Этнокультурная направленность учебно-воспитательного процесса

В апреле в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования проходила последняя в этом учебном году областная научно-практическая конференция — “Технологичность образовательного процесса и профессиональная культура педагога”. Публикуем некоторые доклады, освещающие эту проблему с различных теоретических и опытно-практических позиций.

Благодаря использованию в современной образовательной системе “этнокультурного компонента содержания образования”, его богатейшим и уникальным учебно-воспитательным возможностям, думается, можно решить актуальнейшие проблемы нашего времени: необходимость сохранения национального самосознания, духовного наследия и основы нашего бытия — природного мира. Российское общество постепенно начинает понимать, что важнейшей основой его саморазвития должно стать осознание каждым человеком национальных интересов России, понимание каждым своей собственной позиции как позиции гражданина полиэтнического государства, освоение каждой личностью духовно-нравственных ценностей народа. Кроме того, перед каждым человеком на земле, вне зависимости от его национальной принадлежности, раскрыта бездна, грозящая поглотить все человечество. Это — нарушение экологического равновесия между сферами природы и человеческой деятельности, которое может обернуться физической гибелью и природы, и людей. Поэтому можно смело сказать, что будущее России и мира впрямую зависит от двух важнейших составляющих, абсолютно необходимых в культурном багаже современного образованного человека. Это — этнокультурологический и экологический компоненты в сознании личности. При этом знание отечественной культуры и понимание основ экологии окружающего природного мира, экологии семьи и народов России и мира должны быть не изолированными друг от друга в человеческом сознании, а составлять единую мировоззренческую целостность, необходимую и гуманитарию, и технарю.

Однако прочное, основательное становление национального сознания и экологического мышления, освоение духовно-нравственных ценностей возможно только в том случае, если ребенок с раннего детства, с рождения живет и растет в нравственно, эстетически, интеллектуально здоровой атмосфере семьи, ближайшего ее окружения, в обществе, которое знает и бережет свои традиции и осознанно выстраивает систему наследования этих традиций от поколения к поколению. Общество имеет два важнейших института передачи своего культурного опыта. Это институт семьи и система образования. И у семьи, и у системы образования сейчас общая цель: развитие проектных способностей детей, которые позволяют каждому наиболее эффективным образом находить свое место в личной, профессиональной, общественной жизни. Проектные способности дают возможность осознанно сопрягать достижение частных успехов с успехом всего российского общества, при этом не разрушая природную среду — естественную колыбель любого общества. Без такого осознанного сопряжения, без традиционного для русской духовной культуры гармоничного сочетания личных и общественных интересов немыслимо успешное развитие ни отдельной личности, ни России как соборной личности, объединяющей в ce6e разные народы.

Итак, и общество в целом, и семья, и система образования как общественные институты наследования культурного опыта, обеспечивающие жизнеспособность общества, имеют сейчас двуединую общую цель. Эта цель такова — развитие проектных способностей детей и становление национального сознания, обеспечивающих жизнеспособность общества и сохранность природной среды.

Поставленная цель достижима только тогда, когда осваиваются не внешние, “сувенирные”, признаки культурного наследия, а его живое, вечно развивающееся ядро. Это ядро можно определить как нераздельное триединство истины, красоты и добра. Именно эти нравственно ориентированные категории являются сущностными характеристиками народной культуры. Они сообщают народной картине мира ЦЕЛОСТНОСТЬ, СТЕРЕОСКОПИЧНОСТЬ, ОНТОЛОГИЧЕСКУЮ ПЕРВИЧНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ, НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ. А ведь именно непротиворечивость является критерием истинности; цепь-арность всегда признавалась эстетическим свойством; устойчивость, первозданность — признаком доброкачественности явления. Перечисленные сущностные характеристики и позволяют развеиваться народной культуре во времени, не теряя своей самотождественности и в то же время не топчась на месте, не копируя саму себя, не повторяя отжившие формы, решая насущные задачи современности, позволяя нации выдержать все испытания, которым ее подвергает ход истории. И если содержание этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе будет организовано в соответствии с этими характеристиками, он, этот компонент, способен стать фундаментом современного образования. Тогда образовательная система сможет достичь целей, поставленных перед ней нашей эпохой.

Не будем забывать, что все народы мира, все народы России живут в едином природном и социокультурном пространстве. Сложная судьба России, в том числе события настоящего времени, достаточно убедительно показали, что путь разделения народов, путь абсолютизации роли и места отдельных этносов в истории страны — это путь, чреватый социальными потрясениями, бедами, гибелью. Сложный, противоречивый, но в целом плодотворный диалог культур славянских, финно-угорских, тюркских племен и народов, который шел на территории России в древности и в средневековье, опыт взаимодействия разных народов в течение нового и новейшего времени привели в России к реальному сложению нации — ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ многих поколений, связанных общей историей. Результаты этого исторического процесса невозможно игнорировать.

Сейчас страна, государство, нация вступили в полосу испытаний на прочность. И важнейший вклад системы образования в то, как российское общество выдержит эти испытания, — обеспечить минимум этнокультурологической и экологической “грамотности”, насущно необходимой каждому гражданину нашего Отечества. Это поможет по достоинству оценить роль и место каждого народа в жизни России, поможет взвешенно и спокойно выбрать дальнейший ее путь, учитывая слабые и сильные стороны предшествовавших исторических этапов. В Институте образования МОПО РФ мною и моими коллегами разработаны три взаимосвязанных проекта комплексного освоения традиционной культуры: программа “Наследие” для системы дошкольного воспитания (1); курс “Введение в народоведение” для начальной школы (2) и курс “Мир народной культуры” для средних — старших классов (3). Преемственность вышеперечисленных проектов обеспечивается общими методологическими подходами к организации их содержания.

Суть этих подходов состоит в следующем. В системе образования, особенно на ее базовых, начальных, ступенях, когда закладывается фундамент самосознания личности, в том числе осознание своей национальной и этнической принадлежности, необходимо средствами комплексного освоения традиционного наследия донести неповторимое своеобразие определенной этнической культуры. При этом принципиально важно не абсолютизировать это своеобразие как некую замкнутую в себе систему свойств и качеств народа, его культуры, истории, его психического, интеллектуального, нравственного, эстетического облика, а показать на конкретном примере, что культура КАЖДОГО народа является ОСОБОЙ формой проявления ЕДИНОЙ, ОБЩЕРОДОВОЙ сущности ЧЕЛОВЕКА; что эта СУЩНОСТЬ складывается в процессе сложного, многоступенчатого развития ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. При этом развитие человечества понимается как процесс и результат многообразной жизнедеятельности субъектов человеческого развития — отдельных этносов, находящихся в каждый определенный момент своей истории в качественно особых состояниях (племя, народность, народ, нация).

Для решения сформулированной задачи необходимо такое построение содержания и методов образования на определенном этническом материале, которое бы обеспечивало принципиальную СООТНОСИМОСТЬ, принципиальную возможность СРАВНЕНИЯ с содержанием и методами этнопедагогической работы на материале других культур. Следовательно, необходимо выбрать ОБЩЕЕ ОСНОВАНИЕ для сравнения содержания разных культур. В качестве такого общего основания для сопоставления разных культур выбрана принципиальная схема освоения традиционной культуры, опирающаяся на освещение ТРЕХ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, одинаково важных для любого народа, в любой исторический период его развития. Эти проблемы остро стоят и перед естественнонаучным и гуманитарным циклами общего образования. Они решаются средствами естественных и гуманитарных наук, разными видами искусства (анонимного, фольклорного и профессионального, авторского), разными по форме и содержанию идеологическими и философскими системами осмысления мира. И конечно же, эти проблемы изначально наполнены громадным духовно-нравственным содержанием и связаны с экологической проблематикой, если экологию понимать не узко, а широко — как науку о сложных, тонких взаимных соотношениях ПРИРОДНОГО и СОЦИОКУЛЬ-ТУРНОГО в рамках всеобъемлющего понятия “МИР”, как науку о личностной этике отношения каждого человека к природе, обществу, к самому себе как части единого целого. Поэтому эти проблемы, поставленные и решенные на материале традиционной народной культуры, могут стать прочным фундаментом целостного учебно-воспитательного процесса, дают возможность с ориентацией на личность ребенка организовать и содержание всех других дисциплин базового общего образования. Каковы же эти проблемы?

ПЕРВАЯ ПРОБЛЕМА — ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. В рамках этнокультурного компонента содержания образования она раскрывается на целостном материале ритмически организованного традиционного народного календаря как универсального явления мировой культуры, возникшего на синкретической стадии ее развития. Раскрывается эта проблема и в ходе анализа целостной системы художественных средств разных видов традиционного искусства (словесно-музыкального, хореографического, изобразительно-прикладного). Данный аспект возможен потому, что художественная система народной культуры в своих истоках опирается на древние представления о неразрывной связи ЧЕЛОВЕКА и ПРИРОДЫ. Эти представления типологически сходны практически у всех народов мира и основаны на идее осуществления и взаимоподобия Человека и Природы. В новое время древняя идея может быть интерпретирована как идея Единства Человека и Природы, идея единой экосистемы, в которой Человек как существо разумное и своей деятельностью воздействующее на Природу занимает центральное и определяющее для этой системы место. Следовательно, этнопедагогическая работа в школе по проблеме “Человек и природа в народной культуре” обеспечивает гуманитарный фундамент для изучения естественнонаучных дисциплин (таких, как природоведение, экология), показывая детям с точки зрения философско-антропологического подхода, как в ходе развития народа формировались древние представления о природе, о происхождении и устройстве мира, какими виделись связи между человеком и природой, как на основе наблюдений наших предков за реальными природными явлениями появлялись начатки народных погодоведческих и сельскохозяйственных знаний, как складывалась целостная, стереоскопичная, непротиворечивая народная картина мира, которая всемерно способствовало сохранению нравственного здоровья человека, ощущению им своего места в мире не “над природой”, а в гармонии с ней. Это, собственно, и есть истинное экологическое сознание и нравственный императив, необходимые для существования людей на Земле.

Этнопедагогическая работа по проблеме “Человек и природа в народной культуре” дает фундамент и для глубокого изучения художественного языка самых разных видов искусства (изобразительного, музыкального, словесно-поэтического) в конечном счете всегда находится смысловое ядро, рожденное человеческим восприятием природы. Таким образом, мы можем убедительно показать детям первичность, онтологичность системы художественных средств народной культуры и их системообразующую роль для чрезвычайно развитых художественных языков авторского, профессионального искусства в древности, средневековье, в новом и даже новейшем времени.

ВТОРАЯ ПРОБЛЕМА — ЧЕЛОВЕК И СЕМЬЯ. В рамках этнокультурного компонента содержания образования она раскрывается в ходе освоения целостной системы традиционных семейных обрядов и обычаев, сопровождающих каждого человека в течение жизни: обряды и обычаи рождения человека и вхождения в человеческое общество; система традиционного воспитания; свадебные обряды и обычаи; духовный строй семейной жизни; обряды и обычаи, связанные с кончиной и поминовением человека. Целостность этой системы состоит в том, что она содержит в себе народный взгляд на смысл индивидуальной жизни человека в контексте извечных и очень схожих у разных народов духовных ценностей нравственного, философского порядка: ценность материнства, отцовства, детства; трудолюбие, взаимопомощь, милосердие, сострадание, взаимовыручка; мудрость и спокойствие старости, органическая необходимость духовной преемственности поколений в семье как залог продуктивного существования и развития народа. Перечисленные семейные, “домашние” ценности и есть основа ритмичной, природосообразной жизни человека, основа ДОМА как материального и духовного фундамента семьи. При этом, обращаясь к изучению ценностей семейной культуры, нам надо помнить, что у греческого слова “ойкос” — “дом” и у термина экология один, общий корень.

Этнопедагогическая работа по проблеме “Человек и семья в народной культуре” дает мощный фундамент для духовно-нравственного воспитания детей. Ведь каждый из них в будущем встанет перед проблемой построения собственной семьи, станет отцом или матерью, продолжая тем самым жизнь своего народа новыми его ветвями-поколениями. Освоение детьми народной жизненной философии, народного понимания смысла существования человека на земле дает фундамент для глубокого изучения русской классической литературы, таких ее титанов мирового уровня, как Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков и др. По моему глубокому убеждению, без знания духовного смысла семейно-обрядовой традиции народа невозможно и безнравственно строить школьные курсы такого типа, как, например, “Этика и психология семейной жизни”, не говоря уже о курсах сексуального воспитания, которые, будучи построены без знания традиционной психологии и философии взаимоотношений разных половозрастных групп, становятся курсами воспитания и оправдания безнравственности и бездуховности. Таким образом, работая по проблеме “Человек и семья в народной культуре”, мы имеем возможность убедительно показать детям универсальность, абсолютность сущностных координат человеческого бытия (жизнь—смерть, молодость— старость, добро — зло и т. д.), продемонстрировать устойчивость нравственной нормы и привлекательность этого качества народной культуры, необходимость этой устойчивости для жизни и человека, и народа.

ТРЕТЬЯ ПРОБЛЕМА — ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ. В рамках этнокультуропогического образования она раскрывается по ходу освоения достижений народа в динамике историко-культурных этапов его жизни: изучение эпоса в тесной связи с книжной словесностью. Для русской культуры это былины, исторические песни, предания, сказания, летописи, жития святых — все это произведения, в которых содержится народная оценка своей истории. Чрезвычайно важно для решения проблемы “Человек и история” изучение особенностей архитектуры как целостной художественной системы, зримо выявляющей народную философию; изучение многообразия локальных художественных ремесел, промысловых традиций, разных форм народного искусства, представляющих многообразие исторических связей русского народа с народами России и мира, с профессиональным искусством. В результате изучения этого материала Человек предстает как СУБЪЕКТ ИСТОРИИ, как носитель этнического и национального сознания, создающий в ходе истории народа его материальные и духовные ценности; а история народа — как процесс и результат преемственной межпоколенной связи полноценных носителей национального сознания, связи, которая обеспечивает воспроизводство и непрерывность развития народа как самоценного субъекта, выполняющего свою неповторимую роль в непрерывной истории полиэтнической страны и мира. Проблема “Человек и история” также может быть осмыслена в понятиях экологии: человек есть связующее звено в цепи поколений определенного народа; а каждый народ занимает и должен занимать свое место, свою экологическую и культуротворческую нишу в нашем общем большом доме — на Земле.

Этнопедагогическая работа в школе по проблеме “Человек и история, родная земля в народной культуре” есть фундамент практически всех дисциплин гуманитарно-эстетического цикла: собственно истории, граждановедения, обществознания, литературы, изобразительного и музыкального искусства и в целом изучения мировой художественной культуры. В результате дети смогут не отвлеченно, умозрительно “выучить” историю своего народа для получения оценки, а через народную эмоциональную оценку представить себе основные этапы формирования феномена “родная земля” в его вариативных пространственно-временных координатах (древний период, средние века, новое время, современность); в ярких явлениях народной художественной культуры познакомиться с основными культурно-историческими и этноконтактными зонами России, формирующимися в ходе ее истории: Древний Киев, Новгород Великий, Москва, Петербург; Северо-Запад России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток; воспринять как духовно близкие образы легендарных и исторических деятелей, внесших вклад в формирование национального характера. Это былинные герои, создатели государственности, духовные вожди, знаменитые земляки. Но самое главное, учащиеся смогут дать нравственно-эстетическую оценку понятию “отечество”; деятельности своих соотечественников; смогут соотнести особенности своего характера и понимания жизни с характером и пониманием жизни своих знаменитых соотечественников и земляков в прошлом и настоящем.

В итоге работы над тремя обозначенными мировоззренческими проблемами для каждого возможно осмысленно поставить и решить вопрос о месте человека в сферах природы, семьи, в истории своего Отечества с точки зрения традиционной культуры и осознанно выбрать собственную позицию по отношению к сферам природы и общества, наиболее перспективную с точки зрения современного гражданина — носителя определенного национального сознания.

Эта принципиальная схема разработана на основе русской традиционной культуры, но, естественно, может быть наполнена конкретным материалом традиционной культуры любого народа России в зависимости от региона, от конкретной этнокультурной ситуации; материал разных традиционных культур региона может быть представлен в сопоставлении друг с другом.

Методический путь сопоставления материала традиционных культур разных народов конкретно и предметно представлен как в учебниках для детей, так и в книгах для учителя. Эти пособия сейчас начали планомерно выходить в издательстве “Дрофа” (4). Представилось важным начать с выпуска учебных пособий для начальной школы как определяющего звена общего образования, где ребенок уже целенаправленно работает с учебником. В этом состоит отличие начального этапа обучения в школе от предшествующего, фундаментального, звена — подсистемы дошкольного воспитания, где работа с материалом традиционной культуры впрямую с учебником не связана и обладает значительным своеобразием в связи с особенностями детей дошкольного возраста.

Учебники и книги для учителя идут под общим названием: “Введение в народоведение Родная земля”. В тексте учебников идеальный и предметный мир традиционной культуры выстраивается таким образом, чтобы и ребенок, и учитель сопоставляли конкретные факты русской культуры с соответствующими фактами культур других народов России и мира. Система заданий в учебниках для детей и постоянная рубрика “Региональный компонент” в книге для учителя целенаправленно ведут ребенка и учителя к постоянному, систематическому сопоставлению каждого конкретного факта конкретной темы с конкретными фактами современной и традиционной культуры народов того края, в котором живут и учатся дети.

И вот тут возникает важнейшая проблема, решить которую можно только совместными объединенными усилиями ученых, работающих над исследованиями традиционной культуры коренных и переселенческих этносов в конкретных регионах, областях России, и специалистами педагогических вузов, лабораторий, ВНИКов. Это проблема региональной корректировки как курса “Введение в народоведение”, так и двух других проектов. Конечно, отдельный творческий учитель, специально заинтересованный народной культурой своего края, может и сам начать такую корректировку, особенно в сельской школе. Но безусловно, любой учитель массовой школы нуждается в помощи местных ученых, которые бы создали серию книг и пособий по духовной и материальной культуре народов края. Активизировалась такая деятельность в Ивановской, Архангельской, Шуйской, Кировской, Свердловской, Ярославской и многих других областях России. Однако дополнительно к таким изданиям требуется и создание либо регионального варианта общефедерального учебника, либо разработка peгиональной рабочей тетради, дополняющей единый федеральный учебник.

Другая важнейшая проблема, от которой реально зависит, быть или не быть курсу в системе начальной школы стабильно, а не факультативно, как сейчас. Это проблема конкретной, в предметной, детально разработанной интеграции курса “Введение в народоведение” как стержневого практически со всеми дисциплинами начальной школы: родным языком и развитием речи, словесностью, природоведением и широким изучением окружающего мира, занятиями музыкой, изобразительным искусством, хореографией, с трудовым и физическим воспитанием. Содержание курса органично входит в эти дисциплины, становится исходным материалом, на основе которого учителя решают специальные задачи начальной школы — обучение письму, грамоте, чтению и т. д. Тем не менее наряду со стихийными опытами требуется реализация того механизма интеграции, который уже заложен в учебниках курса “Введение в народоведение”. Тут непочатый край работы как для педагогов-практиков, так и для педагогов-теоретиков, которые должны работать в тесном контакте со специалистами в области народной музыки, хореографии, прикладного, изобразительного искусства, с учеными-культурологами, этнологами, фольклористами.

Если удастся выстроить такую работу по двум направлениям — региональной корректировки всех трех проектов и интеграции с дисциплинами начальной школы курса “Введение в народоведение”, то комплексное освоение народной культуры станет действительно и стабильным основанием всей системы обучения и воспитания в детском саду и в начальной школе, даст прочную основу стационарной школьной дисциплине “Мировая художественная культура”, поможет разумно, логично соединить классную и внеклассную работу, школьную и внешкольную деятельность детей, системно объединит усилия семьи и школы в воспитании граждан Отечества, единого для всех нарсудов России. Комплексное освоение ценностей традиционной отечественной культуры в системе общего образования по трем предложенным образовательно-воспитательным проектам поможет нам осмыслить свое прошлое, чтобы понять настоящее и осознанно выстроить перспективу будущего России и ее народов.

Литература:

1. Журнал “Дошкольное воспитание” с 10-го номера за 1997 год и в ряде номеров за 1998 год.

2. Сборники: “Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа”. (1—3); (1—4). М.: Просвещение, 1994; То же. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996; 3-е изд. — М.: Просвещение, 1998; “Программно-методические материалы. Природоведение. Начальная школа”. М.: Издательский дом “ Дрофа”, 1998.

3. “Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура”. М.: Просвещение, 1995.

4. Новицкая М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля. Учебник-тетрадь. 1—2 класс. М.: Дрофа, 1997; Новицкая М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля. 1—2 класс. Книга для учителя. М.: Дрофа, 1998. Готовится к публикации учебник “Введение в народоведение. Родная земля”. 3 класс; в процессе написания находится учебник “Введение в народоведение. Родная земля”. 4 класс.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети