Концепция регионального компонента государственного образовательного стандарта начального основного и среднего общего образования в Новосибирской области

 Утверждена решением коллегии управления народного образования от 28 января 1998 года
 
Закон Российской Федерации «Об образовании» определил дна компонента государственных содержательных стандартов — федеральный и национальный. Федеральный компонент государственного содержа тельного стандарта, служит для обеспечения целостности образовательного пространства Российской Федерации.
Региональный компонент госу­дарственного содержательного стандарта утверждает целостность образовательного пространства на территории Новосибирской области и эквивалентность образования, независимо от места его получения. Их единство — один из важных гарантов реализации политики обеспечения целостности российского образовательного пространства.
Закон возлагает ответственность за формирование содержания образования на федеральные и региональные органы управления.
Региональный компонент государственного содержательного стандарта носит прикладной характер и ориентирован на обеспечение учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для успешной социализации по месту проживания, и является механизмом реализации региональной политики в области образования.
Настоящая концепция опреде­ляет основные принципы конструирования и ключевые моменты технологии реализации регионального компонента государственного содержательного стандарта в системе общего средне­го образования на территории Новосибирской области.
Нормативно-правовой основой для создания настоящей концепции послужили Закон Российской Федерации «Об образовании», в частности ст. 7, указывающая на необходимость учета «состояния социокультурной среды», потребностей и возможностей конкретного региона.
На территории Новосибирской области региональный компонент вводится в базисные учебные планы областным Законом «Об образовании в Новосибирской области» в соответствии со ст. 14, 29, п. 2 и 47 Закона «Об образовании ».
Разработка регионального компонента предшествует:
  • принятие программы развития образования в Новосибирской области сроком на пять лет, на основе комплексного изучения тенденций долгосрочного развития народно-хозяйственного комплекса и вычленения областных приоритетов;
  • утверждение областной целевой программы «Региональный компонент государственного содержательного стандарта среднего полного общего образования» .
Структурные составляющие регионального компонента обуславливаются особенностями Новосибирской области как субъекта Российской Федерации.
В демографической сфере это:
  • тенденция к сокращению населения в связи с падением рождаемости и ростом смертности населения;
  • тенденция к общему постарению населения;
  • ухудшение состояния здоровья по всем половозрастным группам населения;
  • концентрация половины населения в мегаполисе;
  • наличие компактов проживающих национальных групп населения;
  • большая разбросанность малочисленных сельских населенных пунктов;
  • низкая миграция населения (2%).
В хозяйственной сфере это:
  • аграрно-промышленная ориентация;
  • отсутствие достаточной сырьевой базы;
  • доминирование промышленной сферы высоких технологий;
  • слабое развитие внутриобластных коммуникаций;
  • незначительное развитие сферы обслуживания;
  • наличие мегаполиса, оказывающего существенное влияние на экономику, экологию региона;
  • благоприятное географическое положение, способствующее развитию торговых связей.
В научно-образовательной сфере это:
  • высокий научный потенциал как в сфере фундаментальных, так и прикладных наук, охватывающих ведущие направления современного знания;
  • высокая концентрация образовательных учреждений, обслуживающих как Новосибирскую область, так и сопредельные территории, и имеющих международные связи;
  • мощный научно-педагогический потенциал, обусловленный наличием высококвалифицированных педагогических кадров во всех сферах современного знания;
  • опыт изменения содержания образования с учетом современных требований и местных условий на всех уровнях образования;
  • растущая сеть негосударственных образовательных учреждений;
  • высокий культурный потенциал.
В регионально-политической сфере это:
  • удобное географическое и транспортное местоположение;
  • средоточие сибирских региональных структур.
Общеконцептуальные требования к региональному компоненту.
Региональный компонент должен базироваться не на предметном подходе, а реализовываться в виде местного материала в рамках федерального компонента (до 50% времени), не достраиваться над федеральным компонентом, а органично в него интегрироваться в рамках образовательных областей, не увеличивая учебную нагрузку на учащихся за счет введения дополнительных предметов, а реализуя процесс познания за счет интеграции предметов и рационального структурирования учебного материала.
Содержание регионального стандарта может быть представлено путем включения его в качестве отдельных разделов, тем, конкретной информации в предмете федерального компонента или введением в учебный план спецкурсов и факультативов.
Вариативная часть содержания регионального компонента должна строиться на деятельностно-практической основе, означающей систематический поиск учителем и всем педагогическим коллективом образовательного учреждения разработанных форм и методов усвоения программного содержания образования, усвоения его как в учебной, так и во вне-учебной практической деятельности, с использованием самых разнообразных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы.
Значительным резервом реализации вариативной части регионального компонента может стать взаимодействие образовательных учреждений с интенсивно развивающейся в настоящее время системой дополнительного образования.
Региональный компонент призван:
  • способствовать формированию личности выпускника школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого созидателя его социокультурных ценностей и традиций;
  • гарантировать каждому учащемуся право на получение нормативных знаний, обеспечивающих ему успешную социализацию в масштабах страны и Новосибирской области;
  • помочь человеку найти место в том региональном социуме, где он проживает и где возможно максимально полно реализовать свои способности;
  • углублять и конкретизировать знания, предусмотренные федеральным компонентом;
  • обеспечивать координацию усилий всех участников общеобразовательного процесса;
  • способствовать консолидации ресурсов, отпускаемых на образовательный комплекс, и повышать эффективность капиталовложений в него.
Основные функции регионального компонента образовательного стандарта:
  • установление единообразного подхода к формированию содержания регионального компонента;
  • обеспечение преемственности обучения на различных ступенях образования;
  • определение минимального объема знаний, умений и навыков учащихся, подлежащих обязательному усвоению в рамках регионального компонента;
  • оптимизация оценки качества результатов обучения.
Учебно-методическое обеспечение регионального компонента:
  • учебные программы;
  • учебно-тематические планы;
  • учебники;
  • хрестоматии;
  • рабочие тетради;
  • электронные учебники и компьютерные программы;
  • методические пособия;
  • наглядные пособия и дидактические материалы;
  • стандартные средства контроля,
Региональный образовательный стандарт предусматривает:
  • региональный базисный учебный план с пояснительной запиской;
  • минимальные требования к интегрированным уровням подготовки обучаемых по содержанию регионального образовательного стандарта;
  • систему измерителей выполнения требований регионального стандарта.
Введение регионального образовательного компонента государственных образовательных стандартов требует:
  • наличия утвержденной программы развития образования и образовательной политики области;
  • областного Закона «О региональном компоненте в содержании образования»;
  • утвержденной областной целевой программы «Региональный стандарт»;
  • разработки, апробации и издания учебников и учебных пособий;
  • разработки и издания методических пособий и рекомендаций;
  • повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
  • создание необходимой учебно-материальной базы.
Введение регионального компонента на территории предполагается осуществить постепенно, после тщательной опытно-экспериментальной проверки. Создание стандарта регионального компонента, а также разработка учебно-методического комплекса осуществляется под руководством института повышения квалификации и переподготовки работников образования в рамках областной целевой программы «Региональный компонент».
 
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
 
Областной совет депутатов
 
1. Принимает Закон «Об образовании» в Новосибирской области.
 
Администрация новосибирской области
 
1. Принимает «Программу развития образования в Новосибирской области на 1998—2003 гг.»
2. Принимает целевую программу «Региональный компонент образовательного стандарта Новосибирской области».
 
Управление народного образования администрации новосибирской области
 
1. Издает приказ «Об опытно-экспериментальной проверке регионального компонента образовательного стандарта Новосибирской области».
2. Обеспечивает условия для успешного проведения эксперимента.
 
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
 
1. Осуществляет научно организационное руководство опытно-экспериментальной проверкой регионального компонента.
2. Организует научно-методическое руководство по целевой программе «Региональный компонент образовательного стандарта Новосибирской области».
3. Формирует и организует работу временных научных коллективов.
4. Осуществляет повышение квалификации и переподготовку учителей по региональному компоненту.
Территориальные органы управления образования
1. Определяют школы для экспериментальной проверки регионального компонента.
2. Издают приказ об опытно-экспериментальной проверке.
3. Обеспечивают условия для успешного проведения эксперимента.
 
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
 
1. Выделяют работников для проведения опытно экспериментальной проверки и участия во ВНИКах.
2. Определяют тематику экспериментальной работы.
3. Формируют экспериментальный учебный план.
4. Обеспечивают условия для успешного проведения эксперимента.
 
РАБОТНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
 
1. Разрабатывают экспериментальный учебный план.
2. Осуществляют адаптацию учебно - методических комплексов.
3. Осуществляют диагностическую работу по ходу эксперимента.
4. Вносят предложения по коррективам эксперимента.
5. Составляют итоговый отчет по эксперименту.
6.Участвуют в работе ВНИКов. 
 
СХЕМА ВОЗМОЖНОГО МЕСТРАСПОЛОЖЕНИЯ КОМПОНЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
 
Инвариантная часть: Федеральный, Региональный
Вариативная часть: Региональный, Школьный
 
 
Над проектом работал авторский коллектив в составе:
 
Синенко В. Я., доктор пед. наук, профессор, ректор НИПКиПРО;
 
Королева Э. П., кандидат пед. наук, проректор по учебно-методической работе;
 
Боровиков Л. И., кандидат пед. наук, доцент, проректор по научно-методической работе;
 
Варющенко В. И., кандидат ист. наук, доцент, завкафедрой теории социально-политических отношений.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети