Современные требования к подготовке преподавателей физической культуры

Анализ истории развития отечественной физической культуры и спорта позволяет выделить следующие моменты:

1. Физическая культура и спорт всегда динамично развивались в соответствии с изменяющимися потребностями общества и человека. Характер и направленность этих изменений детерминировались уровнем общественного, группового и личностного понимания сущности ценностей физической культуры и спорта, степени их жизненной важности для государства, общества, различных социальных групп и индивидов.

2. Несмотря на то, что физическая культура и спорт являются относительно самостоятельными и самодостаточными составляющими общечеловеческой культуры, их развитие в прошлом и будущем предопределено общими для всей культуры законами, что является отражением глобальных тенденций взаимодействия человека и природы, тактики и стратегии развития производительных сил на последующих этапах этого взаимодействия.

3. Средняя школа и отчасти вузы пережили три долговременных «прилива» доминирующих приверженцев варианта фронтального метода обучения «Делай, как я!». В довоенные годы это являлось следствием гипертрофированной роли военизированной прикладной подготовки. Следующие два «прилива» связаны с увольнением в запас военнослужащих после окончания войны и сокращения Вооруженных Сил СССР в начале шестидесятых годов.

4. Так называемая современная коммерциализация сферы физической культуры и спорта принесла неконтролируемую ценовую политику в эксплуатации спортивных сооружений и спортивно-технического инвентаря. Полноценное обеспечение спортивными базами и инвентарем учебного процесса будущих специалистов физической культуры и спорта давно является «узкой» и трудноразрешимой проблемой вузов из-за скудости бюджета. Одним из путей выхода из сложившегося положения является поиск форм консолидации усилий в образовательном процессе учебных заведений с держателями спортивных баз, ведущих к взаимной выгоде. Например, предоставление спортивных баз может компенсироваться активным участием студентов различных курсов и специальностей в работе и обслуживании этих баз, что само по себе будет являться необходимыми элементами производственной практики, менеджмента и управления. Наконец, такого рода сотрудничество помогает формировать в нынешних социально-экономических условиях предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность специалистов.

5. Недооценка роли физического воспитания в формировании здорового поколения на протяжении многих лет привела к тому, что вместо коренной модернизации всей системы обязательного и дополнительного физического воспитания молодежи в соответствии с современными требованиями жизни осуществлялись лишь косметические начинания. Все это привело к отрицательной динамике здоровья учащихся, резкому увеличению числа преступлений несовершеннолетних на фоне незначительного сокращения общей преступности. Специалист физической культуры и спорта сегодня должен быть нацелен на воспитание физически стойкого и конкурентоспособного члена общества, способного обеспечить безопасность своей жизнедеятельности, социально-экономического развития общества. Формирование подобных черт невозможно без тренирующего акцента в физическом воспитании. Необходимо отметить, что проявление этого акцента в определенной мере обусловлено непрерывным оскудением физкультурно-материальной базы общеобразовательных школ и вузов.

6. Прогрессирующая отрицательная динамика состояния здоровья учащихся имеет несколько основных причин, среди которых можно остановиться на следующих. Это отсутствие целенаправленной, последовательной политики физического воспитания в семье, в дошкольных и школьных заведениях. Болезнь застаревшая, и корни ее находятся в министерско-ведомственной путанице директив, постановлений, задач, методов, исполнителей и кураторов. Но при желании и этот «винегрет» не может помешать поступательному движению. Так, в октябре 1999 г. муниципальная школа № 29 г. Новосибирска аккредитована как школа с углубленным изучением предмета «Физическая культура». Пока этот факт единственный в России, но важен прецедент.

Вышесказанное тесно связано как с формированием профессионально-нравственного потенциала будущего специалиста (обществу не безразлична его позиция при решении обществом социальных задач), так и с воспитанием умений творчески комбинировать способы деятельности, преобразования объектов взаимодействия. К сожалению, годы перестройки и последующих попыток экономических реформ принесли, в частности, спортсменам устойчивую негативную репутацию активных кадров криминалитета. И хотя в итоге это является следствием «лимоновыжимательной» политики социалистического общества по отношению к спортсменам, подобное «наследство» не украшает и не утешает сферу физической культуры и спорта.

Традиционной схемы подготовки специалистов в физической культуре и спорте — «знания и опыт осуществления деятельности, воплощенные в умения и навыки» — сегодня явно недостаточно. В подавляющем большинстве школ отношение к физическому воспитанию строится на авторитете педагога, а к физической активности — на двигательном опыте этого педагога. В подобной ситуации наблюдается невольная активная ретрансляция негативных издержек традиционной схемы подготовки специалистов своим подопечным.

К сожалению, свою «лепту» в отмеченную выше отрицательную динамику вносят и специалисты физической культуры и спорта, как правило, не замечая и не желая того. Опыт работы кафедры физической культуры и спорта в НИПКиПРО показал, что подавляющее большинство слушателей курсов повышения квалификации не владеют тем необходимым минимумом медико-биологических знаний (невладение — не означает незнание) для построения и проведения учебного или тренировочного занятия. Истоки этой проблемы заключены в самой подготовке специалистов физической культуры и спорта. Важно при его обучении не усвоение обилия отдельных фактов и констант, механизмов и положений, законов и теорий (не умаляя их значимость и необходимость), а увязывание медико-биологических знаний в реализуемую систему с точки зрения деятельности целостного организма в повседневных и экстремальных (физические и психоэмоциональные нагрузки) ситуациях, выработка умений интерпретации имеющихся и полученных данных. Именно знание основных закономерностей этой системы позволяет специалистам физической культуры и спорта рационально использовать имеющиеся средства и методы, планировать и прогнозировать реакцию организма занимающихся, добиваться достижения поставленных целей более экономичным путем, без нанесения вреда здоровью, т. е. совершенствовать технологичность учебного и тренировочного процессов.

Объективная необходимость самостоятельного отдельного теоретического обоснования и развития физической культуры и спорта обуславливается и тем фактом, что понятие «физическая культура» в большинстве развитых стран вызывает вопрос, ибо там приняты термины «спорт», «спорт для народа» и т. д.

Вполне вероятно в будущем расширение арсенала экологически и нравственно чистых технологий физического и спортивного совершенствования человека. Особенностями развития этих технологий будут, по-видимому, их все возрастающая наукоемкость, ориентированность на природосообразные и личностно приемлемые средства и методы педагогических воздействий на каждом этапе возрастной эволюции моторики человека. Современный быстрый и жесткий ритм жизни определяет основную направленность занятий физической культурой и спортом в урочное и внеурочное время — тренирующую. Эта направленность отчасти вытекает из усвоения обществом некоторых постулатов, обобщенный анализ которых позволяет сделать вывод, что в сегодняшних условиях в выборе между грамотностью и работоспособностью специалиста приоритет отдается последнему.

Все вышесказанное предъявляет дополнительные требования к подготовке специалистов физической культуры и спорта. В скором времени истекает срок действия Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по всем направлениям, в том числе и в области физической культуры и спорта. В частности, по специальности «022300 — физическая культура и спорт». Положительным опытом работы по действующему Госстандарту является переход на 5-летнее обучение и связанные с этим возможности освоения студентами второй специальности и углубления отдельных аспектов основной специальности, что способствует лучшей адаптации молодых специалистов в первоначальный период профессионального становления.

Но, тем не менее, хочется надеяться, что в следующем образовательном Госстандарте найдут свое отражение некоторые «узкие» места.

1. Расширение перечня объектов профессиональной деятельности за счет рекреативно-досуговой (санатории, пансионаты и т. д.), объединений спортивной направленности, научных учреждений; органов управления физической культуры и спорта федерального и регионального уровня.

2. Совершенствование требований к абитуриентам: обязательные экзамены по русскому языку и литературе; теоретические — по физической культуре и спорту. Отсутствие до сих пор подобного экзамена — нонсенс! Раздельное тестирование общей и специальной подготовленности.

3. Расширение диапазона производственной практики как подготовки к возможным основным объектам профессиональной деятельности.

4. Кроме магистерской диссертации, квалификационной работы для бакалавров и дипломной работы для педагогов, возможно включение междисциплинарного комплексного экзамена на основе профилирующих дисциплин: ТМФВ и спорта, педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование, медико-биологическое обеспечение занятий физической культуры и спорта.

Все вышесказанное определяет будущую систему требований к качеству подготовки специалистов физической культуры и спорта, а именно:

  • усиление гуманистической ориентации специалиста;
  • высокий уровень его знаний в области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора занимающимися видами физкультурной или спортивной деятельности;
  • возрастание роли сферы интеллектуального и межличностного взаимодействия наставника и ученика;
  • способность к ускоренному усвоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки;
  • глубокие знания в области ритмологии естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека;
  • умения и навыки выявления типологических и индивидуальных характеристик занимающихся и построение адекватных программ физического и спортивного совершенствования;
  • организация инфраструктур для обеспечения полноценной реализации разработанных программ.
Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети