Перспектива профессионального роста концертмейстера хореографии

 

Концертмейстер в системе дополнительного образования — что это за явление? Каковы его функции, задачи? В чем специфика отличия от деятельности аккомпаниатора? На эти вопросы мы постараемся ответить в предлагаемой статье. Положения этой статьи базируются на практическом опыте работы в хореографическом ансамбле «Пленительные ритмы» Дома детского и юношеского творчества им. В. Дубинина.

 

В ходе этой статьи мы попытаемся доказать, что концертмейстер — это более широкое понятие, нежели рядовой аккомпаниатор. Если обязанности последнего не выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального озвучивания урока, с помощью инструмента (фортепиано, аккордеон), то задачи концертмейстера включает в себя и участие в решении образовательных и воспитательных задач, и содействие развитию эмоционально-творческих начал воспитанников, формирование их эстетического вкуса. Каким же образом все это осуществить на практике?

 

Первоочередной задачей концертмейстера, является, конечно, подбор музыкального репертуара, создание музыкальной атмосферы урока, ведь музыка помогает понять эмоциональную подоплеку танцевальных движений, сделать их более выразительными. Но на своем опыте я убедилась, что не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается учащимися. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Так, например, у младших школьников превалирует наглядное мышление, эмпирические представления о мире. Поэтому для них следует подбирать музыку с четкими простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью (марш, полька, вальс и др.). В подростковом возрасте происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. В структуре оценки учащимися своего труда определяющими являются такие критерии, как степень трудности и проблемности решаемой задачи, выход за пределы стандартов. В этом свете концертмейстеру представляется необходимым повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже изысканность образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм. Таким образом дети постепенно все больше привыкают к атмосфере «взрослого» классического танца. Но по этому принципу подбирать музыкальный материал, что считать критерием отбора? Отвечая на этот вопрос, никто не станет спорить, что главным критерием является степень художественности исполняемой музыки. Но что именно считать художественным? Над этой проблемой пробовал размышлять Б. В. Асафьев. Суть его размышлений такова — художественно то, что красиво, а красиво то в понимании слушателя, на что слух естественно реагирует как на желанное, т. е. совпадающее с тем, что ожидается слухом. И в процессе совпадения желаемого с реализованным слушатель испытывает наслаждение. Поэтому, чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью, оно должно быть знакомо, оно должно «привычно волновать», вызывать привычные эмоции. Если же музыкальное произведение непривычно слушателю по своим выразительным средствам, то сознание как бы противится его усвоению. Многие подлинно художественные произведения современности, воспринимать которые, в силу новизны впечатлений, трудно, вызывают раздражение, и могут так и не перейти в разряд любимых. Поэтому в своей работе я стараюсь использовать проверенные временем классические образцы. А для того, чтобы слуховой багаж детей был возможно более полным и разносторонним, наш музыкальный репертуар ориентирован на историко-стилистический принцип отбора. Так, например, с доклассической эпохой дети знакомятся на материале музыки А. Вивальди, с классической — В. А. Моцарта и Л. Бетховена; романтизм представлен музыкой С. Рахманинова (прелюдии для фортепиано, музыкальные моменты, «Симфонические танцы», отрывки из оперы «Алеко»); импрессионизм — музыкой К. Дебюсси (прелюдии для фортепиано, отрывки из детского балета «Ящик с игрушками», фортепианный цикл «Детский уголок»), смешение стилей импрессионизма, экспрессионизма и неоклассицизма в отрывках из балетов И. Стравинского «Жар-птица» и «Поцелуй феи». С русской классикой дети знакомятся на музыке из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова и «Борис Годунов» М. Мусорского; советская музыка представлена балетом Василенко «Мирандолина», фортепианными произведениями А. Эшпая, балетом Юровского «Алые паруса»; знакомство с джазом происходит на основе наиболее популярных американских мюзиклов, песен Дж. Гершвина, антологии «Worlds of Hits», в которую включены пьесы разных джазовых стилей — от ритм - энд-блюза до джаз-рока. Вся эта разнообразная стилистическая музыкальная палитра преподносится в виде экзерсиса у станка. А для того, чтобы осознание музыки было более полным, дается краткий рассказ—введение об исполняемом композиторе (статья о жизни и творчестве). В связи с тем, что на наших уроках звучит часто не танцевальная музыка, возникает ряд дополнительных сложностей. Главная состоит в том, что фактурно-ритмическая ткань исполняемых на уроке музыкальных произведений часто бывает не приспособлена к движениям у станка. В связи с этим особую важность приобретает искусство импровизации. Нужно уметь, глядя в ноты, сразу мысленно менять фактуру, ритм, иногда размер, мелодию, количество тактов, максимально стараясь приблизить звучание к специфике упражнения, так, чтобы возникало структурно, метроритмически, мелодически ясное построение. Часто это приводит даже к появлению почти новых произведений. В нашем случае так было, например, с музыкой Вивальди. По сути, экзерсис для станка на этой музыке можно назвать как «Свободные фантазии на темы концертов А. Вивальди».

 

Еще одно необходимое в концертмейстерской работе качество — умение работать в ансамбле с танцорами. Играя, концертмейстер должен все время четко осознавать, что он не самостоятельный исполнитель, а музыкант, который своей игрой помогает глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Игра должна быть «очищена» от всего спорного, слишком многого, она должна опираться на те качества исполнения, стиля, которые как бы «отстоялись» во времени. Вместе с тем концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включения их в процесс сотворчества. Для этого, считает известный пианист и педагог Фейнберг, исполнение должно заключать в себе нечто скрытое и недосказанное, апеллирующее к внутренней фантазии детей, к их воображению. Музыке может повредить слишком назойливая досказанность, так как чрезмерная пунктуальность не оставляет места воображению. Дети ощущают себя в этом случае как бы парализованными чужой волей. Пусть музыка в сознании детей приобретет характер вечно неразгаданной тайны, когда занавес только приподнимается, но никогда не открывается полностью, и фантазия предугадывает неисчерпаемые образно-эмоциональные глубины...

 

Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Яркость же музыки в восприятии детей выражается в ее образности. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, говорит Сухомлинский, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. А когда дети сами участвуют в создании сказки, когда они полноправные ее участники, актеры, сказка превращается в акт сотворчества, целый мир, в котором ребенок живет. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — ум, чувство, воображение, волю. Поэтому музыкальный театр — наиболее благоприятная форма детского творчества — ведь здесь представлены музыка, хореография, мимика, декорации, костюмы, т. е. взаимодействуют зрительный, слуховой, двигательный факторы; в познавательный процесс включен, таким образом, весь комплекс ощущений. Вот почему у нас возникла идея о создании собственной музыкально-хореографической сказки «В гостях у Солнышка». По сути дела, это детский балет. При сочинении музыки к этой сказке моей установкой было сочетание танцевальности как силы действия, организующей форму и яркого лирического тематизма как силы противодействия, насыщающей энергию движения напевностью. Мелодии интонационно опираются на чешский музыкальный фольклор, так как сюжет написан по мотивам словацких народных сказок. Таким образом, концертмейстеру предоставляется возможность выступать периодически в роли композитора, создавая яркие образы, воплощаемые детьми с помощью танца. При этом чем эти образы будут фантастичнее, тем, в глазах детей, сказка будет интересней. Так, например сейчас у меня в работе новый музыкальный спектакль по сюжету сказки «Пунш желаний» немецкого писателя Микаэля Энде. Эта сказка интересна тем, что, можно сказать, буквально пропитана фантастикой: здесь и Мертвый парк, и вилла «Кошмар», и живущий на ней злой колдун «Вельзевул Заморочит», и его тетушка, денежная ведьма — Тирания Вампирьевна, и зловещее фантастическое варево, обладающее магической силой; волшебные видения, поднимающиеся из огня; завывающая метель; рождественский колокол, разрушающий с первым новогодним ударом магию злых чар. Как интересно воплотить все это в форме балета! Какая возможность увлечь детей фантастическим сюжетом, захватывающей драматургией, необычной музыкой, яркими декорациями, костюмами! Атмосфера творчества целиком захватывает детей, подарив им ни с чем не сравнимое наслаждение....

Возвращаясь к исходным тезисам этой статьи, вспомним, что в обязанности концертмейстера входит также участие в решении образовательных и воспитательных задач, стоящих перед воспитанниками творческих коллективов. Поэтому для того, чтобы дети постигали основы балетного искусства не только на практике, но и получали бы теоретические сведения об истории балета, танцевального искусства, о различных стилях, направлениях, наиболее важных исторических событиях в жизни балета — для того, чтобы дети получали все эти сведения, я провожу цикл лекций в рамках факультатива «История возникновения и развития мирового балетного искусства». Эта программа рассчитана на три года и проводится в старшей и средней группах. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 2 часа. Тематический план выглядит следующим образом:

1 год:

1. Романтизм в западно-европейском балете (2 часа).

2. Русский балетный театр от возникновения до конца 18 века (2 часа).

 

3. Балетный театр начала 19 века (2 часа).

4. Эпоха романтизма в русском балете (4 часа).

5. Балет II половины 19 века (2 часа).

2 год: «Русский балет начала XX века»:

1. «Академисты и реформаторы», «Московский балет» (2 часа).

2. «Петербургский балет», «Русские сезоны» (2 часа).

3. «Знаменитости балета» (6 часов).

4. «Рождение советского балета: балет «Красный мак» — первый советский балет (2 часа).

5. «Навстречу художественной правде»; основоположник героического танца — Ермолаев; «хореографическая поэма» (2 часа).

6. «Пламя Парижа»; героические балеты 30—40 годов (2 часа).

7. «Ромео и Джульетта» (2 часа).

8. Особый жанр советской хореографии, новые балеты 60-х годов (обзор) — 2 часа.

3 год: он посвящен характеристике балетов русско-советского периода

1. Балеты И. Стравинского (сюжет, музыка, драматургия) — 2 часа.

2. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», Глиэр «Медный всадник» (2 часа).

3. Крейн «Лауренсия», А. Петров «Сотворение мира» (2 часа).

4. Прокофьев «Золушка», «Каменный цветок», «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (2 часа).

5. Слонимский «Икар»; Б. Тищенко «Ярославна» (2 часа).

6. Хренников «Гусарская баллада», «Любовью за любовь» (2 часа).

7. Чулаки «Мнимый жених»; Шостакович «Болт»; «Золотой век» ( 2 часа).

8. Щедрин «Анна Каренина», «Чайка» (2 часа).

9. Эшпай «Ангара»; Юровский «Алые паруса» (2 часа).

Как подготовительный этап идет знакомство со следующими темами:

 

• Танцевальное искусство античности;

• Танцевальное искусство средневековья;

• Возникновение балета в эпоху Возрождения;

• Типы балета в Европе 17 века;

• Жан - Жак Новерр и его реформа балетного спектакля.

 

Цель проводимого факультатива — культурологическая, — осуществлять связь детей с культурой как системой ценностей; в качестве мотивации в данном случае выступает интерес познания.

Методы обучения в рамках факультатива используются следующие:

1. Объяснительно-иллюстративный (рассказ, объяснение, беседа)

2. Частично-поисковый (обсуждение характера музыки, персонажей, драматургии балетов, стилей и т. д.)

3. Исследовательский метод (когда учащиеся сами работают с литературой)

4. Практический метод — когда ребенок выступает в роли педагога, готовя и рассказывая доклад по заданной теме

5. Наглядные методы:

* Использование на уроках аудиозаписей музыки балетов;

* Портретов выдающихся деятелей балета;

* Использование по мере возможности видеоматериалов по балету

* Предложение детям списка литературы указанной в конце программы

 

Механизм отслеживания результатов обучения по курсу факультатива следующий:

* Краткие блиц-опросы по пройденной теме (10—15 минут)

* Музыкальные викторины (определение по прослушанной музыке примерной эпохи, стиля, названия балета, композитора)

* Составление кроссвордов и чайнвордов по балетным терминам, именам, фамилиям, названиям балетов

* Создание игровых ситуаций типа «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Поле чудес», «Угадай мелодию»

Эти формы и методы, по нашему мнению, создают необходимый на уроках эмоциональный комфорт, дух соревновательности, здоровой конкурентности — ведь обучение должно осуществляться только через интерес.

В заключении хотелось бы надеяться, что материал данной статьи подскажет многим концертмейстерам, как расширить грани своей деятельности и занять активную позицию в формировании культурно-образовательной среды в учреждениях системы дополнительного образования.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети