготовке, 20 % называют психологические и 10 % - педагогические затруднения.

А на вопрос о том, какие трудности возникают при сотрудничестве с учащимися, в основном суть ответов была такова: нежелание учащихся получать качественные знания. Конечно же, это нелестно для педагогов.

Возможно, трудности при переводе школы в режим личностно-ориентированного обучения возникают еще и потому, что педагогический коллектив состоит преимущественно из педагогов, которым за 40 и которые чувствуют себя состоявшимися профессиональными педагогами. Это подтверждает анкетное исследование на тему "Профессионализм педагогического общения", в результате которого выяснилось, что 27 % педагогов считают себя высокопрофессиональными в общении с учащимися, 56 % педагогов - профессиональными; непрофессиональных педагогов, с точки зрения самих педагогов, в школе нет. Трудности, возможно, возникают еще и потому, что педагоги в силу обстоятельств очень загружены, а с другой стороны, консервативны.

Поскольку личностно-ориентированное образование предполагает прежде всего умение учителя сотрудничать с учащимися, и наоборот, было проведено исследование "Определение стратегий взаимодействия "учитель - ученик", подтверждающее, что взаимодействие учителя с учащимися чаще стало носить характер сотрудничества, другие виды взаимодействия (диктат, конфронтация, нейтралитет) хотя и уменьшились почти вдвое, но все же присутствуют.

Что же значит личностно-ориентированное образование в нашей повседневной жизни?

По-моему, прежде всего это - психологическое изучение индивидуальности каждого ребенка и максимально возможное приближение его к процессу обучения, а процесса обучения - к нему.

Нельзя однозначно утверждать, что у нас в школе выработана четкая концепция решения этой проблемы. Мы находимся в процессе поиска. На протяжении нескольких лет у нас ведется систематическое психологическое наблюдение за каждым ребенком.

Однако педагогическое наблюдение, которое, с моей точки зрения, должно быть основой при переходе к личностно-ориентированному образованию, носит формальный характер, по-моему, в большей степени в силу загруженности учителя. Возникает вопрос: "Что делать?".

В ситуации отсутствия дорогих лицензированных методик диагностики был найден, по-моему, интересный выход - это социологические исследования учащихся, коллектива, которые могут дать объемную информацию о интересах, способностях и индивидуальных особенностях каждого ребенка. Я имею в виду методики Третьякова "Мотивация учебной деятельности учащихся", "Диагностика учебных умений учащихся", которые широко применяются у нас в школе и позволяют подготовить базу к переходу на личностно-ориентированные технологии обучения учащихся.

И.Л. Пенькова, психолог средней школы N23 с. Криводановка Новосибирской области
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети