Работа с начинающими педагогами в вокально-хоровой студии "Радость"

В слаженный коллектив педагогов вливается новичок.... Начинающий педагог делает первые робкие шаги на новом поприще.... Как помочь ему поверить в себя, приобрести уверенность в помыслах и действиях, как оптимальнее войти в уже сложившийся коллектив Дома творчества, определить свое место, наконец, как сформировать у педагога желание работать и расти в нашем коллективе?

На эти и многие другие вопросы мы ищем постоянно ответы, организуя работу с начинающими педагогами. Для меня, как руководителя структурного подразделения, эта проблема стала очень актуальной в 1997—98 году, когда в студию одновременно пришли четыре новых педагога.

Целью деятельности учреждения дополнительного образования является разностороннее развитие детей и молодежи. Ведущим принципом организации работы в Доме творчества является добровольное участие детей в работе различных коллективов. Эта общепризнанная в сфере дополнительного образования идея подчеркивает особую важность мотивации педагогов к работе с каждым ребенком, к принятию и поддержке тех традиций, установок, которые работают на развитие личностных способностей детей и собственное самосовершенствование педагога.

В работе с начинающими педагогами мы выделяем в качестве ведущего такое направление деятельности как диагностика личностных характеристик педагогов, педагогических умений и навыков.

Мы используем метод наблюдения в конкретной педагогической деятельности, анализ открытых уроков, концертных выступлений. Широко применяем анкеты, опросники. Индивидуальная диагностика показывает, что у каждого новичка есть свои трудности: у одного — недостаточный уровень методической подготовленности, у другого — незнание психологических механизмов общения с детьми разного возраста, у третьего — неумение реконструировать информацию. Помочь преодолеть эти и другие трудности есть ключевая задача методической поддержки со стороны руководителя. Необходимо также создание условий для личностного роста педагога. На наш взгляд оптимальные условия — это деловой, творческий эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе. Основными показателями такого климата (по Н.П. Аникеевой) являются:

  • удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством;
  • преобладающее оптимистическое настроение;
  • взаимопонимание, взаимоавторитет руководителя и подчиненных;
  • степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллективом;
  • сплоченность вокруг целей деятельности;
  • сознательная дисциплина;
  • продуктивность работы.

Мы предлагаем молодым педагогам тест на оценку качеств данного климата. Эту работу мы проводим совместно с психологической службой Дома творчества. Тестирование проводилось два раза в год (в начале и в конце). Результаты тестирования убедительно показывают, что разительно (в лучшую сторону) меняется оценка психолого-педагогического климата. Другая важная тенденция подмеченная нами, выражается в том, что эта оценка связана с более активной позицией самих педагогов, которые чувствуют себя все более уютнее, увереннее, становятся «своими».

Важным профессиональным качеством, на наш взгляд, является развитое у начинающих педагогов чувство эмпатии. Эмпатия — в переводе с греческого означает «сопереживание». Это способность, выражающаяся в умении постичь эмоциональное состояние другого человека, в особенности — ребенка, проникнуть в мир его чувств. Развитое чувство эмпатии способствует интенсивному личностному росту педагога, дает возможность «децентрации», то есть умению встать на точку зрения ребенка. Мы предлагаем начинающим коллегам опросник Форверги на выявление чувства эмпатии. Работа проводится методом «закрытого конверта», а затем педагог сам анализирует данные своего опросника. Это дает пищу для размышления и вывод для саморазвития.

Стимулирование у педагога позитивных мыслей о себе, о возможности роста, укрепление в нем намерений выразить и воплотить себя в педагогическом процессе, способствовать росту самоуважения и достоинства — одна из ключевых задач методической поддержки педагога. Эту задачу мы решаем в процессе интенсивного повышения профессиональной компетенции молодых педагогов. В работе нашей студии используются такие формы: методические семинары по программе «Радуга творчества»; анализ открытых учебных занятий; концертной деятельности; взаимопосещение уроков. Программа «Радуга творчества» включает актуальные проблемы музыкальной педагогики и организационно-методические вопросы студии. Здесь мы заслушиваем выступления с докладами педагогов, разрабатываем и анализируем мини-исследования, приглашаем интересных профессионалов, коллег из других Домов творчества. «Гуманная педагогика», «Процесс обучения в хоре глазами ребенка», «Дифференцированный подход в обучении игре на фортепиано детей вокально-хоровой студии», «Использование фонопедического метода В.В. Емельянова в развитии голоса у детей» и другие темы в центре внимания наших педагогов.

Вместе с коллективными видами деятельности широко используются в нашей работе индивидуальные и групповые консультации. Много вопросов у начинающих педагогов по программному обеспечению. Программ для дополнительного образования, отвечающих всем критериям комплексного развития — нет. Поэтому очень важно помочь новичку выстроить задачи обучения, определить содержание, найти методы и средства. Проводим консультации по подбору репертуара, составлению индивидуальных планов, созданию собственных программ и хрестоматий. Для начинающего педагога необходимо показать перспективы профессионального роста, познакомить с процедурой аттестации, квалификационными характеристиками педагогов первой и высшей категории.

Другим направлением в работе с новичками является привлечение педагогов к участию в управлении учреждением. Участие в управлении учреждением помогает каждому педагогу занять профессиональную позицию, создает мотивацию к профессиональному самосовершенствованию, позволяет поддерживать атмосферу психологического комфорта в коллективе.

Типичными для начинающих педагогов студии «Радость» стали: работа в малых и расширенных педсоветах, где разрабатываются концептуальные вопросы деятельности Дома творчества, участие в коллективных планерках, в работе творческого совета, в создании банка идей по актуальным проблемам. Эти и другие формы активизируют мысль, побуждают к творчеству, включают начинающих педагогов в созидательный процесс поиска, исследования, совершенствования системы работы Дома творчества.

Продуктивным направлением профессионализации в работе новичков, на наш взгляд, является привлечение их к участию в жюри различных конкурсов, а также участие детских коллективов (под их руководством) в конкурсных программах, концертах, фестивалях. Здесь каждый педагог может увидеть результаты работы других педагогов, провести сравнительный анализ, познакомиться с инновационным опытом, потренироваться в выработке критериев оценки, в аргументированном оценивании.

Результаты системной целенаправленной работы с педагогами-новичками достаточно ощутимы — это, прежде всего, создание благоприятной атмосферы в коллективе, которая побуждает к творчеству, к профессиональному росту; активная концертная деятельность, которая отмечена дипломами и грамотами разного уровня; участие в аттестации (два педагога-новичка из четырех аттестованы на первую квалификационную категорию); создание серии пособий, где свою достойную лепту внесли педагоги-новички.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети