Моделирование учебного процесса в современной школе

В философии личность рассматривалась не как объект, а как субъект, активное начало деятельности. Но в конкретных социологических и психологических исследованиях эта установка долгое время оставалась декларативной. Сегодня же картина резко изменилась. Социологи и психологи повторяют вслед за философами тезис о “деятельностной сущности”. Не остались в стороне и педагоги. В учебных учреждениях заговорили о деятельностном подходе в обучении. Как же организовать такое обучение в современной школе, училище, колледже, вузе? Можно, конечно, применить уже апробированные технологии обучения, частные методики. Но все это требует моральных и материальных затрат, не приносит удовлетворения и комфорта в работе. Нельзя ли приучить себя к моделированию учебного процесса в реальных условиях?

Оскар Уайльд утверждал, что душа человека непознаваема: “Ты сам — последняя из всех тайн”. Перед учителем стоит проблема — приоткрыть эту тайну или хотя бы создать условия для ее раскрытия в процессе обучения. Традиционное обучение не всегда себя оправдывает.

Во все времена человек разумный, познающий отражал в своем мышлении объекты реальности в виде идеальных, мысленных моделей и действовал, исходя из ожидаемого поведения их прототипов.

Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая является аналогом фрагмента действительности. В наше время моделирование стало важной формой познания мира. Все новые научные теории основываются на моделях. Вновь созданные теории позволяют строить все новые и новые модели, двигая науку вперед. В процессе обучения учащихся нашло место математическое и компьютерное моделирование. Обучая моделированию, учитель может построить свою модель обучения тому или иному предмету, дисциплине, курсу. Среди учителей можно порой услышать, что это не ново, что кое-что “мы уже делаем”. В чем преимущества нового подхода к обучению?

Под моделью понимают систему, неотличимую от моделируемого объекта в отношении некоторых существенных свойств и отличимую по всем остальным свойствам, которые полагаются несущественными, хотя это также не менее важно. Исходный объект изучения и его модель понимаются как система. Чтобы построить модель, нужно изучить моделируемый объект, то есть учебный процесс. Основной путь изучения основан на системном подходе.

Прежде всего, нужно определить элементы, из которых состоит объект, и выяснить, как они связаны друг с другом. Конкретная модель может обладать несколькими признаками. Каждый признак дает определенные знания о свойствах модели и моделируемой реальности, поможет определить качество модели и средства для моделирования.

Модель учебного процесса должна иметь следующие отличительные признаки: непрерывность, случайность, динамичность, быть достаточно информационной.

Можно ли описать учебный процесс аналитически, формулами и уравнениями?

До настоящего времени в литературе такого опыта нет.

Модель учебного процесса — это образно-знаковая модель. Это модель в уме человека: образная, если есть в модели графические образы, и знаковая, если больше слов и чисел. Некоторые свойства, отношения могут иметь характер математической модели, описаны алгоритмами. Преимущество такого подхода к учебному процессу в том, что он позволяет реализовать межпредметные связи, обогатить предмет новым содержанием. У учащихся растет мотивация, интерес к предмету, в итоге повышается эффективность обучения.

Учебный процесс делитсяна две составляющие — это чему учить и как учить? Можно ли сразу создать модель учебного процесса или нужна какая-то подготовительная работа исследования? Это учет субъективного опыта учителя и теоретических знаний по предмету, ведь чтобы построить модель, надо учить моделирующий объект. Основной метод в этой работе — поисково-исследовательский. С другой стороны, учитель должен четко определить, зачем это делать, владеть педмониторинговыми исследованиями, обладать гибкостью мышления и умело выбирать адекватные средства моделирования.

В моделировании применяются два способа построения моделей: дедуктивный и индуктивный.

В дедуктивном моделировании строится модель на основе некоторой общей модели, на базе фундаментальных научных фактов, исследований. За счет привлечения специфической информации, путем уточнения параметров строится конкретная модель (рис. 1).

Рис. 1.

При индуктивном методе модель строится на основе гипотез, не имеющих достаточного научного обоснования. В ходе экспериментальной работы эти гипотезы опровергаются, заменяются новыми, проходит уточнение значений параметров, алгоритмов (рис. 2).

 

Рис. 2.

Зачастую используют дедуктивный и индуктивный способы одновременно.

Наиболее простой путь моделирования учебного процесса — использование открытой модели. Основные качества такой модели — открытость постановки задачи, поведения, структуры связей между элементами, понятность алгоритмических предписаний. Знакомство с этой моделью — это первый шаг моделирования. Далее идет исследование этой модели при изменении входных данных, обдумывание результатов (как положительных, так и отрицательных), выдвижение новых гипотез. Затем учитель продумывает все ситуативные состояния, может изменить постановку задачи, которую ставил в начале моделирования, абстрагируя и проверяя свои предпосылки на данной модели. Постепенно обобщая все этапы таких исследований, учитель приступает к разработке собственной модели. Цель и успех будут достигнуты тогда, когда вся исследовательская работа будет начинаться не с алгоритмических предписаний, а с четкой постановки задачи! При этом важно знать, что модель должна быть правильной, то есть точно и полно отражать реальный учебный процесс. Желательно, чтобы она была красивой и удобной для использования. Моделирование — это размышление, поэтому оно может проходить как индивидуально, так и в группах учителей, заинтересованных этой проблемой, на семинарских занятиях в учебных заведениях.

Литература:
1. Гисин В. Б. Элементы компьютерного моделирования. Москва, 1994, АО КУДИЦ.
2. Кохановский В. П. Философия: Феникс, Ростов-на-Дону, 1998.
3. Бочкин А. И. Методика преподавания информатики. МН: Высш. шк., 1984.
4. Кон И. С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.
 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети