Развитие инновационных процессов в педколледже

 В связи с изменившейся со­циально-экономической ситу­ацией изменилась и система требований к специалисту по до школьному образованию как со стороны общества, так и со стороны родителей. От­крытие новых типов детских дошкольных учреждений, воз­росший уровень требований к образованию, состоянию здо­ровья, будущей «конкурентос­пособности» привели к тому, что существовавшая система подготовки дошкольных ра­ботников вошла в противоре­чие с изменившимися потреб­ностями общества и с харак­тером современной педагоги­ческой деятельности.
Вопрос о необходимости изменения содержания образования при­вел нас к введению целой си­стемы инновационных процес­сов. Результатом таких изме­нений стала реорганизация пе­дагогического училища в педа­гогический колледж. В новом статусе мы проработали уже четыре с половиной года. Этот факт дает нам право подвести некоторые итоги с точки зре­ния тенденций, противоречий и закономерностей развития инновационных процессов, с одной стороны, и принципов управления этими процессами — с другой.
Внедрение новшеств про­диктовано не только измене­ниями внешней среды, но и глубоким самоанализом нашей деятельности, сравнением прогнозируемого и реального результата обучения. Такой самоанализ проведен по схе­ме, предложенной в методи­ческих рекомендациях М. М, Поташника «Как разработать программу развития школы». В итоге этого самоанализа мы выделили ряд недостатков, для устранения которых и была разработана программа раз­вития колледжа на ближайшую перспективу.
За этой тенденцией скры­вается многообразие противо­речий, присущих и всей систе­ме, и нашему колледжу в ча­стности.
Первое из них — противо­речие между старым и новым, связанное и с научно-техни­ческим прогрессом, и с соци­ально-экономическими про­блемами современного обще­ства. Все это требует обнов­ления содержания процесса обучения и воспитания на всех ступенях непрерывного обра­зования. В Связи с этим мы вынуждены были пересмот­реть учебный план подготовки специалистов, ввести туда но­вые образовательные курсы, такие как психолого-педагоги­ческий практикум, русские традиции и фольклор, инфор­матика (вместо технических средств обучения), валеология и т. д.
Второе противоречие вы­текает из первого.
Дифференциация научных знаний, их удвоение каждые десять лет, постоянно возрас­тающий объем знаний приве­ли нас к тому, что необходи­мо структурировать учебные курсы, исключая дублирование отдельных тем на разных предметах. Таким образом, появились интегрированные программы, такие как «Изодеятельность с элементами худо­жественного труда», «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», «Те­атрализованная деятельность в детском саду», «Управление сенсорно- математическим развитием дошкольников» и т.д.
Противоречие между уве­личивающейся массой знаний, факсов и границами учебно-воспитательного процесса по­рождает одну из важнейших проблем современной дидак­тики: проблему базового об­разования и его ядра необходимого минимума знаний для получения основной специаль­ности. Решая это противоре­чие, мы вышли на вариативные учебные планы.
Экспериментальный учеб­ный план колледжа включает в себя три блока:
? обязательный, дающий право на получение основной профессии «Воспитатель в дет­ских дошкольных учреждени­ях»;
? обязательный по выбору студентов, включающий в себя предметы, дающие право по­лучения специализации;
? вариативный, включаю­щий предметы дополнитель­ного образования (факультати­вы, спецкурсы, кружки).
На сегодняшний день нами разработаны пакеты доку­ментов по трем специализаци­ям.
Названные противоречия заставляют нас работать в пла­не активизации познавательной деятельности студентов, эффективного использования аудиторного и внеаудиторно­го времени, то есть формиро­вания культуры умственного труда, ведущей к развитию личности.
И появляется новое проти­воречие: работа в системе развивающего обучения тре­бует огромных материальных, временных, психологических затрат по сравнению с репро­дуктивным обучением. Реше­ние этого противоречия дол­жно привести нас к введению действительно, а не формаль­но дифференцированной оп­латы труда, к созданию еди­ной системы непрерывного: образования в рамках педаго­гического колледжа как пер­вой ступени педагогического университета. Отрадно заме­тить, что именно в этом учеб­ном году произошли большие; сдвиги в наших взаимоотношениях с вузом. До тех пор пока оба наших учебных заведения не будут юридически поставлены в определенные правовые отношения, противоречие это не будет устранено.
Второй тенденцией в развитии инновационных процессов является возрастающая потребность в новом педагогическом знании среди преподавателей и студентов. В нашей работе эта тенденция реализуется прежде всего через различные виды и формы системы повышения квалификации.
Формирование системы повышения квалификации включает в себя диагностику затруднений в профессиональной деятельности преподавателей, а также диагностику профессиональной готовности абитуриентов к профессиям типа «человек-человек».
Реализацию этой тенден­ции мы видим в совершенствовании системы профориентационной работы со старшек­лассниками школ города. (До­говор со школой-гимназией № 113). Мы прекрасно пони­маем те факторы, которые сдерживают развитие инновационного преподавательского потенциала: опять материаль­ное, стимулирование, различ­ное отношение педагогов к введению новшеств. (Данные К. Ангеловски о классифика­ции педагогов по принципу отношения к инновационным про­цессам.)
Основным противоречием данной тенденции является противоречие между возможностями и действитель­ным состоянием педагогичес­кого сообщества. К сожалению, мы можем констатировать тот факт, что не всем препода­вателям полностью удается ре­ализовать свой профессио­нальный потенциал. Среди наших коллег мы видим большой резерв нереализованных возможностей и способностей. Закономерно встает вопрос о формах и способах стимули­рования профессионального роста преподавателей коллед­жа.
Третья тенденция развития «инновационных процессов свя­зана с этапом внедрения педа­гогических новшеств в окру­жающую педагогическую Череду. Мы уже вплотную подошли к ее реализации. Целый ряд преподавателей из других педучилищ области и региона уже проходили стажировку в нашем учебном за­ведении. И здесь тоже появляются противоречия. Одно из них — нарушение принципа академи­ческой честности. В уставах американских колледжей принцип академической честности является основополагающим, и поэтому большое внимание уделяется защите авторских прав, что абсолют­но не характерно для нашей действительности в целом, а не только для сферы образования.
Тенденции и противоречия неизбежно приводят нас к воп­росу о законах инновационных процессов, которые действу­ют и в нашем конкретном слу­чае. Я бы хотела проанализировать действие четырех из них на примере нашего учебного заведения. Закон необратимой деста­билизации педагогической инновационной среды. Его суть заключается в следующем: любой инновационный процесс вносит деструктивные разрушения в ту социально-педагогическую среду, в кото­рой он осуществляется.
Нам пришлось отказаться от целого ряда учебных предме­тов, разрушить единую и неде­лимую классно-урочную сис­тему, привычный стереотип пятибалльной оценки и т. д.
Мы прекрасно понимаем, что эти изменения необрати­мы, даже если не все дали тот результат, к которому мы стремились. В силу этого по­являются неизбежные издержки, связанные с кадровыми и духовными возможностями коллектива студентов и препо­давателей. Закон гласит, что у нового всегда есть противники, которые не принимают его в силу психологических, соци­ально-экономических или организационно-управленческих причин. Необходимо знать, что чем значительнее педаго­гическое новшество, тем осно­вательнее дестабилизация.
Второй закон — закон фи­нальной реализации инноваци­онного процесса. Иными сло­вами, любой инновационный процесс, в начальном звене которого находится педагогическое новшество, должен рано или поздно, сознательно или стихийно реализоваться.
Даже те новшества, которые вначале предстают как безнадежные; в конечном итоге найдут себе дорогу. Мы пока что еще не дожили до полного воплощения этого закона в нашем конкретном случае.
Но тем не менее, опреде­ленные результаты уже име­ем. Так, например, с этого учебного года все преподава­тели изодеятельности пере­шли на новую программу, ра­ботают по авторскому курсу психолого-педагогического практикума.
Третий закон — закон стереотипизации педагогических инноваций гласит: любая педа­гогическая инновация имеет тенденцию со временем пре­вращаться в стереотип мыш­ления и практического дей­ствия. Зная о существовании этого закона, хочется пожелать, прежде всего, себе, а затем и всему педагогическому кол­лективу никогда не забывать о нем, для того чтобы не возве­сти в ранг догмы все то, что является на сегодняшний день прогрессивным.
И наконец, последний закон — закон цикловой повторяе­мости, который можно пере­фразировать так: новое — это хорошо забытое старое, но в иной ситуации.
Знание этих законов позво­ляет раскрыть и основные прин­ципы управления инновацион­ными процессами: сочетание централизации и децентрали­зации, единоначалия и колле­гиальности в управлении, прин­цип рационального сочетания прав, обязанностей и ответ­ственности в управлении, прин­ципы системности, конкретно­сти.
На основании вышеизло­женного можно сделать следу­ющие выводы:
На сегодняшний день пед-колледж № 1 находится в ре­жиме развития в соответствии с основными тенденциями и законами развития любой педагогической системы. Педа­гогический коллектив коллед­жа четко представляет себе цели и конечный результат это­го развития.
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети