Программа "Образ и мысль" для образовательных учреждений Новосибирска

С апреля 1999 года в Новосибирске при финансовой поддержке института "Открытое общество" начинается запуск программы "Образ и мысль", разработанной группой психологов, искусствоведов, педагогов Санкт-Петербурга. Программа ориентирована на начальную школу и основана на психологических теориях когиитивного развития Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, а также на теории стадий эстетического развития американского психолога А. Хаузен.

История программы

История программы ведет свое начало с 1993 года. Тогда международный фонд "Культурная инициатива" (Санкт-Петербургское отделение Фонда Сороса) предоставил группе петербургских специалистов возможность общения с создателями американской программы "Стратегии визуального мышления" работниками Музея современного искусства (Нью-Йорк). Сотрудничество с американской группой специалистов затем переросло в создание петербургской образовательной программы "Образ и мысль", которая существует уже 4 года. За это время программа прошла строжайшую проверку на педагогическую эффективность и соответствие российским образовательным стандартам и является эффективной и технологичной. Цели, задачи и философия программы Программа "Образ и мысль", направленная на развитие визуального мышления, решает целый комплекс педагогических проблем. В процессе ее осуществления дети не только знакомятся с искусством разных времен и народов, учатся внимательно и вдумчиво рассматривать художественные произведения, видеть их смысл, идею и формируют собственное индивидуально-личностное отношение к искусству, но и развивают критическое мышление, способность обосновывать свое мнение и понимать позиции других людей. У детей развивается речь, коммуникативные способности, возрастает уверенность в себе. Программа имеет безусловный психотерапевтический эффект.

В программе явственно обозначены моменты развития, на которых делается акцент: образное, креативное мышление, внимание, способность к вербализации образа, культура участия в вопросно-ответных формах взаимодействия и др. Стимулом для развития служат произведения изобразительного искусства. Дети самостоятельно, без вмешательства авторитетного (а часто и авторитарного) мнения взрослых, рассматривают произведения искусства, высказывают свои наблюдения и в меру своих возможностей приближаются к постижению их многогранного содержания.

Программа, безусловно, технологична, т. е. воспроизводима, причем это пример того, как технология строится на гуманитарных основаниях. Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым образом организованная групповая дискуссия. Групповой эффект создает атмосферу эмоционального комфорта, в которой ребенок начинает ощущать причастность к общему делу, защищенность. На первых этапах работы программа не предусматривает усвоения конкретного, фактического материала, обычно отождествляемого с общекультурным развитием человека. Образовательным результатом при этом можно считать и то состояние доверия, раскрепощенности, открытости ребенка, уважение к себе, к своему мнению в сочетании с умением и желанием увидеть и услышать другого, которое стимулирует учитель.

Подготовка педагогов

Одним из преимуществ программы является то обстоятельство, что проводить ее может учитель любого профиля (неспециалист в области искусства), и поэтому в такое обучение может быть включена сколь угодно широкая аудитория школьников. Однако данная особенность программы предъявляет строгое требование к подготовке педагогов. В связи с этим для подготовки педагогов к работе по программе разработана авторская методика обучения педагогов и учебно-методический комплект, запланированы обучающие семинары, консультации и мастер-классы.

Опыт Петербурга по созданию национального варианта программы используют ученые и методисты Латвии, Казахстана, Киргизии, Украины и Эстонии. К работе по региональной программе "Образ и мысль" в 1999 году приступили педагоги образовательных учреждений Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода. Мы надеемся, что внедрение программы в школах Новосибирска будет способствовать гуманитаризации и развитию образования нашего города.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети