Измерение качества повышения квалификации учителя

Измерение качества повышения квалификации учителя - сравнительно новое направление педагогических исследований, входящих в компетентность особой области научного знания - квалиметрии. Педагогика повышения квалификации призвана сегодня активно искать квалиметрические методы работы со слушателями в процессе их базовой курсовой подготовки.

Выполненный концептуально-теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной повышению квалификации учителя, позволил определить три основных ракурса квалиметрического анализа результатов повышения квалификации учителя. Это:

  • информационно-образовательный, по существ дела означающий измерение и оценку качества усвоенной учителем информации, полученной в ходе курсовой подготовки;
  • деятельностно-практический, означающий оценку качества приобретенных практических умений и навыков;
  • личностно-психологический, свидетельствующий об изменениях в отношении учителя к различным сторонам своего профессионального опыта, динамике отношения к ресурсам и перспективам своего профессионального развития.

В течение 1998-99 учебного года на кафедре социализации личности и психологии воспитания нами была апробирована специальная анкета с выпускниками годично "Школы педагогов дополнительного образования", реализующей базовые курсы повышения квалификации. Анкета ставила своей целью отслеживание динамики происходящих перемен в плане субъективного контроля педагогом следующих характеристик профессионального опыта:

1. Самооценка имеющихся ресурсов, где выявлялись профили как реальных индивидуальных достижений, так и желаемых устремлений к профессионализму; представлялась идеальная, на взгляд педагога, модель качеств идеального педагога дополнительного образования.

2. Проектирование индивидуальных перспектив своего роста. Здесь оценивалась способность педагога к конкретному тематическому планированию форм и методов своего профессионального самосовершенствования, умение соотнести свою индивидуальную траекторию профессионального развития с социально-профессиональными условиями первичного педагогического коллектива, в котором работает педагог.

3. Субъективная оценка педагогом информационно-образовательной стороны курсовой подготовки, где представляются также в структурированном виде основные разделы реализованной учебной программы базовых курсов. Предлагается пятибалльная шкала оценки.

Несмотря на то, что приводимый далее образец анкеты предназначен для педагога дополнительного образования, она, как показал опыт сотрудничества с другими кафедрами НИПКиПРО, может быть успешно модифицирована и для работы с другими категориями слушателей. Иное дело, что оценка качества приобретенных знаний, умений, навыков должна вестись комплексно и дополняться, к примеру, объективной оценкой качества профессиональной подготовки учителя со стороны преподавателей-экспертов; на деятельностно-практическом уровне - дополняться системой диагностических проблемно-творческих заданий; отслеживаться по хронологическому параметру - степени влияния на практическую деятельность уже в условиях школы, по прошествии некоторого времени после завершения базовых курсов; системой зачетных заданий, измеряющих глубину информационно-аналитических умений педагога, его способности не только анализировать полученную информацию, но и пользоваться ею в решении назревших педагогических и методических проблем.

Анкета выпускника "Школы педагога дополнительного образования" 1998-99 учебного года

Для дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации педагогов дополнительного образования в Новосибирске и Новосибирской области ответьте, пожалуйста, на ряд следующих вопросов, распределенных в три блока. I блок. Самооценка имеющихся ресурсов профессионального опыта

Ресурсы развития профессионализма педагога дополнительного образования, как известно, находятся как в нем самом, так и в его ближайшем окружении.

Ответы на нижеприводимые вопросы позволят ответственным специалистам управления образования Новосибирска, управления образования администрации области, руководителям вашего образовательного учреждения, преподавателям кафедры социализации личности и психологии воспитания НИПКиПРО эффективнее планировать работу по обеспечению непрерывного профессионального обогащения вашего педагогического опыта.

1.1. Перечислите, пожалуйста, три аспекта вашей профессиональной деятельности, которые вам более всего удаются в реальных условиях вашего опыта:

1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

1.2. Перечислите две-три грани (стороны) вашего профессионального опыта, которые вы хотели бы улучшить в ближайшей перспективе:

1.___________________

2.___________________

3.___________________

1.3. Перечислите три, на ваш взгляд, приоритетные сферы профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, которые он особенно хорошо должен знать для успешной работы:

1._____________

2._____________

3._____________

II блок. Моделирование индивидуальной траектории своего профессионального развития

2.1. Вообразите, что у вас есть полная возможность по своему усмотрению организовать удовлетворяющее вас повышение своей квалификации как педагога дополнительного образования. В этой связи сформулируйте примерную тематику и укажите сроки и оптимальную продолжительность курсов, какие, на ваш взгляд, уместно было бы провести в будущем учебном году. Внесите данные в таблицу:

  
№№ п/п Примерное название курсов либо актуальной проблемы Желательные сроки проведения в учебном году Продолжительность обучения
1.

2.

3.

     

2.2. На каком уровне (из нижеприводимого списка) вы более всего ощущаете препятствия для своего профессионального роста? (Подчеркните одно-два главных препятствия.)

  • со стороны коллег-педагогов
  • со стороны администрации ОУ
  • со стороны детей
  • со стороны родителей
  • что-либо еще?
  • сопротивления не ощущаю

2.3. Как вы оцениваете инновационный потенциал своего коллектива? (Нужное подчеркнуть.)

  • активный, творческий, действительно работающий в режиме развития
  • недостаточно творческий работаем рутинно, без творческих инициатив
  • не знаю

III блок. Рефлексия индивидуально-личностной значимости информации, полученной в ходе обучения на данных курсах

3.1. По каждому из пяти пройденных вами блоков обучения (общепедагогический, психологический, дидактический, методический, предметно-практический) проранжируйте меру полезности полученной вами информации, применяя следующие критерии 5-балльной шкалы:

5 - ощущаю очень высокий эффект роста профессионализма

4 - приращение компетентности достаточно высокое

3 - полученные знания удовлетворительные

2 - не удовлетворен полученной информацией

1 - совершенно не приобрел ничего полезного

 

Внесите данные в нижеприведенную таблицу, а также укажите в ней предложения для кураторов данных блоков по организации аналогичных курсов в будущем учебном году. №№ п/п Название блока Ранг оценки по пятибалльной шкале Рекомендации по организации для кураторов каждого из блоков 1. общепедагогический 2. психологический 3. дидактический 4. методический 5. предметно-практический

3.2. Укажите, какие темы и идеи вам особенно запомнились из всего прочитанного лекционного курса:_______________________________

3.3. Какие идеи, касающиеся возможности усовершенствования работы вашего детского творческого объединения у вас возникли в ходе курсовой подготовки в "Школе педагога дополнительного образования" (1998-99 уч. год)?

_________________________________

Общая эмоциональная оценка времени, проведенного на данных курсах (пожелания, рекомендации, предложения и др. В свободной форме изложения.).

___________________________________________

Какие-либо дополнительные сведения о себе (по желанию):________

Благодарим за участие в анкете!

Преподаватели и сотрудники кафедры социализации личности и психологии воспитания

Новосибирск, " " _________ г.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети