Новогодний калейдоскоп

Методические рекомендации по организации и проведению новогодних праздников

Встреча Нового года — один из самых интересных праздников. С Новым годом связаны народные традиции и обычаи, характерные зимние сказочные мотивы, персонажи: Дед Мороз и Снегурочка, снеговики, скоморохи и др.

В литературно-режиссерской разработке праздника необходимо предусмотреть и продумать яркое оформление, костюмы, наличие новогодних персонажей, длительность действия во времени (не более 1,5 часа для младших школьников, не более 2,5 часа для подростков) с тем, чтобы достичь разумной пропорции зрелищности и вовлечения детей в театрализованное действие.

ПРИДУМЫВАЕМ ПРАЗДНИЧНЫЙ СЦЕНАРИЙ: 
(варианты моделей для детей различного возраста)

Для подготовки праздника создаем организационную группу. Эта группа разрабатывает программу праздника. К работе подключается широкий актив. Ребята, отдельные группы, коллективы получают задания по разработке отдельных фрагментов праздника или участвуют в конкурсах на лучший эскиз афиши, пригласительного билета, оформления помещений, сценария, костюмированных групп. Важно, чтобы каждый ребенок стал соучастником подготовки праздничного действа.

Некоторые варианты организационных структур новогоднего праздника.

1. “ЗДРАВСТВУЙ, ЕЛКА!” (для дошкольников и младших школьников)

Программа начинается с веселой массовки, которую проводят знакомые герои детских сказок, мультфильмов. Организуются хороводы, игры, затеи, аттракционы, танцы и пр. Затем (по специальному ритуалу) идут выход и встреча Деда Мороза со Снегурочкой, зажигание елки, приветствия и интермедии ведущих (ими могут быть Дед Мороз и Снегурочка). Следующий фрагмент — новогодний концерт или веселый КВН, или просмотра шуточных фильмов. И в заключение программы — массовые игры, танцы, лотереи, которые проводят Дед Мороз и Снегурочка.

2. “НОВОГОДНЯЯ ВСТРЕЧА” (для ребят младшего и среднего возраста)

В фойе работает “Играй-городок”, где установлены различные аттракционы, вывешены игровые плакаты. Звучит музыка. Ребята за участие в играх и аттракционах получают жетоны — лотерейные билеты для участия в беспроигрышной лотерее. Эту игровую программу проводит группа “ряженых”.

Звучит сигнал — приглашение (по радио) пройти в праздничный зал. Здесь ребят встречают Дед Мороз и Снегурочка (они могут быть на сцене) и карнавальная группа “Маски” или “Елочки и Снеговики”. Они произносят приветствия, поют праздничную песенку, объявляют начало праздника, зажигают елку, бенгальские огни, гирлянды и пр. В ходе программы предусматриваются выступления отдельных групп, отрядов, которые идут по принципу прерывного концерта, в антрактах — танцы, аукционы, новогоднее лото и др. Звучат шуточные объявления по радио из уст Деда Мороза и Снегурочки. В финале праздника можно вручить секретный пакет, где указан путь следования к кладу Деда Мороза, и по указанным приметам ребята попадут в “сувенирную лавку” или найдут “клад” в сугробе, или откроют двери “чайной”, “блинной”, или попадут в “сладкий ряд”, где будут конфеты, орехи, пряники, или попадут на розыгрыш лотереи.

3. “НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ” (для ребят среднего и старшего возраста)

Сценарий праздника состоит из такого количества фрагментов, сколько в нем будет участвовать групп, коллективов классов (в зависимости от масштаба праздника). Каждая группа в течение определенного времени ведет программу, представляя себя (театрализованное выступление, концерт, композиция) и организуя в духе своего выступления затейную программу. Такая структура может быть использована в сюжетах “Времена года”, “Двенадцать месяцев”, “Елка дружбы”, “Звездный бал” (встреча с “представителями” разных планет), “Сказки в гости к нам”, “Карнавальный калейдоскоп” (с поворотом калейдоскопа связан выход карнавальных групп: “скоморохов”, “цыган”, “восточной” группы, сказочной, мультипликационной, “гусарской”, “ателье мод” и др.).

В затейной программе группы могут быть использованы различные сюрпризы.

Например, “болгарская делегация” (“Елка друзей”) угощает присутствующих пирогом с секретом, в каждом кусочке которого спрятаны маленькие предметы: орешек (раскусить крепкий орешек в новом году), монетка (тебя ожидает выигрыш в праздничной лотерее), скрепка (ожидает встреча с хорошим другом), шарик из фольги (осенит блестящая идея) и др.

“Восточная” группа может провести аукцион “восточные сладости”. Эти сладости получит группа, произнесшая последнее “ласковое слово” Снегурочке, или участник, больше всех сумевший проговорить скороговорку “Хвала халве”, и др.

“Русская” группа может провести конкурс, например на лучшее исполнение частушек.

“Цыганская” — конкурс на лучшую цыганскую пляску.

“Осенняя” группа — на лучший “осенний букет” — строчки из песен об осени (“Времена года”) и пр. На “Звездном балу” определенные группы проведут игры “Кольца Сатурна”, “Космическое пятиборье”, “Под счастливой звездой”; в программе “Времена года” такие игры: “Ромашки”, “Перейди болотце”, “Нос снеговику”. Можно использовать игры-танцы “Ручеек”, “Листопад”, “С Елочкой не танцуют”, “Веселые маски” (“Времена года”), “Танцевальная эстафета”, “Сиртаки на внимание”, “Лавота” (“Елка дружбы”) и др. Конечно, здесь, так же, как и в предыдущих вариантах, продумываются начало и финал праздника.

4. “ИГРАЙТЕ С НАМИ”

(для детей разных возрастов)

В основе — сюжетно-игровая программа (представление, обозрение, гуляние). Здесь могут быть викторины, выступления коллективов художественной самодеятельности, профессиональных коллективов и отдельных исполнителей, игры, танцы, исполнение песен, конкурсы и др.

В ходе программы участвуют как специально подготовленные группы, персонажи, так и многочисленные коллективы, созданные экспромтом. Продумываются оформление программы, наглядные элементы, отражающие ход программы, яркая зрелищная атрибутика, сувениры, награды.

Примерная тематика программы: “Лесная школа”, “Круглый год”, “Новогодний чемпионат”, “Путешествие в сказку”, “Снегурочка-Несмеяна”, “Веселый стадион”, “Нарядная елка”, “Путешествие по земному шару”, “Зимняя ярмарка”, “Путешествие в страну Новогодию”, “Большой новогодний аукцион”, “Новогоднее лото”, “Диско-карнавал” и др.

 

Вышеперечисленные игры могут быть основой программы праздника либо могут включаться в любой праздник как один из элементов программы. Предлагаем описание некоторых игровых программ. “Лесная школа”. Программа рассчитана на участие ребят младшего возраста. Ведущие — учителя Лесной школы: Волк, Медведь, Лиса, Заяц, Бобер, директор — Дед Мороз и завуч — Снегурочка. Используются такие реквизиты, как звонок, дневники классов, расписание уроков. Ход программы включает открытие школы, представление будущих учителей и администрации, уроки, перемены (во время которых организуются массовые танцы, хороводы, выступления участников художественной самодеятельности), экзамены. На “уроках” математики, музыки, рисования, русского языка, физкультуры, природоведения, труда используются “фронтальный опрос” (загадки, викторины, вопрос-шутка), “ответы у доски” (конкурсы, аттракционы), работа по карточкам (ребусы, шарады, игры с карандашом), самостоятельная работа (творческие задания) и др. Уроки ведут учителя, они вместе с администрацией подводят итоги работы класса на “уроке” и выставляют оценку (в виде большой, средней или маленькой елочки) в “дневник”. В программу экзаменов Лесной школы входят коллективные задания по билетам, которые получает класс, например: собрать разрезанную открытку, прочитать пословицу, написанную на ней, и громко проскандировать ее; решить пример, слагаемые которого находятся на длинной ленте (нужно ее всю перемотать), и громко сказать ответ и т. д. По окончании программы классам вручаются удостоверения об окончании Лесной школы, а лучшим учащимся — памятный диплом и сувениры. “Новогодние состязания”, или “Последний чемпионат уходящего года” (для отрядов ребят младшего и среднего возраста). В состязаниях участвуют сборные команды классов. В программе — соревнования по прыжкам в длину (участвует вся команда: первый прыгает со старта, второй — с того места, где приземлился первый, третий — с этой отметки и т. д.), по бегу с препятствиями (бег с завязанными глазами змейкой между кеглей) и др. По итогам соревнований командам вручаются золотые, серебряные и бронзовые медали. Можно вручить кубки разных размеров с конфетами, сделать памятную фотографию и др. Используется игровая терминология — “трибуны”, “болельщики”, “период”, “лотерея”, “спринт” (билеты-задания); спортивные атрибуты — свисток, табло и др. “Путешествие в сказку” (для ребят младшего и среднего возраста). В ходе программы участники праздника встречаются с различными персонажами сказок, которые включают их в различные действия, чтобы преодолеть препятствия и продолжить путешествие. Такое путешествие могут вести Дед Мороз и Снегурочка. В сюжете путешествия могут использоваться известные сказочные мотивы. Ребята могут искать фонарик, который утащила старуха Шапокляк, чтобы зажечь елку; ключ от “сувенирной лавки”, где находятся подарки для ребят; волшебный посох, от стука которого появилось диво-дивное. А может, путешествие будет прологом встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой, которые затем поведут праздник. Примерное содержание встреч с героями сказок. Встреча с Лисой-Красой: Лиса жеманно выходит, поет песенку, ведет с собой Колобка и просит ребят исполнить песенки, которые начинаются на все буквы имени ее любимого друга, тогда она отпустит Колобка.

Встреча с Волком и козлятами: исполняется танцевальная сцена (фрагмент муз. Г. Гладкова “Волк и семеро козлят”), затем Волк предлагает узнать песни, которые выстукивают копытами на барабане козлята, и спеть их; победителям Волк отдает Козленка с колокольчиком на шее, который поведет ребят на встречу со следующим героем.

Встреча с Мальвиной и Буратино: танцуют сказочные герои, затем Мальвина предлагает ребятам ответить на вопросы из умной книжки. Буратино не может ответить, ему помогают ребята. Затем Мальвина просит ребят помочь Буратино выполнить следующее задание. Тому, кто это сделает, он отдаст ключ-пароль к встрече со следующим персонажем или ключ, на котором дано название следующего пункта путешествия (на ключе зашифрован пароль “Знание — сила” или название пункта встречи — “Королевство смеха”, “Ледяной домик” и др.).

В ходе конкурса могут проводиться коллективные и индивидуальные конкурсы, викторины и др. Победителям и участникам могут быть розданы сказочные открытки или жетоны, которые одновременно являются лотерейными билетами или талонами на получение подарков.

“Снегурочка-Несмеяна”. Сюжет этой программы предполагает вначале появление отрицательных персонажей — Бабы-Яги, Кащея Бессмертного, старухи Шапокляк, Карабаса-Барабаса.

Сказочный герой грозится сорватьпраздник, обещая сделать такое, что ни одно веселье не состоится, ни один огонь не зажжется на елке и т. д. Затем в зале появляется Дед Мороз с плачущей Снегурочкой. Он приветствует ребят и говорит о постигшем его горе, просит ребят помочь развеселить Снегурочку. Начинается программа художественной самодеятельности: веселые танцы, песенки, сценки, инсценировки. Снегурочка не плачет, но все-таки грустная.

Дед Мороз призывает на помощь своих друзей — это могут быть барон Аттракцион, король Угадай, принцесса Загадка и т. д. Вместе с ребятами они стараются рассмешить Снегурочку-Несмеяну. Наконец, дети догадываются, что это проделки Бабы-Яги (или других злых героев), что надо поймать ее и уничтожить злые чары, уничтожить силу, которая находится в метле (в шляпе у старухи Шапокляк, в бороде Карабаса-Барабаса, короне Кащея Бессмертного и т. д.).

Дед Мороз формирует богатырское войско (здесь могут быть предложены конкурсы на силу, ловкость, сноровку) и поручает ему поймать Бабу-Ягу. Перед ребятами проходит сцена, в которой войско ловит Бабу-Ягу, отнимает у нее метлу, и... Снегурочка улыбается, звонко смеется, поет веселую песенку, благодарит ребят и открывает финальную часть программы — массовые танцы, хороводы, игры.

“Самая нарядная елочка”. Игровая программа включает различные соревнования и конкурсы, сигналом к которым служат атрибуты, доставаемые из мешка Деда Мороза и обыгрываемые различным образом. Или из мешка достают новогодние игрушки, которыми оформляют елочки в ходе игровой программы. Елочек столько, сколько классов участвует в празднике. Количество игрушек соответствует количеству побед, а звездочки на вершинах — символ лучшей команды. Например, из мешка достают шар, с ним проводят игры, а затем маленькими шариками украшают елку, или гирлянду флажков, на которых написаны загадки, затем ее передают лучшим отгадчикам (всегда надо иметь запасную, если ответы двух команд одинаково высокие); или кольцо пластмассовое или из проволоки, которое надо набросить на столбики с расстояния, затем красочными колечками из фольги украшают елку и т. д.

“Путешествие в Новогодию”. Для проведения этой игровой программы оформляется красочная карта страны Новогодии, сделанная в виде большой снежинки. По ходу путешествия на ней зажигаются лампочки-звездочки с разными эмблемами, символизирующими названия станций. Путешественники (классы, команды) имеют проездные билеты, на которых отмечаются снежинками (голубая снежинка — “молодец!”, белая — “хорошо!”, желтая снежинка — “почти хорошо!”) успехи ребят. Можно укрепить проездные билеты на стене, и они будут наглядно показывать всем присутствующим ход игровой программы. Предлагаем примерный перечень станций: “Песенная”, “Спортивная”, “Литературная”, “Музыкальная”, “Луч” (кино), “Смекалистая”, “Сказочная”, “Театральная”, “Лотерейная” и др. В программе остановок игры, затеи, аттракционы в соответствии с темой станции. Гидами могут быть Дед Мороз и Снегурочка, Старый Год и Новый Год, ведущие-проводники.

“Зимняя новогодняя ярмарка”. Красочно оформленная зрелищная программа предполагает работу торговых рядов, рекламу, распродажу товаров, выступление сюрпризных групп, игры, аттракционы, веселые массовые действия. Игровую программу можно выстроить по-разному. Прежде всего, надо выбрать место: это могут быть и улица, и школьный зал, и холл клуба.

Сюжет “ярмарки” может быть решен в старинных русских обычаях, или же свои товары принесли гости из разных стран мира, сказочные и литературные герои и пр.

Сюжет “распродажа товаров” может быть решен как реклама: представление группы и ее товара, который вручается победителям игры и конкурса, объявленного этой игрой. Например, представители ремесленных слобод: “обувщики” проводят конкурс “Скороходы”, “шапочники” — конкурс “Колпаки”, “оружейный ряд” — соревнования “Меткий стрелок”, “ювелиры” — конкурс “Ловкие пальцы”. Или “товары” можно получить по жетонам, полученным за участие в играх ярмарки, в павильоне “Блинчики”, “Пышечки”, в “Сладкой лавке”, “Сувенирной лавке”, лавке “Золотой орешек”. Или работа павильонов по продаже товаров заключается в том, что именно в них предлагается выполнить конкурсные задания, тогда используются реклама, приглашение посетить павильон. Сюрпризы на ярмарке: выступления “бродячего цирка”, дрессированного медведя, кукольного театра, шарманщика с дрессированным попугаем (он проводит лотерею), работа “смехополиклиники”, фотоателье “Шутка”, “Веселого тира”, сеанс чтения мыслей на расстоянии, встреча с Волшебником-Недоучкой, Мудрецом, предсказателем судеб, ученым Котом и др. Участвуют зазывалы, глашатаи, скоморохи, шуты.

“Большой новогодний аукцион” (для средних и старших школьников). Эта игровая программа построена по принципу распродажи сувениров с аукциона. Получают сувениры (побеждают) участники той команды, которая последней ответит на вопрос аукциона. Для ведения программы определяется ведущий. Это может быть аукционер или Дед Мороз и Снегурочка. Используется бочонок (барабан), удар которого отмечает правильность. В аукционе может быть несколько туров: они определяются темой, например, “Зима”, “Весна”, “Лето”, “Осень” или “Спорт”, “Литература”, “Кино” и др. Между турами программы — ритм-пауза. В открытии и закрытии отдельных туров и всей программы аукциона можно предусмотреть выступление танцевальной группы, церемонию выхода ведущих, приветственную песню, вручение номерных знаков участников илицветовых знаков, отличающих членов команд, памятных медалей-сувениров наиболее отличившимся. Примерные вопросы и задания для аукциона: назвать приметы осени, зимние виды спорта, карнавальные предметы, песни со словом “лето”, кинофильмы, в названии которых имеются цифры, предметы определенного цвета, съедобные грибы, лекарственные травы, экранизированные произведения А. Гайдара и др.

“Новогоднее лото” (для разных возрастов). Для проведения этой программы изготавливается большая карточка лото, расчерченная на 10—12 клеток, обозначенных номерами. Карточка делается яркой, разноцветной. На каждую карточку сверху монтируется листок с номером. Под листками, которые в процессе игровой программы будут убираться, записаны отдельные элементы структуры программы: песня, игра, конкурс, танец, аукцион, встреча со школьными артистами, викторина и т. д. Из специального барабана под веселую музыку ведущие достают шарик с номером, затем снимают листок с соответствующим номером лото и предлагают задание или объявляют танцевальную программу и т. д.

По такому же принципу можно провести программу “Лотерея “Спринт”, где в билетиках лотереи обозначены фрагменты программы вечера.

“Диско-карнавал” (для разных возрастов). Эта игровая программа напоминает популярную телевизионную передачу “Кабачок “13 стульев”. Программу ведет диск-жокей, который представляет диски (рассказывает о музыкальных ансамблях, музыкальных сказках, пародиях, представляет карнавальные коллективы, руководителей, рассказывает шуточные биографии, “секреты фирмы”, характеризует участников пословицами и т. п.), ведет танцевальную программу, организует карнавальные игры, затеи. Карнавальные группы под фонограмму представляют сказку, песню, или диск-жокей представляет диск и приглашает посмотреть “оживший” диск. Пластинки используются для игр, например: “Узнай по вступлению”, “Кто исполнитель?”, “Страна. Республика. Город”, “Сложить музыкальный пароль” (из названий ансамблей, произведений, фамилий певцов и т. д.). Всем участникам игры вручаются лотерейные билеты на лотерею “Диски”. Можно предложить разрезанную пластинку из картона, команды должны сложить части пластинки, прочитать название песни и спеть — кто быстрее. Для оформления изготовить несколько больших цветных дисков, установив их на металлический штырь. Можно их постепенно надевать или снимать, символизируя отдельные блоки программы.

В заключение все участники проходят в шествии, луч прожектора высвечивает каждого участника карнавала.

НОВОГОДНЕЕ ШОУ

Программа представляет яркое зрелищное действо с включением экспромтов, игр, конкурсов. Открывает программу группа “Маски” танцевально-ритмической композицией, в финале которой предусмотрен выход Шоумена и Шоуменши. Они могут стать на определенное время “Дедом Морозом” и “Снегурочкой”. Приветствуя присутствующих, предоставляя сцену школьным и “заезжим” артистам, ведущие берут интервью у зрителей и артистов, объявляют конкурсы-экспромты.

Например, “Шуточная доска объявлений”. Необходимо придумать самое смешное объявление. Даем “образцы” — “Кую счастье и железо, пока горячо”, “Обучаю игре на гитаре и на нервах”, “Меняю гадкого утенка на цыпленка-табака”. Предлагаем глаголы для объявлений: продаю, учу, умею, ищу, загребаю, бью, меняю, валяю, пускаю, ставлю, строю, отпускаю, готовлю, куплю, ремонтирую, обучаю и т. д.

“Книга новогодних рекордов” — по аналогии с Книгой Гиннеса — вот некоторые конкурсы: кто имеет самую длинную фамилию (по количеству букв)? какое самое популярное женское и мужское имя на вечере? у кого самая тонкая талия? самые широкие плечи? самая длинная коса? кто больше просидит на табуретке, приподняв над полом ноги и не держась ни за что руками? кто быстрее на одном длинном волосе завяжет пять узелков? кто поднимет и удержит в течение 10-ти секунд большее количество воздушных шаров? кто дольше, не вдыхая, сможет произнести звук “И” и др.

В программе концертных номеров могут быть “посвящения” отдельным ребятам, взрослым, исполнение самых популярных песен года (по опросу), исполнение по заявкам и др. В финале можно предусмотреть “Новогодние подарки” — сувениры в беспроигрышной лотерее, пригласительный билет в кафе, “сладкий мешок”, из которого наугад можно взять один сверток и др.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети