Страницы нашей истории

В разные годы ею заведовали квалифицированные специалисты, увлеченные люди Екатерина Андреевна Герус, Людмила Константиновна Акулинкина. Сегодня разнообразную работу с читателями ведут опытная заведующая Татьяна Павловна Стасенко, библиограф-методист Нелли Максимовна Горовая, зав. читальным залом Ирина Владимировна Гугняева, библиотекарь Галина Викторовна Батурина. Библиотека располагает универсальным библиотечным фондом в 65 тыс. экземпляров. К юбилею НИПКиПРО подготовлен библиографический указатель научных работ и методических пособий преподавателей института, организована выставка этих изданий.

Большую работу по финансовому обеспечению института и расчетам слушателей курсов вела бухгалтерия института со старшим бухгалтером Натальей Тимофеевной Романцовой. В настоящее время бухгалтерия является крупным подразделением и осуществляет сложную и разнообразную деятельность. Четко, квалифицировано трудятся главный бухгалтер Галина Анатольевна Липатова, опытный финансист и умелый руководитель, специалисты высокого уровня Галина Евгеньевна Жарова, Вера Дмитриевна Гусельникова, Валентина Геннадьевна Рыхлова, Людмила Николаевна Нарышкина.

Много лет секретарем директора работала Надежда Андреевна Кайгородова, машинисткой — Екатерина Степановна Мухамед, доброжелательные, знающие свое дело люди. Опытными, гостеприимными хозяйками приемной сегодня являются Любовь Николаевна Абрамовна и ее помощница Татьяна Викторовна Колченко. Любовь Николаевна хорошо знает основы современного делопроизводства, владеет искусством общения с любой категорией посетителей, авторитетна и уважаема окружающими.

Важным этапом развития института стал 1984 год, когда были утверждены «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Общество предъявило высокие требования к личности учителя, его профессиональному уровню, культуре и образованности. Естественно, что потребовался анализ деятельности института, определение приоритетов в работе с педагогическими кадрами в новых условиях. Обновление содержания образования обусловило необходимость повысить научный уровень повышения квалификации, использовать наиболее активные формы и методы обучения слушателей, осуществлять контроль (входной, промежуточный, итоговый) с целью усиления ответственности слушателей за качество усвоения материала, предусмотренного учебным планом. Это было время массового увлечения опытом педагогов-новаторов, который разрушал устаревшие подходы к организации учебно-воспитательного процесса и утверждал принципы гуманности, демократичности, справедливости, обращенности к личности каждого конкретного ученика. Методисты, руководство института организовывали встречи с В. Ф. Шаталовым, С. Н. Лысенковой, Е. Н. Ильиным, Е. Н. Потаповой, Ш. А. Амонашвили, М. П. Щетининым, А. А. Окуневым, Р. Г. Хазанкиным, В. К. Дьяченко, А. И. Гончаруком и др. Активно сотрудничали с ними методисты Р. А. Алексейцев, Л. И. Москалева, Н. М. Ваулина, Л. А. Фадина, Г. И. Ивлева, Н. К. Ларионова, Т. И. Шмакова, Л. Н. Несмелова, организовывали специальные семинары по освоению авторских технологий под непосредственным руководством известных педагогов.

В начале 1987 года директором института стал Николай Григорьевич Ошихмин. Опытный руководитель, хорошо знавший проблемы современной школы, особенно сельской, доброжелательный, демократичный и порядочный человек, он был сразу принят и поддержан коллективом. Мы высоко оценили его способность за общими важными делами не потерять отдельного человека, быть терпеливым и понимающим. Работать ему пришлось в беспокойное время перестройки, реорганизации, стабилизации, капитального ремонта, вхождения в новый статус. При Николае Григорьевиче завершилось строительство дома, в котором институт обрел прекрасную гостиницу, а многие сотрудники — жилье. Существенные изменения были внесены в организационные формы и содержание методической работы. Она обогатилась творческими, проблемными группами, школами передового опыта, картотеками передового педагогического опыта и др.

После 1990 года в образовании произошли серьезные содержательные и структурно-организационные изменения в связи с переменами в общественно-политической и экономической жизни страны. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» появилось много учреждений различных видов и типов, включая платные, коммерческие, наметилась поляризация материально-технической базы различных образовательных учреждений. Ориентация на специализированные знания ослабила внимание к развитию личности учащегося, его духовных качеств, что повлекло за собой новые проблемы. Остро встал вопрос гуманизации и гуманитаризации образования, обеспечения индивидуализации учебно-воспитательного процесса. Состоялось несколько областных научно-практических конференций по этим проблемам, были разработаны и приняты рекомендации по их решению. Кардинальные изменения в содержание, структуру и направления деятельности института внесли утверждение базисного учебного плана, государственного образовательного стандарта, возможность включения регионального образовательного компонента в программы, многовариантность учебных программ и учебников и др. В соответствии с Положением о НИПКиПРО институт выполнял научно-методическую работу в целях улучшения качества образования, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической науки и практики, осуществлял издательскую деятельность, проводил региональные, областные научно-практические конференции, семинары, совещания и др.

Стратегией деятельности института стало повышение профессиональной компетентности работников образования, их готовности и способности работать в условиях направленной на развитие личности ребенка образовательной системы.

Основной организационной структурой научно-методической работы становилась кафедра. Именно на ее инициативу были ориентированы все направления деятельности. Первыми были созданы кафедры педагогики и психологии, общественных наук, дошкольного воспитания и начального обучения; в институт пришли работать ученые.

У истоков создания кафедр стояли к. п. н. Эльвира Петровна Королева, к. п. н. Нина Николаевна Михайлова, к. п. н. Светлана Петровна Гордеева, к. п. н. Виктор Богданович Гаргай. Позднее Э. П. Королева и В. Б. Гаргай стали проректорами. Приказом ГлавУНО № 20 от 20.01.93 г. ОблИУУ был реорганизован в институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, утверждено положение о НИПКиПРО, новая структура и штатное расписание. На основе федеральных документов был разработан пакет внутриинститутских положений, рекомендаций, памяток и др. В основу учебно-методической работы была положена идея системного подхода, профессиональный рост учителя обеспечивал не кабинет по предмету, работающий в автономном режиме, а кафедра, объединившая психологов, дидактов, методистов. Сегодня в институте 14 кафедр, 5 отделов, Центр культурологического и религиоведческого образования, библиотека с читальным залом, банк педагогической информации. Они объединяют 165 человек научного и методического состава (из них 10 докторов наук, профессоров, 56 кандидатов наук, доцентов, 6 заслуженных учителей школы РСФСР). Укрепляется научный потенциал кафедр: 15 сотрудников учатся в аспирантуре и работают над диссертациями на правах соискательства. НИПКиПРО стал координатором усилий многих организаций по повышению квалификации и профессиональной переподготовке работников образования. Расширяется поле деятельности коллектива. Ежегодно мы обучаем более 12 тысяч человек.

Становление и развитие кафедр можно проследить на примере кафедры дефектологии (так называлась она вначале). Созданная в сентябре 1993 года, она с января 1995 года была переименована в кафедру коррекционной педагогики и социальной психологии (зав. кафедрой была Саяна-Марина Эрдениевна Найманова-Хадаханэ, затем к. биолог. н. Галина Николаевна Жарова, сейчас кафедрой руководит к.п. н. Рубен Оганесович Агавелян). С ноября 1996 года кафедра осуществляет профессиональную переподготовку по логопедии, олигофренопедагогике и специальной психологии с выдачей государственного диплома. Уже подготовлено 60 специалистов. С 1997 года на базе кафедры открыт учебно-консультационный пункт факультета психологии Челябинского госуниверситета для подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Психология» (обучаются 70 студентов). С 1998 года на кафедре открыт Новосибирский филиал Московского государственного педагогического университета по подготовке специалистов по коррекционной педагогике и специальной психологии (дошкольной). Обучаются 35 студентов. Сегодня кафедра — творческий, способный коллектив, ведущий разнообразную работу с педагогическими кадрами. Это Галина Михайловна Вартапетова, Елена Эмировна Петрова, Анна Юрьевна Заровняева, к. г. н. Любовь Александровна Сайдакова и др. Она одной из первых начала внебюджетную деятельность и только в 1997—98 учебном году принесла доход институту в 305,1 тыс. рублей.

Интеграцией содержания курсовой подготовки кадров воспитателей (а их 16 категорий) занимается кафедра социализации личности и психологии воспитания (зав. кафедрой — к. п. н., доцент Леонид Иванович Боровиков). Признанным авторитетом у педагогов области пользуются Марина Соломоновна Коган, к. п. н. Галина Сергеевна Чеснокова, к. п. н. Ирина Валерьевна Хромова, Наталья Владимировна Петрова и др., оказывая различную помощь.

Переход на новую концепцию начального образования, преемственность развивающего обучения на разных ступенях обучения — в центре внимания кафедры начального образования (зав. кафедрой — к. п. н., доцент Татьяна Викторовна Смолеусова). На кафедре получила развитие проверка авторских программ сотрудников к. п. н. Светланы Евгеньевны Царевой, Людмилы Владимировны Шатровой, успешно работают к. ф. н. Наталья Викторовна Максимова, к. г. н. Любовь Александровна Сайдакова.

В работе с руководителями образовательных учреждений кафедра управления (зав. кафедрой к. п. н., профессор Людмила Алексеевна Каменщикова) особое внимание уделяет анализу и моделированию систем управления, его правовым основам. Сотрудники кафедры Вера Семеновна Круглова, Вера Николаевна Ганжа, Серафима Эдуардовна Бахарева, Николай Петрович Мешняков формируют у руководителей современный подход к теории и практике управления образовательными учреждениями, помогают понять и успешно реализовать вариативное образование и образовательный стандарт.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети