Актуальные проблемы подготовки преподавателей искусства

Современная социальная ситуация характеризуется разрывом между культурой, наследием и человеком нашего времени, утерявшим с ней связь. Трансляция культуры в той форме, в какой она проходила последние десятилетия (информационной), перестала быть надежной основой для образования. Декларируя роль художественного творчества и его влияния на физическое и духовное здоровье детей, на деле мы получили отчужденного от художественного наследия человека, деформированного как в нравственном отношении, так и в физиологическом.

Причины:

  • В вузах, готовящих специалистов, доминирует формальный академизм, "застольная теория", не способные помочь оживить реальный процесс приобщения детей к искусству, обеспечить студентов практическими умениями работать с детьми. Научно - это практично.
  • У преподавателей спецшкол и средних учебных заведений отсутствуют комплексные, системные знания в вопросах методологии, психологии искусства, постановки музыкального и художественного мышления. Выпускники не имеют представления о педагогических технологиях развивающего и оздоровительного типа.
  • Выпускники, а затем и учителя имеют слабое представление о критериях уровня сформированности художественной культуры учащихся. Основным критерием успешности обучения до сих пор считаются техничность и уровень узкоспециальных умений, а не художественность и уровень сформированности потребности общения с искусством.

 

Требуется кардинальная ревизия системы специальных профессиональных учреждений (вузов и сузов): их структур, программ, методик. Специальным учебным заведениям необходимо пересмотреть подготовку кадров с учетом образовательного стандарта школы. Конечным результатом необходимо считать в первую очередь методологические знания и педагогический инструментарий, способные обеспечить многофункциональное и многоаспектное использование искусства в школьной практике.

В системе дополнительного образования и на уроках в школе необходимо формировать не только специальные способности, но в большей степени - универсальные, которые являются базовыми в любой художественной деятельности. Эти способности лежат не в сфере научения, а в плоскости развития личности. К ним относится в первую очередь эстетическое и художественное восприятие, которое становится источником развития художественно-творческих способностей.

Восприятие - первичное и завершающее звено коммуникации К-И-С. С восприятия начинается искусство, восприятием оно и заканчивается. Отсутствие у слушателей и зрителей творческого художественного восприятия - причина того, что и ребенок, и взрослый слушатель "скучают" на концерте, не стремятся общаться с искусством в картинной галерее, поскольку не могут выйти на содержательный пласт художественного произведения.

В ИСТОКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ВСЕГДА ЛЕЖИТ РАЗВИТОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ. Именно поэтому необходимо вести работу в двух базовых направлениях:

  1. Развитие восприятия и мышления, обеспечивающее понимание языка искусства.
  2. Развитие творческого начала, своего тезауруса.

 

Что касается творчества, то идет вытеснение данного процесса исполнительской или ремесленнической практикой. Художественная деятельность не есть только работа с художественным материалом - это прежде всего создание своего авторского текста.

Акт творчества всегда уникален, неповторим как таинство, а восприятие универсально, всеобщно. Однако навык восприятия художественного текст, навык общения с творцами через семантику и синтаксис языка искусства практически не формируется ни в школе, ни в специальных высших учебных заведениях. Отсутствие критериев и низкий художественный вкус не позволяют учителям оценить и распознать шедевры, выявить талантливые неординарные работы. В тоже время произведения низкопробные, но сделанные по академическим канонам, выдаются за эталонные.

Перекос в подготовке кадров в сторону технологической узкоспециальной обученности при ограничении педагогической грамотности и общехудожественного развития студентов приводит к профессиональной несостоятельности, дискомфорту выпускников, дезадаптации в школьном социуме.

Вопрос о соотношении художественного и технического в профессиональной подготовке кадров необходимо решить концептуально и в ближайшее время.

Чем больше развито художественное мышление, чем лучше развито восприятие и воображение, тем больше технологическая мощь мастера, тем точнее он выразит "звездный говор". Эта проблема актуальна в большей степени в работе с детьми, где зачастую технологизм, стремление к профессиональной обученности доминирует над художественностью.

Что такое технологизм? Это все до-духовное, до-вдохновенное. Ничего отрицательного в технологизме нет до тех пор, пока он не занимает место цели в музыкальном, художественном творчестве.

Технологизм как цель - реакционен, так как тормозит художественность. Это с его помощью разделяют растущих музыкантов на перспективных и неперспективных, успевающих и неуспевающих, профессионалов и непрофессионалов. При этом вся вина ложится на ученика: "Он не способен, ему не дано". А смог ли педагог разбудить личность? Если духовному дать проникнуть в технику, то оно сделает содержательными все элементы ремесла.

Профессиональные (технологические) требования идут извне. А значит, они ограничивают самость человека, и от ученика требуют лишь то, что требуют и от всех других. Уникальность ребенка в таком случае никого не интересует - интересует похожесть на то, что было, уже понравилось и узнаваемо.

Художественность и подлинный артистизм - вот тот центр и идеал, на котором вызревает настоящий музыкант, мастер.

Человек не овладеет профессионализмом, пока не найдет художественные возможности в себе, пока не заработает его восприятие, его воображение.

Как формировать оба полюса - ремесло и художественность - равноценно и синхронно?

Педагогически этот вопрос можно решать в каждой конкретной ситуации, однако в целом можно указать направление: освоение техник, языка можно доверить самому ученику, а работать больше над идеей, содержанием, образом, создавая ситуацию и атмосферу открытия, догадки, свободы выражения.

ГДЕ ИСТОКИ И МЕХАНИЗМЫ ВОСПИТАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОСТИ?

  • В содержательном анализе произведений.
  • В развитом эстетическом восприятии.
  • В опыте общения и раскодирования текстов культуры, в создании своих интерпретаций.
  • Проблема формирования опыта восприятия школьниками художественных произведений - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами. Для этого прежде всего надо ответить на вопросы:
  • Что есть содержание художественного произведения?
  • Каковы механизмы "раскодирования" художественных текстов? Можем ли мы педагогически воздействовать на детские ассоциации? Как сделать содержание художественного произведения собственными мыслями и чувствами ребенка?
  • Каковы механизмы и пути развития творческого начала детей? Как связано восприятие и творчество?
  • Как учить детей искусству и как можно научиться духовному у искусства?
  • Как расширить спектр творческих предметов и как сделать традиционные предметы творческими? Каковы критерии успешности образовательного процесса?
  • Как можно использовать искусство в оздоровительных целях в школе?
  • Какими технологиями необходимо оснастить выпускников вузов для обеспечения профессиональной компетентности и выполнения школьного образовательного стандарта?

Думается, что педагогика должна приобрести черты психогогики - работы с душой, психеей. Внимание педагогических кадров должно переместиться от технологий обучения к технологиям побуждения к действию.

Л.П. Маслова, кандидат педагогических наук, НИПКиПРО
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети