Управление учреждением дополнительного образования: поиск оптимальной модели

28 июля 1945 года по решению исполкома Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся в Кировском районе г. Новосибирска был организован Дом пионеров.. Создание и экспериментальная отработка педагогической системы открытого типа, оптимально раскрывающей творческий потенциал ребенка, формирующей мотивацию к познанию, личностному и профессиональному самоопределению - такова основная цель современного учреждения дополнительного образования. Суть дополнительного образования в возможности «быть» и это, как нам представляется, главное.

Деятельность современного руководителя немыслима без владения технологией моделирования. Модель (по лаконичному определению Е.А. Ямбурга) есть разработанный на основе теории вариант практической деятельности. Моделирование современной системы дополнительного образования предопределено следующими основными функциями педагогической деятельности: конкретизация смыслообразующих задач дополнительного образования, создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей, определение приоритетных направлений творческого развития ребенка на основе идей педагогики сотворчества, поддержка свободного выбора профессии, обеспечение доступа к социально-культурным ценностям, разностороннее развитие личности ребенка и пробуждение его творческой активности, самостоятельности

Модель управления есть, по существу дела, механизм реализации цели и стратегически основополагающих задач учреждения, механизм непрерывно обновляемый центрированный на человека, его созидательно-творческий потенциал. Систему управления мы рассматриваем как «мотивационно-интеллектуальную» схему управления, обеспечивающую развитие программно-методической базы образовательного процесса, стимулирующую психологическое сопровождение процесса творческого самоосуществления детей и взрослых - непосредственных участников образовательно-воспитательного процесса.

Участники образовательного процесса: директор, его заместители, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений, методисты и педагоги, педагоги-организаторы, дети - включены в процесс управления. Включены непосредственно либо опосредованно. Это следует всегда помнить, принимая управленческие решения.

Система управления учреждением дополнительного образования основана на педагогической культуре, на кадровой политике, в основе которой лежит пристальное внимание к педагогу, забота о нем, всемерная помощь в профессиональном, психолого- педагогическом и методическом самообразовании, без чего немыслимо говорить об инновациях, работе учреждения в режиме развития.

Управление является не самоцелью, а лишь инструментом развития учреждения, цивилизованного взаимодействия его с общеобразовательными учреждениями, любыми другими социальными институтами. В то же самое время это автономная система, имеющая свои собственные ресурсы саморазвития. Их то и надо видеть руководителю, работать с ними.

Основные принципы, лежащие в основе системы управления Дома детского и юношеского творчества имени В.Дубинина:

n Демократизация: максимальная децентрализация, распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления.

  • Гуманизация: коррекция администрацией функционала в сторону обеспечения прав и возможностей педагогов на удовлетворение культурно-образовательных потребностей в связи со своей индивидуальностью.
  • Дифференциация, мобильность и развитие многоуровневости, многопрофильности управляющей и управляемых систем.
  • Открытость: система управления понятна всем, открыта для любого участника педагогического процесса.

Важное место в системе управления Домом творчества занимает сегодня мотивационная управленческая деятельность. Наряду с моральными факторами поощрения разрабатывается и система материального стимулирования. «Адресное» использование этого фактора приносит свои плоды.

Любые управленческие решения и действия опираются на предваряющий анализ ситуации. В основе анализа лежит научно-исследовательский подход, устремленность к конечному результату деятельности учреждения.

Целеполагание для нас не одномоментная акция, а развернутый во времени процесс. Поэтому оно занимает, пожалуй, центральное место в аналитической деятельности как учреждения в целом, так и в его структурных подразделениях, в отдельных творческих объединениях. Целеполагание для нас - это школа управленческого мастерства, дающая повод для систематического анализа.

Планирование и организация слаженной деятельности учреждения как единого организма становится ведущим делом всего коллектива. В разнообразном перечне планов: перспективном, проблемном и т.д. принимают участие и дети, и взрослые, приобщаясь тем самым к общему делу, осознавая свою миссию в общем творческом «ансамбле».

За годы преобразований изменился характер контроля. Контроль «сверху» постепенно перешел в режим самоконтроля. Это нас радует, так как пробуждается инициатива педагогов, растет их уровень «управленческой» культуры. Контроль приобретает все более выраженную функцию профессиональной, методической услуги педагогу. Контроль становится регулятивно-коррекционным, побуждающим к поиску, инициативе.

Новое содержание функций управления становится движущей силой постоянной работы в режиме развития.

Режим развития Дома творчества обеспечивается следующими условиями:

  • наличием обновленной концепции развития учреждения, утвержденной в коллективе на 1998-2003 г.г.;
  • наличием развернутой программы развития Дома творчества на 1998-2003 г.г.;
  • моделированием учебно-воспитательного процесса, как педагогической системы, ориентированной на творческое развитие личности педагога, ребенка;
  • наличием педагогически контролируемой инновационной и экспериментальной деятельности в коллективе;
  • организацией взаимодействия научно-методической и психолого-педагогической служб;
  • совершенствованием системы детского самоуправления;
  • все более возрастающим спектром альтернативных образовательных услуг, творческих видов деятельности;
  • наличием достаточной учебно-материальной базы для организации оптимальной образовательной среды как пространства развития детей и взрослых.

Организационная педагогическая модель управления как целостная концептуально выверенная структура позволяет повысить эффективность функционирования всех подсистем, находящихся во взаимодействии и упорядоченных взаимосвязях. Базовая для нас модель управления деятельностью Дома творчества включает в себя следующие структурные элементы:

  • цели и задачи учреждения;
  • уровни управления;
  • совокупный субъект деятельности каждого уровня управления;
  • взаимосвязь уровней управления;
  • конечный результат деятельности учреждения.

В состав данной модели входят следующие четыре взаимосвязанных уровня всех участников управленческого процесса: директор, его заместители, общественные органы управления, руководители структурных подразделений, участники различных служб, органы детского самоуправления. Оптимальная структура организации этих отношений, их содержательно-смыслового наполнения, такова: «Дом творчества - внешняя среда»; «Администрация - общественность (советы, службы)»; «Педагог - родители - ребенок». Это позволяет разноуровнево подойти к осмыслению состояния и перспектив развития учреждения как непрерывно развивающейся системы открытого типа.

Кратко представленная модель управления учреждением дополнительного образования, как мы убедились, обеспечивает системное видение проблем управления, дает возможность рационализации функций как в целом по учреждению, так и его подразделениям.

Для нас модель является все более выраженной демократической системой с особым характером связей между органами управления, своей иерархией уровней, разумного, сбалансированного соотнесения задач, распределением полномочий и ответственности между участниками управленческой деятельности.

В перспективе - нам видится важным еще более выраженная специализация основных функций при их одновременной интеграции, демократизация характера труда и деловых взаимоотношений в коллективе.

Модель подтвердила свою эффективность, она обеспечивает интеллектуально-аналитический уровень управления, гуманизацию взаимоотношений участников образовательного процесса. Думается, что есть здесь и элемент авторства , так как представленная модель рождена в данном коллективе, она служит данному коллективу, учитывает его особенности, традиции, ресурсы и перспективы роста.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития. Доклад на межрегиональном совещании - семинаре "Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей". М., 1996.

2. Бруднов А.К. - Актуальные проблемы развития системы дополнительного образования детей. Выступление на Межрегиональном совещании в г. Петрозаводске - Петрозаводск, 1996.

3. Васильев Ю.В. - "Педагогическое управление в школе", - М., Педагогика, 1990.

4. Каменщикова Л.А. - "Управление как механизм перевода учреждения в режим развития". "Дополнительное образование, поиск, опыт, находки". Региональная научно-практическая конференция - Новосибирск, 1997.

5. Конаржевский Ю.А. - Формирование педагогического коллектива. - М., 1998.

6. Поташник М.М. Управление резвитием школы. - М., Новая школа, 1995.

7. Поташник М.М., Моисеев А. Управление современной школой (в вопросах и ответах). - М., Новая школа, 1997.

8. Полбенникова И.И. Организация внутришкольного контроля (опыт лицея 27 г.Чебоксары) - Чебоксары, 1997.

9. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. - М., 1995.

10. Третьяков П.И. Управление школой по результатам (практика педагогического менеджмента) - М., Новая школа, 1998.

11. Фомина А.Б. Основы управления учреждением дополнительного образования детей. - М., 1996.

12. Ямбург Е.А. Школа для всех. - М., Новая школа, 1996.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети