Технологический подход в повышении качества образовательного процесса

Как заметил Р. Киплинг: "Образование -- величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно". Качество образования "задает" качество жизни человека и общества. Проблема качества образования является, по моему мнению, центральной, которую нужно решать сегодня.

За теоретическую основу я взял теорию комплексно-целевого управления качеством образования, базирующуюся на нескольких основополагающих принципах. Среди них, например, такие: комплексность, перспективность, преемственность и др. Выделив основные направления и принципы управления качеством образования, я определил тот пакет документов, который дал бы право перейти к технологическому подходу в управлении качеством образования; это: закон РФ "Об образовании", Типовое положение о школе; устав школы; положения о классах углубленного изучения предметов, классов компенсирующего обучения; локальные акты, утвержденные советом школы (школа "Малыш", организационно-педагогическая структура школы и т. д.).

Исходя из положений закона РФ "Об образовании", мы стали оценивать качество образования по следующим параметрам: уровень достижений поставленных целей; уровень выполнения требований государственных образовательных стандартов; уровень реализации индивидуальных возможностей учащихся; уровень удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.

Выбор такой последовательности параметров преследовал решение нескольких взаимосвязанных задач.

Хотя основные цели определены Типовым положением, нужны были своя цель и приоритеты, которые могли бы определить специфику и направленность образовательного процесса и его результатов. Разрабатывая основные направления концепции развития школы, я исходил из того, что школа имеет, кроме самостоятельности, достаточно прочную материально-техническую базу: оборудование, учебно-методический комплекс, дидактические и раздаточные материалы, высокий потенциал учительских кадров.

Обучается 700 учащихся, школа имеет лицензию, прошла аттестацию и государственную аккредитацию в 1998 году. Всего работает 47 учителей, из них со званиями: заслуженный учитель РФ - 1; отличник образования - 7. Работают 11 выпускников школы. Имеют образование высшее - 36, среднее специальное - 6, учатся в НГПУ - 5. Аттестованы на категорию высшую - 5, первую - 15, вторую - 17 человек.

При конструировании структуры школы исходил из того, чтобы она учитывала полный социум микрорайона, а также создавала условия для проявления индивидуальности ребенка, возможности его самореализации.

Основные задачи школы:

  • дифференциация содержания образования в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;
  • дифференциация форм организации обучения (возрастные классы, классы с углубленным изучением предметов, классы с гуманитарным и математическим профессиональными направлениями, классы компенсирующего обучения);
  • создание ситуации альтернативного выбора занятий во внеучебной деятельности и центрах внеурочной работы (факультативы, кружки, лекции, студии) в зависимости от интересов и потребностей школьников;
  • коррекционная работа с детьми, отстающими в своем развитии;
  • целевая ориентация всех способов дифференциации в группах коррекции, направленная на создание условий для самореализации личности школьника в отношении его будущего, т. е. профессиональной карьеры.

Формирование концепции развития школы основано на поиске новых форм дифференциации и индивидуализации обучения, которые должны предстать как целостный процесс подготовки к жизни с учетом интересов, способностей и возможностей личности.

Учебный план для всех типов классов включает в себя три блока: базовый блок (обязательная инвариативная часть), вариативная часть - спецкурсы развивающего характера (по выбору учащихся на основе анкетирования), новые предметы. Предметные курсы двух блоков реализуются в классно-урочной схеме обучения. Третьего - в форме факультативов, кружков. В основе - запросы учащихся, их склонности и интересы, а также результаты учебной деятельности. Задача состоит в том, чтобы к окончанию общей (средней) школы учащийся был готов к выбору своего образования для профессиональной подготовки на 3-й ступени обучения.

С целью проведения коррекционной работы в обучении введены индивидуально-групповые консультации, куда направляются учащиеся, нуждающиеся в доработке учебного материала, что позволяет учителю вести индивидуальные занятия дифференцированно во внеурочное время и вносить обоснованные и своевременные коррективы в методику обучения.

В 10-11 классах (3-я ступень) создаются классы гуманитарного и математического направлений, а также качественно новые условия для индивидуализации учебной деятельности.

Идет определение общеобразовательных курсов, резкое повышение интенсификации учебного процесса по данным предметам с расширенным перечнем (добавление часов на литературу, историю, иностранный язык в гуманитарных классах; математики, информатики, физики -- в классах математического направления).

Комплектование учащихся в общей структуре осуществляется по результатам учебной деятельности, при этом сохраняются возрастные классы. Организационная схема обучения и его общая ориентация строятся по такой же логике, как и 5-9 классы.

Блок предметов третьего звена обучения включает в себя спецкурсы, необходимые для профессионального становления выпускника. При формировании базового уровня образования сохраняются идейные основы действующих программ. Содержание обучения в классах профессиональной ориентации конструируется двумя путями: углубление научного содержания программы; введение предметных и межпредметных факультативов, углубляющих и интегрирующих знания учащихся.

Уроки в данных классах проводятся парами, где выделяется четыре основных формы организации учебной деятельности: лекция, самостоятельная работа по изучению нового материала, практические занятия, зачет.

Данный способ обучения позволяет учащемуся спокойно, раскрепощенно работать над усвоением материала, способствует созданию хорошего психологического климата, поскольку участники образовательного процесса с самого начала настроены на долговременную связь и взаимодействие друг с другом.

Обновленный подход к организации образовательного процесса предполагает и новое качество его обеспечения.

С 1995-96 года отработана комплексно-целевая программа управления инновационными процессами, цель которой состояла в том, чтобы выявить и создать условия для формирования и развития новых процессов в школе, разработать модель и технологию целостной системы. В данной программе управления образовательным процессом предусмотрены система форм и мер организации работы с кадрами, планирования кафедр, педсоветов, методсовета; организация работы с учащимися, родителями, советом школы; осуществление контроля и регулирование данного процесса и его содержательная часть.

На 1996-97 год отработана также комплексно-целевая программа, которая уже предполагает формирование и развитие целостной системы управления школой в режиме внедрения "Программы организационно-педагогической структуры развития школы".

Особенно важна динамика развития профессионализма педагогов, ибо большую роль в увеличении кадрового ресурса играет само образовательное учреждение, использующее самые различные формы: педагогические советы, методсоветы, работа кафедр, участие в работе психологопедагогических семинаров, творческих групп, проведение недель открытого урока.

На протяжении последних трех лет коллектив работает над единой методической темой: "Организация учебно-познавательной деятельности учащихся в условиях стандартизации образования".

Методическую службу в школе возглавляет методический совет, который в своей работе ориентируется на реализацию научной методической темы школы, определяет содержание и формы работы: заслушивает творческие отчеты учителей по самообразованию, о ходе стажировки молодых специалистов, рассматривает инновации, представляемые кафедрами или членами педагогического коллектива, предлагает на заседание педагогического совета вопросы, связанные с обучением и воспитанием учащихся, требующие участия в их решении всего педагогического коллектива.

Так, целенаправленно была проведена работа по апробации Временного государственного стандарта. Необходимо было проанализировать его соответствие основным принципам и идеям развития качества образования, достижения гарантированного качества подготовки выпускников в условиях вариативного образования.

Методсоветом была предложена программа апробации стандарта, которая предполагала несколько этапов. В апробацию были включены творчески работающие учителя. Работа учителей по апробации стандарта получила высокую оценку со стороны отдела образования, администрации школ города.

Методическим советом школы, на основе диагностических карт по определению уровня профессионализма учителей, формируются творческие группы. Методический совет в своей деятельности отводит особое место работе кафедр, которые созданы вместо МО по предметам. Соответственно требованиям современного подхода к организации научно-методической службы в школе созданы следующие кафедры:

  • учителей 1-й (начальной) ступени обучения;
  • естественного цикла;
  • русского языка и литературы;
  • общественных наук;
  • физико-математических наук.

Введение кафедр оправданно, так как они полнее отвечают новым условиям, в которых работает школа.

Профессиональный рост учителей идет через самообразование, работу на кафедрах. Нам удалось накопить достаточный материал по вопросам общей педагогики, частной методики, по технологиям и практическому применению.

Так, новые методики нашли свое отражение на 1-й ступени обучения (Л. В. Занков, А. М. Кушнир, Л. Ф. Климанова, И. Б. Истомин, В. А. Плешаков), в интегрированных курсах (математика и конструирование, труд и изобразительное искусство, риторика, литературное чтение).

На кафедре русского языка и литературы учителем высшей категории Г. Л. Федоровой ведется апробация программы по литературе под редакцией А. Г. Кутузова, которая предусматривает углубление по предмету по теоретическим вопросам. Молодой специалист Г. П. Войтенко (выпускница НГПУ) работает по комплексу и программе В. В. Бабайцевой и Л. Д. Чесноковой.

На кафедре естественных наук учителем первой квалификационной категории Л. И. Пономаревой апробируется курс "Экология"; в своей работе она использует учебник под редакцией И. Т. Суравегиной и Н. Н. Мамедова.

Учитель высшей категории Л. В. Ломакина (кафедра общественных наук) апробирует новый учебник "История Сибири" под редакцией Ф. С. Кузнецовой. Это позволяет учителю войти в коллектив рецензентов методического пособия "История Сибири и Новосибирской области".

Учительница английского языка (первая квалификационная категория) Н. Н. Носкова работает по учебнику для 2--3 классов под редакцией Никитенко и Негвицкой.

Методические системы, технологии используют в своей работе следующие учителя: О. П. Барайшук, Н. Н. Брит (технология В. Зайцева и В. Шаталова), Л. И. Пономарева (технология разноуровневого обучения учащихся на уроках биологии). Членами педагогического коллектива используются в работе наработки учителей-новаторов: Н. П. Гузина, Р. Г. Хазанкина, С. П. Лысенковой, Ю. А. Макарова, С. Д. Шевченко, С. Е. Истоминой, Царевой и др.

В нашем коллективе у части учителей сложилась своя технология работы по предметам: Т. М. Шматко -- технология решения задач повышенной трудности, Г. Л. Федорова -- технология индивидуального обучения учащихся на уроке литературы, Л. В. Ломакина -- технология индивидуального обучения учащихся на уроках истории, Г. И Иванова -- индивидуализация обучения школьников математике в условиях адаптивной технологии, Ю. В. Барашковская -- методика анализа художественного текста.

Учителя нашей школы активные участники ежегодно проводимых среди школ города методических фестивалей "Педагогический поиск". Учитель математики Е. Г. Одинец заняла 1-е место среди учителей города, стала призером конкурса "Учитель года-97" по Новосибирской области. Учителя Г. Л. Федорова, Т. Л. Кононова и Е. В. Мартынец заняли призовые места в городском методическом фестивале 1998 года. При проведении выставки учебно-методического комплекса 25 учителей приняли участие, представив схемы, таблицы, иллюстрации, задания уровневого содержания и другой дидактический и раздаточный материал.

Л. В. Ломакина, Г. И. Иванова, Е. Г. Одинец приняли участие в работе творческих групп при НИПКиПРО по апробации Временного государственного стандарта и составлению измерителей.

Все это говорит о том, что в коллективе растет плеяда высококвалифицированных мастеров педагогического труда. Квалифицированность педагогов -- важнейший непосредственный фактор качества образования.

Созданная система повышения качества образовательного процесса способствует работе учащихся на исследовательском уровне. Учащиеся школы -- активные участники городских и областных конференций, викторин, КВНов: в 1994--95 году члены клуба "Горящие сердца" заняли 1-е место среди школ Новосибирской области в викторине, посвященной 50-летию победы над фашистской Германией, участники областной викторины "Освоение Сибири" отмечены Почетной грамотой; ученица 11-го класса Юлия Цацура заняла 1 место, выступая со своими наработками по теме "Особенности менталитета"; ученик 10-го класса Денис Козуренко отмечен призом за участие в областной экологической конференции; Игорь Жигулин, ученик 9-го класса, участник областного слета, занял призовое место.

В апреле 1999 года в школе прошла ученическая научно-практическая конференция "Одаренные дети в условиях стандартизации образования", в которой приняли участие более 100 учащихся, 20 юношей и девушек (10--11 классы) выступили по различным проблемам в области литературы, истории, математики.

Юноши и девушки -- активные участники городских мероприятий: турслетов, смотров театральных студий, городских экологических слетов, соревнований по гражданской обороне, по правилам дорожного движения, месячников военно-патриотического воспитания, литературных форумов, посвященных 100-летию С. Есенина и 200-летию А. С. Пушкина -- и всегда занимают призовые места.

Таким образом, использование технологии комплексно-целевого подхода отражает потребности и тенденции в современной практике, позволяет утверждать, что это новый тип организации образовательного процесса, отвечающий духу демократической и гуманистической школы, объединяющий все составные части педагогического процесса, которые позитивно влияют на повышение его качества.

Литература:

1. Барабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -- М., 1982.

2. Гильбух Ю. Дифференцированное обучение. -- Киев, 1993.

3. Гутник В. В. Качество образования как системообразующий фактор региональной образовательной политики. Журнал "Мониторинг качества образования", N 1.-- М., 1999.

4. Громцева С. Н. Поиск новых путей. -- М., 1980.

5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. -- М., 1986.

6. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. -- М., 1989.

7. Макаров Ю. А. Технология индивидуального обучения. -- Владивосток, 1993.

8. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. -- М., 1980.

9. Шамова Т. И. Менеджмент в управлении. -- М., Новая школа, 1995.

10. Шипилина Я. В. Технология управления качеством образования. -- М., 1998.

11. Шевченко С. Д. Школьный урок: как научить каждого. -- М., 1991.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети