Школа, открытая для всех

Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 17 представляет собой учебное заведение, сфокусировавшее в себе все основные проблемы образовательной системы. Уже прошло почти шесть лет с того времени, когда система образования отказалась заниматься воспитанием. С отказом от внеклассной работа ушла идея ответственности за ребенка, осталась ответственность за набор знаний. Последствия этого очевидны для всех: возросшая подростковая преступность, увеличение числа детей группы риска, но еще хуже - утрата самоуважения, уверенности в себе.

Наша школа открылась для всех, кого не принимают в лицеи и гимназии, в профильные классы и частные школы, кому не оказалось места в ПТУ и колледжах. Мы вполне позитивно рассматриваем вывод таких подростков из престижных школ района, т. к. иначе невозможно работать со способными и талантливыми учениками. Мы принимаем всех учащихся Центрального района без ограничения возраста и обученности. Анализ личных дел пятисот поступивших к нам учащихся, беседы с ними, родителями, анкетирование позволило нам определить основные причины прихода к нам:

  • конфликты со сверстниками - 9%,
  • с учителями - 5%,
  • систематическая неуспеваемость по русскому языку и математике - 11%,
  • по всем предметам - 7%,
  • совмещение учебы с трудоустройством - 15% (дети из малообеспеченных семей),
  • совмещение учебы с обучением в ПТУ, ССУЗах, колледжах, на курсах - 38%.

По возрасту они распределяются следующим образом:

  • 14 лет - 1%,
  • 15 лет - 34%,
  • 16 лет - 36%,
  • 17 лет - 17%,
  • 18 лет - 5%,
  • старше - 7% (демобилизованные юноши; девушки, создавшие семьи).

Эта безработная молодежь может стать реальной угрозой обществу, т. к. многие из них впитывают из жизни самую бесчеловечную суть. У многих отсутствует устойчивость перед грубым насилием, соблазном, нечестностью. Подростки "ставят на счетчик", ходят, как взрослые, "на стрелки", умеют "делать крышу". Легко оказываются под влиянием лидеров с антисоциальными установками, среди учащихся 2-й ступени почти все с грифом "учетник".

У учащихся центра нет уверенности в себе, а у их родителей - в нас. Уж коль их выгнали престижные школы, то в этом "отстойнике" хорошего не дождаться. И сначала они были правы. Шесть лет назад, когда началось резкое омоложение школы, мы оказались на одиноком острове. Предшествующая система управления школой дала "пробуксовку". Она стала неспособной решать задачи школы. Мы давали огромный отсев, выгоняя подростков в никуда. Поэтому появилась необходимость в проведении инноваций. Новшества мы начали с приглашения молодого психолога. Не имеющий практики специалист был направлен в класс для "охраны" трудных от совершения неправомерных поступков и оберегания троих подростков, ранее совершивших суицидные поступки. Но когда до конца года ничего страшного не произошло и благодарные родители одного из сложных подростков привели в школу младшее потомство, я поняла, что "на авось" такие эксперименты с трудными подростками проводить жестоко.

Одним учителям невозможно создать современную здоровую школу. Тем более что подростку нужна экстренная помощь, т. к. в школе он пребывает один-два и редко три года. Нужны усилия педагогов, врачей, психологов, валеологов, воспитателей, социальных педагогов. Поэтому была создана педагогическая система, позволяющая не только нивелировать последствия дезадаптации, но и добиваться стабильных результатов в обучении и воспитании. Управление педагогической системой обеспечивает эффективное взаимодействие всех служб школы, созданных в последние годы: психологической, социально-педагогической, методической, службы здоровья, материально-бытовой.

Вот некоторые итоги нашей работы:

  • появляются выпускники, окончившие школу на "4" (7, 10, 15%); сокращается количество учащихся, оставленных на повторное обучение (16, 5, 3%);
  • практически нет выпускников со справками; растет число поступивших в вузы (3, 5, 7%);
  • больше желающих получить начальное допрофессиональное образование через УПК (7, 12, 20%);
  • возросло число снятых с учета за период обучения (13, 33, 50%);
  • отсев за три года - 20, 8, 6%;
  • процент успеваемости - 80, 96, 96%.

  Эти позитивные изменения доказывают, что в ОСОШ N 17 создана и реализуется достаточно результативная педагогическая система. Тем не менее мы осознаем, что система находится еще в стадии апробации и требует дальнейшего развития и коррекции.

Сейчас мы устанавливаем связи с кафедрой специальной педагогики и психологии института имени Валенберга в Санкт-Петербурге.

 
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети