Дошкольники в ДДиЮТ

 

Центр развития дошкольников — это объединение специалистов по работе с маленькими детьми. Он состоит из двух подразделений — школа «АБВГДейка» и лицей «Тимошка». Теснейшим образом с центром сотрудничает психологическая служба дома творчества, более того, это пока единственное подразделение, которое имеет «своего» психолога.

Ответственность работы с детьми этого возраста связана с тем, что мы понимаем: чем младше ребенок, тем большее влияние на его последующее развитие оказывают педагогические «системы», через которые он проходит. Психологической службой разработана четкая концепция обучения дошкольников, которое принципиально отличается от обучения в школе. Многие элементы школьного процесса, включенные в жизнь ребенка раньше времени, наносят непоправимый вред его развитию, поэтому на кафедре скрупулезно обсуждаются программы, методики работы с дошкольниками, идет обсуждение диагностических данных.

Дом творчества по своей сути призван заниматься развитием творческого потенциала личности ребенка. Однако, мы не можем ограничиться такой формулировкой цели работы с дошкольниками в нашей концепции. Если подходить к формулировке цели реалистично и в соответствии с социальным заказом, другими словами, в соответствии с ожиданиями родителей, от которых целиком зависит, будут ли ходить к нам маленькие дети или нет, то цель приобретает более утилитарную формулировку — подготовка детей к школе. Поэтому наши концептуальные положения включают в себя в первую очередь обозначение понятия готовности к школе в свете гуманистического отношения к ребенку.

Сегодня образование связывается в сознании родителей, да и педагогов, со знаниями, владением информацией, интеллектуальными умениями. К сожалению, забывается истинный смысл это понятия: образование — выделывание, придание образа (В.И.Даль). И очертания первых, базовых контуров этого «образа», в который позже будут вписываться знания, определяются очень рано, задолго до того, как ребенок идет в школу. Большая часть трудностей современного ребенка в процессе образования, которые обнаруживаются на более поздних ступенях, уходят своими корнями в «недоделанность», ущербность «образа», который закрепился в дошкольном детстве. А это, в свою очередь, обусловлено тем, что многие родители и педагоги, работающие с детьми, не понимают закономерностей развития, следуют многим вредным стереотипам и совершают действия, которые приносят ребенку не пользу, а непоправимый вред.

 

Типичными стереотипами такого рода сегодня являются следующие:

 

• ребенок должен пойти в школу читающим и желательно бегло;

• чем раньше научить ребенка буквам, тем лучше;

• желательно, чтобы ребенок овладел до школы теми математическими операциями, которые предусмотрены программой хотя бы первого класса;

• ребенок должен знать как можно больше стихов на память;

• желательно, чтобы ребенок до школы научился писать прописью или, на худой конец, печатными буквами;

• и вообще ребенок должен знать, что школа — это очень серьезно.

 

Эти и другие стереотипы определяют соответствующие действия взрослых, в результате чего в школу приходят дети, владеющие определенными интеллектуальными и моторными навыками, но психологически не способные именно «образовываться». Выражение, ставшее расхожим, что «человека нельзя научить, он может только научиться» отражает тем не менее суть вещей.

 

Учитель, который появится в жизни первоклассника, будет главным опосредующим звеном между ребенком и общечеловеческим знанием, и успех усвоения знания будет напрямую зависеть от умения ребенка встроиться в новую для него систему отношений. Отсюда главная задача, которую мы должны решить, беря на себя ответственность за подготовку ребенка к школе, — это создать ему условия, чтобы он до школы приобрел опыт такого общения со взрослым, при которым он может адекватно воспринимать обращение, адекватно реагировать на требование, не быть абсолютно зависимым от оценок учителя, быть способным самостоятельно работать в условиях группового обучения, быть способным задавать вопросы, адекватно отвечать на них. В этих и некоторых других умениях проявляется необходимый для успешной адаптации к школе уровень социально-психологической зрелости дошкольника. Именно по таким параметрам мы проводим диагностику детей, причем в диагностике участвуют не только психологи, но и все педагоги. Они ведут наблюдение за каждым ребенком по специальному алгоритму. Стандартизированные бланки наблюдений разработаны и для родителей. При такой организации процесса диагностики психолог не ограничивается срезовыми тестами, и поэтому имеет возможность определить и уровень психологической готовности ребенка к школе и перспективы его развития.

Одним из главных методических принципов работы Центра является осторожное использование элементов школьной системы. До семи — восьми лет ребенок еще не созрел для того, чтобы организованное учение стало главным источником его роста, интеллектуального развития. Поэтому всякое уподобление его жизни школьным формам есть неестественное, а потому вредное для его развития явление. Школьное обучение является отвлеченным, абстрактным, не имеющим отношение к его актуальным потребностям — к такому обучению человек практически не готов до 9 — 10 лет. У дошкольника развитие его ума и души идет главным образом в процессе естественного научения, то есть дошкольник научается тому, что нужно для удовлетворения его жизненно важных потребностей, в частности для получения удовольствия — морального, физического, эмоционального.

Познание в этом возрасте происходит таким образом: ребенок САМ сталкивается с проблемой, у него у САМОГО возникают вопросы «Что?», «Как?», «Почему?», он САМ начинает искать ответ (в том числе и обращаясь за помощью к взрослому) и находит. Главной и очень распространенной ошибкой обучения дошкольников является то, что взрослые перегружают ребенка предлагаемыми задачами, заданиями, вопросами, которые не входят в круг его актуальных интересов, тем самым блокируя естественное развитие познавательной потребности.

Сегодня уже никого не удивляет факт, что, как правило, именно дети, «подготовленные к школе», то есть лучше других читающие и пишущие, послушно выполняющие все требования, прошедшие тестирование и зачисленные в класс с программой повышенной сложности, показывают самую высокую тревожность, страдают соматическими отклонениями, часто психогенного характера, ослаблены нервно и физически. По медицинской статистике школьные неврозы, которые принято было связывать с началом подросткового возраста, теперь значительно «помолодели».

Если же ребенок растет в среде, где взрослые не пытаются передать ему то, что знают и умеют сами, а дают возможность удовлетворить его собственный интерес, у ребенка формируется познавательная мотивация, адекватная следующей стадии его развития, а именно, к 7 — 8 годам он начинает испытывать удовольствие от самого процесса познания. И желание узнать, научиться, решить — становится не побочным продуктом игры, а новой самостоятельной деятельностью. Таким образом, успешная подготовка к школе будет осуществляться вовсе не тогда, когда жизнь дошкольника уподобляется школьной жизни. И если занятия в нашем Центре называются уроками, это не значит, что они похожи на школьные уроки. Наши педагоги помнят о том, что ребенок жаждет движения, игры, фантазии, сказки. Именно на этом и строятся занятия — на игре, путешествии, сказке, а познавательный материал вводится косвенно, ненавязчиво.

Все вышесказанное отнюдь на означает, что не нужно работать над формированием навыков, благодаря которым обучение первоклассника будет более успешным. При решении этой задачи нужно не подменять школу и не осваивать с детьми школьную программу, а формировать навыки, необходимые для ее будущего усвоения. Рассмотрим данное положение на примере задачи обучения чтению.

Чтение — это осознанное действие, которому ребенок может успешно обучаться только тогда, когда он становится в принципе способен к осознанным действиям. Это, в свою очередь, зависит от уровня развития двух сфер — интеллектуальной и волевой. Большинство взрослых недооценивают значение второй сферы и начинают занятия по знакомству с буквами тогда, когда ребенок не проявляет способности к волевым действиям в других занятиях. Поэтому первое, о чем должны заботиться взрослые — родители и педагоги — это формировать произвольность как таковую, то есть постепенно вносить в жизнь ребенка помимо «хочу» — «надо» и «должен».

Первое понятие, которое усваивается ребенком, когда он учится читать, — это что «буква — знак, обозначающий звук речи».Поэтому, чтобы собственно чтение было успешным, его нужно начинать только тогда, когда ребенок осознанно усвоил звуковую сторону речи. Задача дошкольного педагога — способствовать развитию фонематического слуха, то есть умения слышать отдельные звуки речи, вычленять их в слове, сравнивать, описывать и т.д. Пока ребенок не научился этим действиям и не работает успешно со звуками, нельзя навязывать ему занятия с буквами. В нарушении этого правила основная причина дисграфии в школе.

Категорическим образом отрицаем отметку — ни в виде школьных баллов, ни в виде каких бы то ни было звездочек и других знаков. Дошкольник еще не дозрел для того, чтобы понять объективные критерии отметки. Но оценка должна быть — оценка его стараний, усилий. Мы учим его видеть собственные достижения, сравнивать собственный вчерашний результат с сегодняшним. Эмоциональное состояние ребенка еще очень сильно зависит от взрослого. Поэтому использование оценки-одобрения, оценки-поддержки, некоторое «авансирование» положительной оценки —важный элемент работы педагогов.

Таким образом, концепция Центра развития дошкольников позволяет построить работу с детьми так, чтобы создать благоприятные условия и для решения конкретных задач подготовки к школе, и для сохранения психологического здоровья ребенка.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети