Выступление Губернатора Виктора Александровича Толоконского на VIII Съезде работников образования Новосибирской области

The report of the Governor of Novosibirsk region Victor Aleksandrovich Tolokonsky at the VIIIth Congress of workers of education
 
Уважаемые коллеги!
Прежде всего, хочу заявить о поддержке решения Президента России, руководства нашей страны о признании государственной независимости Южной Осетии и Абхазии. Это единственно верное политическое решение. Решение, обусловленное нравственными позициями нашего народа и государства. Уверен, что делегаты съезда, учительское сообщества разделяют эту позицию. Они смогут донести её до общественности, в самом начале учебного года рассказать нашим ученикам об истории этой проблемы, о том, в каких условиях принималось решение, в чём безнравственность действий Соединённых Штатов и их приспешников.
Теперь о наших проблемах.
Благодарен всем участникам, всем выступающим за их работу, опыт, предложения. Мне было очень интересно услышать о первых результатах анализа реализации наших новых подходов в организации, бюджетировании образовательных учреждений, всей системы образования. Очень интересно было слышать об опыте, который накоплен во многих общеобразовательных школах, профессионально-технических образовательных учреждениях, детских дошкольных учреждениях.
Этот опыт очень важен, мы должны сделать его достоянием всей системы образования. Мое первое поручение — до конца этой недели утвердить у меня перечень методических, информационных материалов, которые по результатам настоящего съезда должны быть доведены до всего общества, до всех образовательных учреждений, до всех учителей с помощью нашего Областного центра информационных технологий.
Заинтересовал опыт работы сельского района по оптимизации школьной сети, много полезного узнал из сравнения опыта сельской и сильной городской новосибирской школы. Как взаимодействуют школы с общественностью, как идёт интеграционный процесс образовательного учреждения с другими социальными институтами — всё это имеет очень большое значение.
В условиях обострившейся международной обстановки очень многое будет зависеть от эффективности нашей работы, от того, как мы сможем повысить эффективность нашей экономики, укрепить нравственные основы общества, объединить людей на национальных идеях. Согласитесь, эти процессы во многом определяются работой сферы образования, во многом формируются в вашей среде.
Ректор педагогического университета в своем выступлении показал, как качество подготовки студентов зависит от среды, от квалификации педагогов, от материально-технической базы. Думаю, что для системы довузовского образования среда имеет еще большее значение, значительно большее, чем для вузов. Следовательно, от нас с вами зависит, каким будет наше общество, на что мы будем способны, как мы сможем преодолевать безнравственную позицию многих стран и государств, которые не хотят видеть самостоятельную и сильную Россию.
Не буду повторять результаты работы за последний год. Год, безусловно, во многом переломный. На съезде в прошлом году мы все были в ожидании больших перемен, мы волновались, многие сомневались, некоторые директора торопились, будучи уверенными в своих силах. Но вот сейчас мы в эту реку вошли.
Хочу подчеркнуть, что сделано очень много. Изменилась система управления сферой образования. Изменился подход к работе директора образовательного учреждения. Изменилась мотивация учителя. Школа стала открытой, в ее дела активно включаются и представители родительской общественности, и различные общественные организации.
Всё это обязательно скажется на повышении качества образования. Но качество образования — это настолько сложная категория, что я, с одной стороны, не хотел бы спешить с оценками, а с другой стороны, что ещё важнее, не хотел бы переоценивать сделанное. Мы находимся в самом начале пути.
И хотя сегодня больше оснований спросить за результат, считаю, что предстоит ещё очень много вложить в развитие системы образования. Сегодня ресурсные основы образования еще недостаточны для решения тех качественных задач, о которых мы говорим. И проблем в качестве образования ещё очень много. Об этом говорят результаты Единого государственного экзамена, которые четко показывают, что каждый четвёртый ученик плохо знает то, чему его учили. Это опасная тенденция. Им жить, у них впереди большая жизнь. Если не подготовим квалифицированных рабочих, — это очень серьёзная проблема. Если студенты вузов не знают, где и как они потом будут работать, — это тоже проблема качества образования. А ведь у нас есть ещё и преступность, и бездуховность, и безнравственность, и все это — показатели ещё не достаточно должного качества нашей работы. Поэтому ни в коем случае нельзя удовлетворяться тем, что имеем, — именно это должно быть стержнем нашего сегодняшнего разговора. Нельзя удовлетворяться ни ростом зарплаты, ни ростом материально-технической базы, ни ростом объёмов ремонтов. Поэтому дальше я определю некоторые задачи по всем уровням и сферам образования, решение которых направлено на увеличение, наращивание ресурсных вложений в эту отрасль.
 
Начну с детских садов. Мы должны решить проблему полного удовлетворения спроса на детские дошкольные учреждения. В этом году мы впервые эту задачу качественно продвинули: будет введено почти 7 тысяч дополнительных мест, это немало. Поделите в среднем на 100-150 мест, вспомните СНИПовские требования к детским садам. Детский сад — это очень сложное по технологическим, техническим требованиям сооружение, по своему материально-техническому оснащению он во многом должен превосходить и школу, и университет. Но проблему в этом году полностью не решить. Поэтому программа строительства и стимулирования ввода новых мест в детских дошкольных учреждениях продолжится и в ближайшие годы.
На 2009 год ставлю задачу увеличить норматив. Если в этом году мы стимулировали муниципальные органы в сумме 5 миллионов за сто мест, то на будущий год норматив устанавливается в сумме 7 миллионов. Деньги на это будут выделены. При этом хочу ещё раз напомнить руководителям районных, городских управлений образования, присутствующих здесь глав районов и городов: освобождение типовых детских садов от непрофильных функций должно быть проведено полностью. Сегодня очень дорого построить типовой детский сад. Строить новые типовые детские сады в малых поселениях очень сложно для бюджета. А вот привести в порядок, отремонтировать за счёт стимулирующих средств имеющиеся здания — такие возможности есть.
Уже в этом году будет существенно увеличено финансирование фонда заработной платы детских садов. С 1 сентября оно возрастет на 25%, с 1 декабря — ещё на 30%. Норматив финансирования, который вводится в систему детского дошкольного образования, уже в будущем году превысит существующий более чем в 1,5 раза. Бюджет увеличит финансирование примерно на 70%, а 50% будет добавлено за счёт внутренних резервов. Глубоко убеждён, такие возможности есть. Но потому мы и переходим на нормативное финансирование, чтобы включились процессы оптимизации, чтобы детские дошкольные учреждения нашли собственные внутренние резервы для дальнейшего роста заработной платы. И органы управления образованием должны помогать руководителям детских дошкольных учреждений эти решения быстро принять.
Убеждён, что за счёт процессов внутренней оптимизации средняя зарплата работающих в детских дошкольных учреждениях поднимется не менее чем в 2,2 раза. Уже в 2009 году. Без этого нам не обеспечить успешного функционирования этой сферы.
 
В системе общего образования норматив увеличивается ещё на 30%. Это приведёт к росту средней заработной платы в общеобразовательных учреждениях в 2009 году примерно на 45%. И уже в 2009 году образование выйдет на те показатели средней зарплаты, которые планировалось иметь на конец 2010-го: уже в следующем году средняя зарплата в образовании достигнет 20 тысяч рублей.
Обращаюсь к руководителям управления образования, к руководителям районов и городов, к директорам школ. Не сомневаюсь, вы хорошо понимаете, что учитель — главная фигура в школе. Прошу вас при формировании заработной платы всегда ставить во главу угла именно этот фактор. Рост зарплаты должен идти у учителя. Я не против того, чтобы директор школы много зарабатывал, я не принимал и не буду принимать никаких административных решений по ограничению зарплаты директора. Всё делается для повышения качества образования. Мы будем постоянно добавлять ресурсы в школу, но постарайтесь концентрировать максимум роста зарплаты на учителе, на хорошем творческом учителе. И тогда всё заработает.
За один год увеличится финансирование учебных расходов в два раза. Это очень сложная задача: когда её формулировали, планировался рост фонда зарплаты только на 18%, но было принято решение о повышении на 30% уже в 2009 году. А так как учебные расходы определяются в процентах, которые также было решено увеличить с 7% до 10%, то простая арифметика показывает, что в абсолютном исчислении учебные расходы должны увеличиться вдвое. Это потребует очень больших дополнительных затрат бюджета Новосибирской области.
Одновременно ставлю задачу и буду очень жёстко требовать ее выполнения от учредителей, от руководителей муниципальных районов и городов — задачу очень существенного увеличения расходов на текущие капитальные ремонты. Как бы мы ни радовались возросшим суммам, уровень старения фондов в школе остается критическим. Уровень старения не позволяет решать те качественные задачи, которые сегодня обсуждаем. Поэтому вложения в ремонт должны быть очень серьёзно увеличены. Думаю, уже в 2009 году выйдем на норматив, по которому доля расходов на текущий ремонт будет соотноситься с финансированием общеобразовательного процесса. Такие соглашения подпишу с каждым муниципальным городом и районом. Дотационным районам поможем дополнительными ассигнованиями на фонд развития, чтобы создать необходимую бюджетную финансовую базу.
 
Большие задачи предстоит решить в сфере профессионального образования. Директор училища № 37 совершенно справедливо говорила о необходимости усиления системы начального профобразования. И не вина системы профтехобразования в том, что дети не идут на профессии, нужные промышленности, строительству, другим отраслям материального производства. Причина в том, что государственная политика в сфере образования нацелила практически всю систему общего образования только на последующее вузовское образование, тем самым не только подорвала массовое профессионально-техническое образование, но и оказала медвежью услугу университетскому образованию. Не может нормально существовать высшая школа в условиях, когда при уменьшении общего числа молодых людей количество студентов возросло более чем вдвое. Такого не было никогда, и такой доли мест в высших учебных заведениях нет ни в одной стране мира.
Поэтому систему профобразования придётся срочно и очень существенно модернизировать. В 2009 году она должна перейти на нормативное бюджетирование, которое будет включать в себя, как минимум, два государственных норматива: норматив на оказание общеобразовательных услуг и норматив профессиональной подготовки, дифференцированный в зависимости от срока обучения, сложности той или иной профессии. Их выделение позволит более эффективно разграничить потоки учащихся.
На этом съезде правильно говорилось об ускоренной подготовке взрослого контингента, который имеет определённую и общеобразовательную, и профессиональную подготовку, но желает получить более современные, более качественные профессиональные знания. И мы таких людей учим, кого-то 6 месяцев, кого-то 9 месяцев, кого-то — даже 3 месяца. Эта подготовка очень выгодна работодателям, поскольку максимально конкретизирована, максимально привязана к будущей работе, поэтому завод обоснованно платит стипендию. Такая система должна распространяться на все образовательные учреждения профессионального типа.
Никаких искусственных ограничений по объему общеобразовательной подготовки вводиться не будет, но финансирование учреждений начального профессионального образования будет осуществляться по двум нормативам. Причем сделаем выгодным введение как общеобразовательной подготовки, так и профессиональной подготовки. Норматив финансирования будет очень серьёзно связан с заказом работодателя, со стороны которого он будет подтверждаться специальным договором, специальным контрактом. В этом документе будут определяться обязательства и образовательного учреждения, и предприятия, на которое в будущем придёт выпускник, и бюджета, финансирующего обучение.
С позиции органов власти области я должен поставить задачу предусматривать весьма существенный рост финансирования в системе профессионально-технического образования. Убеждён, что госзаказ будет несколько уменьшен количественно, но существенно увеличится норматив на одного обучающегося. Без этого нам ни обеспечить привлекательность, которая требует повышения стипендии, ни пополнить квалифицированными педагогами и мастерами кадровый состав. Нормативное финансирование профтехобразования будет увеличено очень существенно.
Для оптимизации внутренних ресурсов прошу областной департамент, управления образования городов и районов проанализировать все возможные способы, формы и конкретные предложения по интеграции общеобразовательной школы и образовательного учреждения профессионального типа. Это очень актуально для районных центров, где есть и хорошие школы, и очень хорошая профессионально-техническая база. Для сельского района важно, чтобы молодые люди 17-18-летнего возраста не уезжали, а получали профессиональную подготовку в своём районе. Такая интеграция может по-новому решить задачу и пропаганды, и привлекательности получения тех или иных массовых рабочих профессий.
Более того, без специальной подготовки кадров не решить задач обновления сельскохозяйственного производства, массового строительства объектов на селе. Сегодня невозможно найти в сельском районе квалифицированного строителя: чтобы построить больницу, школу, жилой дом вынуждены возить строителей из областного центра. Это совершенно неправильно. Надо готовить квалифицированные кадры на местах. Надо организовать подготовку механизаторов для работы на той технике, которую покупаем для сельского хозяйства. Управлять современным посевным комплексом, современным комбайном без подготовки нельзя. Уже через несколько лет произойдет переход на новые технологии в животноводстве, вся сельская экономика будет основана на совершенно иной технологической базе, поэтому задача интеграции общеобразовательной и профессиональной образовательной систем в сельских районах имеет особое значение.
Процесс интеграции профессионального и школьного образования должен заработать и в больших городах, в том числе в областном центре. Прошу такие проекты разработать и представить. Для муниципалитета Новосибирска они будут выгодны тем, что в развитие материальной базы политехнических комплексов вложит средства бюджет области. Не только профинансирует образовательный процесс, но и вложит деньги в строительство новых зданий, мастерских, приобретение оборудования.
 
Предстоит много сделать по оптимизации работы учреждений дополнительного образования — прошу сформулировать специальные поручения в этом направлении. Эта сфера находится в исключительной компетенции муниципальных органов, и я, безусловно, не собираюсь администрировать. Но без ее развития нельзя добиться той эффективности, на которую мы ориентируемся.
Следует более точно увязать работу учреждений дополнительного образования с задачами, которые решает сфера образования в целом, чтобы дополнительное образование стало целостной системой, дополняющей и развивающей то, что делается и в общеобразовательной школе, и в профессионально-техническом образовании. Чтобы всё было подчинено конечной цели — достижение высокого качества образования, раскрытие талантов и способностей, подготовка молодых людей к взрослой жизни.
При этом следует установить максимально высокие требования к качеству работы учреждений дополнительного образования. Они не должны быть некими социальными учреждениями советского периода, как дом пионеров. Надо иметь точно сформулированный муниципальный заказ — на подготовку мастеров, которые руками умеют всё делать, на подготовку спортсменов, музыкантов, художников. На развитие способностей и талантов у тех ребят, которые более талантливы, мотивированы на достижение более высокого уровня знаний. Не дублировать общее образование, а дополнять его, развивать способности учащихся.
Общеобразовательная школа имеет возможности для организации работы по любым направлениям. Пройдёт ещё пара лет, и у нас не будет школ без спортивной базы. Хотя и сейчас 85% школ обеспечены по нормативу спортивными сооружениями, инвентарем — это каждая школа, где число учеников сто и больше. И каждая такая школа уже имеет все необходимые возможности не только для занятий спортом, но и творчеством, всем, чем обычно занимаются в сфере дополнительного образования. Эта сфера должна повышать общее качество, дополнять это качество более профессиональными педагогами, лучшей материальной базой, лучшими методиками, индивидуальным подходом для раскрытия и поддержания талантов.
 
Есть ещё ряд поручений, которые прошу обсудить с членами координационных советов, с руководителями районов, городов, образовательных учреждений, сформулировать и дать мне для принятия решения. Владимир Филиппович Городецкий правильно говорил о проблеме организации государственной поддержки в питании школьников. Думаю, мы в состоянии принять здесь более точные решения и обеспечить государственную и муниципальную поддержку в организации этого процесса.
Да, мы создали в школах условия, по которым они способны организовать питание всех учащихся. Да, я по-прежнему убежден, что этот процесс должен быть максимально ориентирован на школу. Мне предлагали изменить систему и помогать семьям, — не соглашусь с этим. Пусть эти деньги как специально направленные на питание приходят в саму школу, а директор школы организует завтраки, обеды, причем часть родителей заплатит за питание. Оно недорогое, дешевле, чем в детских садах. Но какая-то часть семей и этих денег заплатить не сможет. Поэтому нужно определить 25 или 30% учащихся, питание которых по нормативу финансируется из областного и частично из муниципальных бюджетов. Суммарно на это потребуется 500-600 миллионов рублей в год. Немаленькая сумма, но вполне посильная для консолидированного бюджета. Но это решение улучшит ситуацию и будет работать на то качество, о котором мы говорим, будет дисциплинировать, позволит быстрее внедрять здоровьесберегающие формы и прививать культуру. Поэтому прошу более точно сформулировать решение и дать на подпись.
 
Органы управления, координационные советы должны поставить — в качестве одной из главных задач нового учебного года — задачу качественного улучшения интеграции образовательных учреждений и общества. Очень важно, чтобы органы управления образования не столько администрировали в самом образовательном учреждении, сколько создали качественно новые условия для интеграции образовательного учреждения во всю социальную деятельность. Чтобы уровень открытости был качественно иным. Чтобы открытость мерилась не только наличием сайта, информации о работе школы, а чтобы эта открытость привлекала к школе все социальные институты. Школа должна иметь такой авторитет, обладать такими возможностями, которые бы притягивали социум со всеми своими проблемами к школе, а ученик, находясь в школе, получал максимально адекватную жизни социальную практику. В школе не должно быть какой-то искусственной системы. Я не могу вам давать методических советов, но как человек, родитель, наконец, я убеждён, что никто не имеет такого влияния на ребёнка, как учитель и вся школьная среда. И мы должны так её организовать, чтобы она действовала социально верно, социально эффективно.
 
И в заключение о повышении уровня профессиональной и нравственной подготовки наших учителей. Меня встревожила информация ректора педагогического университета о сложностях с приходом выпускников в школу. Надо эту проблему снять. Система подготовки учительства массовая, не убеждён, что мы готовы каждый год принимать две тысячи выпускников, но можем пригласить для работы в школу большое число педагогов.
Не торопим людей с выходом на пенсию, не будет никаких специальных административных решений, никаких дополнительных стимулов. Но уровень обновления педагогических кадров будет усиливаться. Мы создали все возможности молодому специалисту получать достойную зарплату, если он творчески работает, сегодня нет ограничений, обусловленных стажем работы.
Мы должны быть более требовательны и к нравственному, социальному поведению, и к настроению педагога. То, что может себе позволить инженер, технолог и даже губернатор, не может позволить себе учитель. Я могу быть раздражённым, могу повысить голос, а учитель не может. Учитель должен всегда быть примером для своих учеников.
Предстоит много сделать, чтобы создать все необходимые условия для качественной работы учителя. Но совершенно уверен, что через несколько лет у нас будет так, как во всём мире: учитель будет получать очень высокую зарплату, одну из самых высоких среди профессий бюджетной сферы. Но и требовательность должна быть соответствующей, и отбор в педагогические учебные заведения должен быть соответствующим. И все наши многочисленные центры должны максимально интегрироваться и быть нацелены на качество. Не должно быть отдельно мониторинга, информатизации, лицензирования, всё должно быть подчинено одной задаче — повышению качества нашего образования.
Благодарю вас за очень большую, сложную работу, которую вы провели в прошедшем учебном году — переломном для сферы образования. Было очень непросто освоить новые подходы, новые принципы, новую психологию. И директорский корпус, и учителя приняли эти правила, эти подходы, готовы в этих подходах развивать себя, свои учреждения, свою работу.
Желаю вам больших успехов в наступающем учебном году, желаю вам всегда оставаться на высоте. Часто ставлю сферу образования в пример, потому что здесь быстрее, чем в других отраслях, осваиваются новые подходы и принципы, ориентированные на рост эффективности и качества. Мы все сегодня должны быть подчинены задачам развития, а это только рост эффективности, только рост качества, другого нам не дано.
Благодарю вас и желаю всяческих успехов!
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети