К вопросу о правовом образовании и воспитании учащихся

Борьба за право во всех гранях и ипостасях этого трудного дела включает ряд составляющих, которые охватывают, наряду с юридической наукой и юридическим образованием, также общее правовое просвещение, а еще более - реальное состояние права и законности в стране, состояние культуры и гражданственности. Все "рецепты", которые могут способствовать оптимистическому развитию человеческого общества, а в этой связи - борьбе за право, достигнут цели только тогда, когда это воистину святое дело станет своего рода сверхзадачей - делом всех и каждого в обществе. С.С. Алексеев

Периодически в средствах массовой информации слабо "плещется волна" обсуждений проблемы правового образования молодежи: что преподавать? как? в каком объеме? интегрированно или в виде отдельного курса? права человека или основы законодательства? Волна слабеет, сходит на нет, оставляя в сознании некоторых работников системы образования убеждение в том, что преподавание права необходимо, и досаду на то, что не все, от кого это зависит, разделяют данное убеждение. Достаточно широко известны имена тех, кто активно способствует созданию системы правового образования в России: Наталья Ильинична Элиасберг, Лидия Ивановна Семина, Анатолий Яковлевич Азаров, Вероника Всеволодовна Спасская, Светлана Игоревна Володина, Всеволод Владимирович Луховицкий и другие. Они не только авторы различных программ и учебников, но еще и активные пропагандисты идеи правового образования школьников. Ряды сторонников права в системе среднего образования постепенно пополняются и получают поддержку коллег из высшей школы. Один из ключевых участников разработки официальной программы модернизации отечественной школы Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, например, считает, что выпускник школы должен обладать "набором ключевых умений": умений совместной работы, ведения диалога, доказательного отстаивания собственного мнения, а также прикладными знаниями экономики и права. Данные знания и умения необходимы молодому человеку для продуктивной и успешной личной деятельности, они же помогают гражданам в ненасильственном разрешении социальных конфликтов. Как бы ни были различны программы правового образования, их объединяет следующее: это учебные курсы, претендующие на самостоятельное место в школьном расписании. Есть ли иной путь передачи правовых знаний, формирования правовой культуры, правового воспитания учащихся? Нам представляется - есть! Наряду с желаемым предметом "Правоведение", целям правового образования учащихся могут послужить и другие школьные дисциплины.

Вспомним советские времена. Тонко, умело и последовательно государство пропагандировало ценности советского строя: в учебниках математики - задачи про колхозы, совхоза, перевыполнение производственных планов; на уроках литературы - преимущества социализма, стихи о советском паспорте. Об истории в данном контексте можно и не упоминать. Нельзя ли для достижения целей преподавания русского и иностранного языка, математики и географии использовать правовой материал? Может быть, ненавязчивое его применение будет способствовать и целям правового образования и воспитания? Заметим, что такой опыт уже имеется у преподавателей русского языка и литературы, работающих по учебным пособиям "Вокруг тебя - мир...", подготовленным Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста, знакомящим учащихся с нормами международного гуманитарного права. Конечно, для такой деятельности учителя сами должны обладать правовой культурой, иметь необходимые правовые знания и умения, им необходима поддержка не только методистов, но и правоведов.

В гимназии No. 6 подобный опыт накапливается. На правовом материале строятся некоторые уроки английского языка, русского языка, математики. Кроме того, формирование правовой культуры происходит и во внеурочной обстановке. Создание и деятельность детской общественной организации, школьной кампании, социальное проектирование, деловые игры -достаточно известные и продуктивные формы правового образования и воспитания.

Все вышеназванное требует специальной подготовки, больших затрат времени и сил, но в конечном счете оправданно.

Хочется возразить тем, кто намеренно упрощает проблемы и задачи правового образования, сводит его к игре, развлечению, рассчитывает на постоянный живой интерес детей к данному предмету. Не надо питать иллюзий. Право - достаточно сложное и многогранное явление общественной жизни. Изучать право не просто. Некоторые правовые категории могут быть недоступны детям. В этом случае может быть даже лучше избежать рассмотрения отдельных вопросов, чем, упрощая, утратить или исказить их правовое содержание.

При выработке стратегии правового образования необходимо учитывать объективную взаимосвязь морали и права как феноменов общественного сознания, руководствуясь, например, основными положениями гуманистической теории личности. Среди многообразных концепций, составляющих содержание данной теории, наиболее приемлемой в данном случае представляется разработанная Л. Колбергом концепция морального развития ребенка. Колберг Л. описал более тридцати сторон жизни, в связи с которыми люди высказывают свои моральные суждения:

  1. Суждения о моральных обязанностях и ценностях - суждения о праве, об обладании правом, о долге или обязанностях, об ответственности, о восхвалении или порицании, о наказании или поощрении, о моральном и аморальном, об оправдании и объяснении.
  2. Элементы нравственных ценностей или обязательств - предусмотрительность (следствия желательные или нежелательные для себя), социальное благополучие (следствия желательные или нежелательные для других), любовь, уважение, справедливость как свобода, справедливость как равенство, справедливость как взаимность и контракт.
  3. Социальные проблемы и институты, которых эти суждения касаются, - социальные нормы, сознание личности, роли и вопросы личной привязанности, роли и вопросы авторитарности и демократии (ролевое разделение труда, связанное с социальным контролем), гражданские свободы (право на свободу и равенство людей как личностей, граждан, членов социальных групп), справедливость наказаний, справедливость действий, жизнь и собственность, правда, секс.
Обобщенное отношение к этим различным аспектам жизни легло в основу выделения следующих стадий морального развития детей:
  1. Доконвенциональный или доморальный уровень. Человек следует в своем поведении установленным в обществе правилам, определяющим, что хорошо и что плохо, но при этом ориентируется только на физические, связанные с удовольствием или неудовольствием, следствия совершаемых поступков (наказание, поощрение, фаворитизм и т.д.), а также на авторитет и власть тех, кто эти правила установил.

    Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание. Действия оцениваются как хорошие или плохие в зависимости от того, приводят ли они к поощрениям или наказаниям.

    Стадия 2. В качестве морально оправданного действия рассматривается такое, которое способствует удовлетворению потребностей индивида и потребностей других людей одновременно.

  2. Конвенциональный уровень. Человек подчиняется принятым моральным требованиям и следует нравственным ожиданиям семьи, группы, нации.

    Стадия 3. Ориентация на образец "хорошего мальчика" или "послушной девочки".

    Стадия 4. Ориентация на требования "закона и порядка". Человек поступает хорошо потому, что выполняет свои обязательства или долг и строго следит за соблюдением установленного порядка ради него самого.

  3. Постконвенциональный, принципиальный или автономный уровень. Человек пытается выяснить и установить для себя универсальные моральные ценности, которые верны независимо от того, какая группа людей их разделяет и проповедует, и независимо от того, каковы отношения данного индивида с соответствующей группой людей.

    Стадия 5. Ориентация на социальный контракт - договор. Это официально принятая общественная мораль.

    Стадия 6. Ориентация на универсальные общечеловеческие этические принципы справедливости, добра, взаимности, равенства людей, прав человека.

Этапы личностного возрастного развития ребенка несколько отличаются от тех этапов, через которые он проходит, совершенствуясь интеллектуально. Во-первых, они длиннее. Во-вторых, эти этапы не совпадают по времени с этапами развития интеллекта. В-третьих, они занимают, как правило, более значительный период жизни человека, чем процесс его интеллектуального развития. Если последний в основном заканчивается к подростковому возрасту, то процесс личностного развития в этот период еще активно продолжается. Опуская характеристику двух первых дошкольных этапов развития личности ребенка, остановимся на последующих, приходящихся на школьный период.

Третий этап - этап скрытого формирования мировоззрения и морали. Он приходится на возраст от 6-7 до 11-12 лет. В этом возрасте ведущей является учебно-познавательная деятельность, а в связанном с ней общении ребенка со взрослыми и сверстниками закладываются основы нравственной позиции индивида.

Четвертый этап - этап, открытый в первичных проявлениях мировоззрения и морали. Он связан с обучением детей в средних и старших классах школы и занимает возрастной период от 12-13 лет до 15-16 лет. К окончанию школы, т.е. к возрасту около 16-17 лет, личность можно считать в основном уже сформированной. Изменения, происходящие с человеком в его дальнейшей жизни, обычно не затрагивают многие личностные черты, которые, определившись по окончании школы, далее остаются уже практически неизменными. Именно на учащихся 10-17 лет необходимо в основном ориентироваться, создавая систему правового образования в школе. Вероятно, должны учитываться традиции гуманистической педагогики: отношение к ученику как к активному субъекту образовательного процесса, ориентация на потребности и интересы учащегося, учет возрастных особенностей школьников, гуманный характер отношений между учителем и учеником, создание положительной мотивации к учебной деятельности, стимулирование познавательной активности учащихся, развитие мышления, склонности к исследовательской деятельности, воспитание гуманных нравственных чувств.

Динамику же процесса правовой социализации учащихся можно оценивать, руководствуясь разработанным ЮНЕСКО для этой цели примерным перечнем основных направлений и критериев. Такими критериями являются определенные знания, ценностные ориентации и умения. Хорошо продуманная и организованная система правового образования в школе позволяет добиться понимания учащимися принципов равенства и демократии, которые лежат в основе представления о равенстве людей и праве всех людей на жизнь, свободу и самоопределение; знания своих прав и ответственности; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и социальным развитием в интересах социальной справедливости; понимания необходимости равновесия между экономическим ростом и сохранением окружающей среды, необходимости международного сотрудничества и мира; в сфере ценностных ориентаций - способствует формированию самоуважения учащихся, уважения интересов других людей, чувства ответственности за сохранение окружающей среды, уважения принципов демократии и мира и готовности работать в более справедливом мире, критического отношения к различным источникам информации, желания участвовать в решении общественно значимых проблем; формирует умения критически оценивать различные вопросы, использовать многодисциплинарный подход к решению проблем, эффективно работать в малых и больших социальных группах для достижения общей цели, свободно и уверенно общаться с различными людьми, избегая агрессивности, которая нарушает права других индивидов, а также пассивности, которая лишает человека его собственных прав, желания и способности влиять на принятие решений.

Задавшись вопросами: "А для чего необходимо правовое образование в школе вообще? Не следует ли отложить этот процесс до более зрелых лет? А может быть, можно ограничиться нравственным воспитанием молодежи?", - наверное, следует признать, что освободившаяся ниша немедленно заполнится всевозможными программами воздействия на личность сомнительного, если не сказать большего, свойства, успешно распространяющимися с помощью средств массовой информации.

В заключение хотелось бы процитировать известного новосибирского ученого Альберта Константиновича Черненко: "...Борьба за человека, который может носить имя правовой личности, приобретает все большую значимость. Ибо умение и желание использовать свои права создает такое сообщество людей, в котором гражданская апатия и пассивность, стремление переложить свою обязанность по обеспечению прав человека на государственные институты заменяется рациональной включенностью личности в политическую и социально-правовую деятельность, в борьбу за уважение своих неотчуждаемых прав, понимание своей ответственности за соблюдение законов государством".

Библиографический список

  1. Хватит воспитывать социальных дебилов / Беседа журналиста Сергея Полякова с Ярославом Кузьминовым // Школьное обозрение. - 2002. - No. 1. - С. 32-36.
  2. Права человека, культура мира, демократия: Документы международных организаций по воспитанию и обучению. - М.: Московская школа прав человека, 1998. - С. 68-83.
  3. Черненко А.К. Философия права. - Новосибирск: Наука; Сиб. предприятие РАН, 1998. - С. 95-96.
Г.К. Балабушевич, учитель гимназии No. 6 "Горностай" г. Новосибирска
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети