Педагогическая валеология - стратегия самосозидания

 Cегодня валеология является предметом острых дискуссий. Сама форма дискуссий напоминает порой те «славные» времена, когда на такие зарождающиеся науки, как кибернетика и генетика, наклеивали самые непотребные ярлыки. Похоже, история повторяется. В настоящей статье мне не хочется продолжать бесплодную дискуссию о роли и месте валеологии в нашей жизни, чаще всего инициируемую малокомпетентными людьми. На основе литературы, работы многих научных и преподавательских коллективов я представлю нашу точку зрения на предмет «Валеология», ее цели и задачи.

 

Термин «валеология» (от лат. valeo — здравствовать, быть здоровым; logos — наука) впервые ввел в литературу в 80-х годах нашего столетия российский ученый И. И. Брехман, тем самым обозначив начало нового направления в науке — науки о здоровье.

Почему же возникла потребность в валеологии в нашей стране в конце ХХ века? В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Например, уже в первобытнообщинном обществе, когда человек испытывал беззащитность перед силами природы, свое физическое состояние он связывал с мистическими представлениями, которые обожествлялись в виде амулетов, а сами мероприятия по охране здоровья принимали характер религиозных обрядов.

Исторически медицина сложилась как наука, которая в качестве главной цели декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней составляло ее вторую часть. По преданию, владыки Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровыми.

Отношение к здоровью принципиально менялось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. При этом рабовладельцы, предаваясь излишествам и комфорту, все в меньшей степени уделяли внимание своему здоровью и все больше уповали на лечение возникших его нарушений, на врачей. Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство способствовало тому, что медицина потеряла свое профилактическое значение и стала обращать основное внимание на лечение болезней. В свое время Абу Али ибн-Сина (980—1037 гг.) в «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию — сохранение здоровья, а не лечение болезней.

Казалось бы, что за 70 лет советской власти в СССР, в течение которых провозглашался принцип социально-профилактической направленности медицины, ее бесплатности и доступности, можно было не только ликвидировать ряд инфекционных заболеваний и существенно снизить неинфекционную заболеваемость населения, но и значительно увеличить число здоровых людей. Однако статистика говорит о другом. К середине 90-х годов социально-экономический и политический кризис в странах бывшего Советского Союза обнажил все отрицательные последствия стратегии «социалистической» медицины, направленной только на защиту больного человека, а не на поощрение, стимулирование здоровых. На фоне свертывания системы бесплатного медицинского обслуживания населения, в том числе детского, ухудшения материально-экономических условий жизни, роста социальной напряженности в обществе к концу 90-х годов произошло резкое ухудшение здоровья населения. Так, только 10 % выпускников школ могут считаться практически здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, 40% — хронические заболевания. За последние 10 лет увеличилось число социально значимых болезней (органов пищеварения — на 22%, нарушений опорно-двигательного аппарата — в 1,5—2 раза; аллергических болезней — в 3 раза, нарушений зрения — в 5 раз). Каждый четвертый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся сложилась в школах нового типа (гимназиях, колледжах и т. д.) в связи с ростом объема и сложности учебной информации, в условиях отсутствия гигиенической регламентации учебного процесса. Исследования распространенности вредных привычек среди подростков показали, что число курящих достигло в среднем 70%, а употребляющих алкоголь — 30 %.

Угрожающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, ее будущего. От 20% до 50% подростков имеют ограничения в выборе профессии по здоровью, годность к военной службе за последние 5 лет не превышает 50—70%, до 20 % девушек имеют различные формы нарушения репродуктивного здоровья.

Стало понятно, что в рамках старого подхода к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья на данном этапе социально-экономического развития нашего общества невозможно. Необходимо было определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идее ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70—80% определяется его собственным отношением к здоровью или возможностью влиять на факторы, имеющие к нему отношение, исполнительный комитет ВОЗ отметил (1995 г.), что «осознанная ответственность общества и прежде всего каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья... — ключевой фактор, без которого усилия служб национального здравоохранения по достижению здоровья для всех будут оставаться недостаточно эффективными».

Именно отсутствие личных мотивов в сохранении здоровья является, по-видимому, ключевым фактором его ухудшения.

Перспективность лично-ориентированного подхода к сохранению здоровья определяется преимуществом здорового человека в условиях рыночной экономики перед ослабленным и больным; преимуществом в большей выгоде вкладывания средств в первичную профилактику, в поддержание здоровья, чем в лечебную медицину. Именно этим путем идут все развитые страны, осуществляя свои программы охраны здоровья нации, в которых основная роль отводится не системам здравоохранения, а различным общественным организациям, образовательным программам. В частности, такие программы, как «Спорт для всех», «Уроки здоровья», программы борьбы с курением, сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком и т. д., широко проводимые в США, Швеции, Японии и других странах, дают реальные положительные результаты. Однако реализации этих подходов на государственном уровне в России мешает ряд негативных обстоятельств (Э. Н. Вайнер, 1998).

В частности:

1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и исходит иногда даже от некомпетентных людей, а порой и шарлатанов. Отсюда встает исключительной важности проблема разработки системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости методологией здоровья, средствами и методами его формирования и сохранения.

2. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И. И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».

3. Существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через средства массовой информации, ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и главное — пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельных действий человека, даже функционального характера, без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще всего следует категорический запрет с рекомендацией фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя.

4. Долгие десятилетия в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало прежде всего больным даже несмотря на то, что в подавляющем числе случаев в имеющейся у него патологии повинен был сам человек. Складывалась парадоксальная ситуация: кто меньше думал о своем здоровье и вкладывал меньше усилий в формирование валового национального продукта, от этого продукта получал больше, чем здоровый. И в настоящее время ситуация изменилась мало. По-видимому, необходима разработка таких правовых актов, которые бы повысили ответственность человека за свое здоровье и установили бы материальную зависимость от его уровня так же, как и от уровня профессиональной подготовки.

5. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания обращают на формирование гармонично развитого — физически и духовно — человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40 % женщин в России. У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских — девятое.

6. В стране мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, не планируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголем, ничегонеделанием и пр. В результате имеющееся у него время для рекреации, снятия последствий профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности используется с малой эффективностью и зачастую с отрицательным результатом.

Отсутствие приоритета здоровья привело к тому, что и образовательный процесс в учебных заведениях был и остается в минимальной степени ориентированным на воспитание осознанного отношения учащихся к своему здоровью. За исключением, возможно, отдельных вопросов физической культуры, в учебных планах и учебных программах вопрос здоровья не находит своего теоретического и практического обоснования. В результате выпускник среднего специального и даже высшего образовательного учреждения не владеет элементарными знаниями и навыками, связанными с поддержанием своего здоровья и здоровья семьи. Это тем более актуально, что сейчас до 20 % детей рождаются у женщин, возраст которых менее 20 лет.

В самих образовательных учреждениях вопросам здоровья не уделяется практически никакого внимания (не считая работы санитарно-эпидемиологических служб и констатации патологии). Более того, сама учительская категория является одной из наиболее выраженных профессиональных групп риска.

Организация учебного процесса, методика обучения зачастую не учитывают особенности их влияния на организм ребенка. Это касается и учебного расписания, и проведения контрольных мероприятий, и взаимоотношений учитель—ученик, и обучения новому материалу, и многих других аспектов учебно-воспитательной работы.

В образовательных учреждениях нет специалистов по оценке физического развития и физического здоровья детей, и поэтому не ведется такая работа. Как следствие, начальные формы нарушений этих показателей проходят незамеченными, и лишь явная патология — острого и хронического характера — обращает на себя внимание специалистов (ВайнерЭ. Н. и др., 1997).

Современная наука дает разные толкования «валеологии» (Н. А. Амосов, И. И. Брехман, Э. Н. Вайнер, В. П. Казначеев, В. П. Куликов, Г. А. Кураев и др.).

Анализ существующих подходов позволил нам сформулировать следующее определение: «Валеология — междисциплинарная интегральная область знаний, изучающая здоровье человека на всех уровнях а также способы оценки и прогнозирования здоровья на основе учета эндогенных и экзогенных факторов» (1996).

При этом мы выделяем следующие уровни здоровья:

 

• соматический, в том числе генетический, биохимический, метаболический, морфологический, функциональный;

• психический, в том числе эмоциональный, интеллектуальный, личностный;

• социально-духовный или нравственный.

В упрощенном, в то же время обобщенном, виде можно считать, что критериями здоровья являются: для соматического здоровья — «я могу»; для психического здоровья — «я хочу»; для нравственного здоровья — «я должен» (Д. Н. Давиденко, 1996).

Методологической основой для такого представления является целостная (холистическая) модель здоровья. Мы рассматриваем здоровье как единство соматической, психической и нравственной составляющих, которые оказывают взаимное влияние друг на друга.

Но сам организм, который имеет такое целостное выражение, не изолирован, он находится в системе макрокосмоса, где действуют социальные условия и экологические факторы. Все эти системы взаимодействуют между собой, они взаимосвязаны. Понятно, что нарушение со стороны соматики влияет на психическую сферу и, наоборот, психические измерения влияют на соматику, а изменения в социальной и экологической среде оказывают воздействие и на соматику, и на психику. В то же время сам организм влияет на социальную и экологическую среду. Таким образом устанавливается динамическое равновесие, баланс между комплексом эндогенных и экзогенных факторов, которые взаимосвязаны, начиная еще задолго до зачатия и рождения ребенка, и которые проявляются, существуют в течение всей его индивидуальной жизни, сохраняются до конца жизни, формируются в виде видовой памяти и передаются следующим поколениям.

Цель валеологии — сохранение и укрепление здоровья личности путем развития его духовных, психических и соматических возможностей (расширение резервных возможностей организма), позволяющих успешно адаптироваться к изменяющейся среде и совершенствовать механизмы здоровья.

Есть две основные доктрины здоровья — западная (ее можно назвать рационалистичной), она опирается на сократовский тезис: человек — познай самого себя. И доктрина восточная (ее можно назвать эмпатичной, чувственной), она опирается на конфуцианский тезис: человек — сотвори себя сам. Видимо, и врач, и педагог в ХХ веке согласятся с необходимостью объединить эти доктрины. Валеолог должен сказать человеку: познай и сотвори себя. Именно это «самосотворение себя» — главное в креативной валеологии.

Предмет валеологии на современном этапе ее развития — это индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни, обеспечивающий оптимальное существование, развитие и деятельность человека. Следовательно, ближайшей задачей валеологии является не статистическое нормирование, рассчитанное на популяцию, как это принято в гигиене, а разработка системы индивидуального шкалирования «факторов устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека. В ряду этих позитивных факторов не последнее место должны занять поведенческие факторы, имеющие как причинное, так и коррекционное значение.

Используя функциональные резервы человека, а также стимулируя их различными традиционными и нетрадиционными методами, изменением образа жизни, валеология обеспечивает переход человека из состояния предболезни в состояние здоровья. Это очень важное обстоятельство, так как именно в этих состояниях человек оказывается вне сферы интересов здравоохранения. И только когда появляются симптомы (признаки) болезни, начинается диагностический процесс в рамках медицины.

Основными методами валеологии являются качественная и количественная оценка здоровья и резервов здоровья, а также методы их повышения и развития.

В настоящее время в валеологии достаточно отчетливо обозначились два направления: медицинское и педагогическое.

Медицинская валеология определяет различие между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, разрабатывает оценки состояния здоровья населения и отдельных социально-возрастных групп и методы использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни, исследует внешние и внутренние факторы, угрожающие здоровью, разрабатывает рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека.

Вероятно, уже в ближайшее время возможности медицинской валеологии будут значительно расширены в сфере реабилитации. На смену доминирующим средствам: фармакологии, хирургии и т. п. все в большей степени будут использоваться функциональные методы и средства. Вполне возможно, что это может привести и к корректировке понятий «здоровье» и «болезнь». Несомненное значение должна приобрести медицинская валеология в подготовке семейных врачей, деятельность которых во многом будет ориентирована на первичную профилактику.

Педагогическая валеология изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни на различных возрастных этапах развития. Сейчас эта отрасль валеологии развивается наиболее динамично, что обусловлено по крайней мере двумя следующими обстоятельствами: 1) потребностью общества в срочных мерах по оздоровлению человека с возможностью наиболее быстрой отдачи; 2) относительной дешевизной введения и реализации валеологических программ в образовательном процессе для находящегося в тяжелых финансовых и экономических условиях государства.

Основными понятиями педагогической валеологии являются «валеологическое образование», «валеологическое обучение», «валеологическое воспитание», «валеологическая культура».

Мы полагаем, что валеологическое образование — это часть общекультурного образования, основанного на медико-психолого-педагогических знаниях о различных аспектах здоровья, способах индивидуальной стратегии и тактики сохранения и развития здоровья путем выработки личностных установок на самореализацию и здоровьетворящее поведение. Можно определить следующие задачи валеологического образования:

 

• обеспечить реализацию базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;

• научить методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей («познай и сотвори себя»);

• сформировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, культурный образ жизни и самореализацию личности;

• сформировать осознание единства (сцепленности) личности и Вселенной — антропо-экологический подход.

Валеологическое образование должно базироваться на следующих принципах: индивидуальность; комплексность (системность, многоуровневость); непрерывность; последовательность; научность; прагматичность; креативность; междисциплинарность; активность; сознательность; востребованность; открытость; историчность; гуманистичность.

Основная цель валеологического образования — сохранение и укрепление индивидуального здоровья путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей, необходимых для успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям.

Валеологическое обучение есть процесс формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладение умениями сохранения и совершенствования личного здоровья, оценки формирующих его факторов; усвоения знаний о здоровом образе жизни и умений его построения, освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.

Валеологическое воспитание есть процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения.

Валеологические знания есть совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития науки и самого валеологического знания.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание им своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умения распространять валеологические знания на окружающих (Э. Н. Вайнер, 1998).

Задачи педагогической валеологии достаточно обширны. К основным из них следует отнести:

 

• организацию личностно-ориентированного обучения с учетом индивидуальных психофизиологических и социальных возможностей индивидуума;

• организацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий для учащихся и педагогического коллектива;

• диагностику индивидуальных психосоматических, конституциональных и социально-духовных показателей личности — мониторинг здоровья и адаптации;

• выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ с учетом возраста, пола, психотипа, среды (здоровьесберегающие технологии);

• формирование индивидуальных потребностей личности и профессиональной ориентации на основе знаний индивидуальных особенностей и возможностей;

• оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности учащихся и учителей;

• формирование духовно-нравственных и социальных ориентиров, определяющих здоровье и благополучие личности на каждом этапе онтогенеза;

• повышение валеологической грамотности учителей и родителей.

Валеология, как новая область научных знаний, возникла на стыке наук о человеке и его здоровье и развивается на основе систематического и диалектического подхода с учетом генотипа, фенотипа и онтогенеза человека.

Валеология не ограничивается профилактическими мероприятиями и охраной общественного здоровья, а нацелена на созидание здоровья индивида с использованием всевозможных позитивных факторов, а не только ограничением и устранением вредных факторов. Помимо гигиенических, валеология использует физиологические, клинические, лабораторные, психологические, социологические и другие методы для диагностики, равно как физические, химические, фармакологические, психологические и педагогические — для формирования и коррекции резервов здоровья и функциональных состояний человека.

Валеология принципиально отличается от других, близких ей научных направлений, поскольку ее объект — здоровый человек или человек в состоянии напряжения (предболезни), а ее основу составляют методы исследования и оценки резервов здоровья, методы повышения функциональных резервов и укрепления здоровья человека путем развития здорового образа жизни (Ю. К. Бахтин и др., 1997).

В целом же, валеология — пограничная и интегративная область научных знаний на стыке медицины, физиологии, психологии, теории физического воспитания, социологии, педагогики и т. д., устремленная в будущее и посвященная эволюции здоровья.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети