Об итогах работы системы образования России в 1998 году и основных задачах министерства общего и профессионального образования Российской Федерации в 1999 году

Из доклада министра общего и профессионального образования Российской Федерации В. М. Филиппова на заседании годичной коллегии 2 марта 1999 года.

Оценивая в целом прошедший год, можно сразу отметить, что система образования России в 1998 году в очередной раз продемонстрировала свою устойчивость, стремление к открытости и доступности, глубинную способность к адаптации в интересах человека, общества, государства. Это дало возможность российскому образованию, несмотря на определенные потери, устоять в кризисной ситуации, инициировать целый спектр прогрессивных начинаний и одновременно критически подойти к непродуманным, зачастую скороспелым решениям, не отвечавшим интересам образования. В сложных условиях система образования сохранила все свои основные параметры деятельности, а по ряду позиций продолжала развиваться, обеспечивая конституционные права граждан на образование, в направлении формирования интеллектуального и профессионального потенциала общества, соответствующего современным реалиям и нарождающимся формам глобального информационного мирового устройства.

...В 1999 году предстоит довести все эти документы до этапа реализации. Одновременно в планах Министерства на 1999 год - работа по созданию практической системы раннего выявления отклонений в развитии детей в целях проведения своевременной коррекции и реабилитации. Совместно с субъектами Российской Федерации в этом году необходимо также разработать механизмы стимулирования и поддержки процессов преобразования детских домов семейного типа в приемные семьи.

Воспитание подрастающего поколения. Резкие изменения социально-экономического положения в стране создали много проблем в этой области. Министерство в настоящее время принимает активное участие в подготовке, в соответствии с поручением Е. М. Примакова, проекта постановления Правительства России "О мерах по преодолению детской безнадзорности", которое, надеемся, поможет объединить усилия заинтересованных министерств и ведомств, общественных организаций, образовательных учреждений и общества в целом в разрешении новой для нас социальной проблемы.

Вместе с тем, провозгласив воспитание одним из приоритетов образовательной политики на данном этапе, Министерство образования России еще в ноябре выработало план действий по разработке Программы развития воспитания детей и молодежи в учреждениях всех уровней образования, но в первую очередь -- в общеобразовательной школе. Уже в течение ближайших трех месяцев пройдет целый ряд конференций, совещаний и круглых столов, с тем чтобы выработать систему мер по обеспечению нравственного воспитания и гражданской ориентации, определить принципы демократической культуры и возможные формы самоуправления учащихся и студентов в учреждениях как общего среднего, так и профессионального образования. В рамках этой Программы предстоит принять меры и по воссозданию в новых условиях системы подготовки и повышения квалификации специалистов сфер воспитания и дополнительного образования. В июне 1999 года по итогам вышеуказанного широкого обсуждения планируется внести эту Программу на рассмотрение расширенного заседания коллегии Министерства. С учетом сложности и важности обозначенной проблемы предстоит, очевидно, образовать соответствующие координационный и научно-методические советы, представляющие всю палитру нашего общества, для обеспечения практической реализации Программы.

Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. № 4, 1999.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети