Алгоритмичный подход к становлению языкового пространства школьника

Среди основных дидактических принципов лингвистического образования в средней школе в условиях стандартизации выделяются такой, как обучение на высоком уровне трудности,где ведущая роль в изучении программного материала принадлежит теоретическим знаниям. Здесь важен быстрый темп прохожде-
ния материала, осознание школьниками процесса учения, а также целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса.

Реализовать перечисленные выше дидактические принципы помогают подача теоретического материала блоками, преобразование теоретического материала, в процессе которого школьники открывают его логическую структуру, устанавливают общие и частные свойства изучаемого языкового явления и таким образом получают сведения о нем.

Составление алгоритмичной таблицы — один из приемов преобразования теоретического материала, переработка учебной информации, где происходит моделирование в мышлении учащихся знания об изучаемом языковом явлении.

Усложняя и структурируя теоретический материал школьного курса русского языка, приводя его к единым логическим основаниям, получаем таблицы, в которых
материал располагается по принципу «от общего к частному». При этом общий признак (признаки) сначала обозначается кратко, а затем отмечаются его частные элементы.

Пониманию учащимися системных связей и отношений между частными свойствами изучаемого явления способствует соответствующее размещение каждого конкретного элемента характеристики по отношению к общему признаку. Эта таблица помогает логично воспроизвести теоретический материал, так как представляет логические операции (алгоритм) при анализе определенного языкового явления.

Таблица составляется на уроке учителем вместе со школьниками. Учитель извлекает теоретические сведения их текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в алгоритмичной таблице. Таким образом, таблица не дается детям в готовом виде, а «рождается» на доске и в тетрадях учеников в ходе активной познавательной деятельности под руководством учителя. Составлению таблицы предшествует обычно следующее: предварительная самостоятельная работа учащихся по изучению теоретических сведений в учебнике (например, учебник «Теория. 5—9 кл.» под редакцией В.В. Бабайцевой); затем такие элементы урока, как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке, а также словарная работа с новыми терминами.

Алгоритмичные таблицы помогают разнообразить урок, делают его более запоминающимся, эмоциональным, активизируют познавательную деятельность учащихся и развивают их лингвистическое мышление. Одно из самых важных достоинств таблиц заключается в том, что они выражают теоретический материал компактно,
позволяют экономить учебное время, которое можно использовать для формирования практических навыков учащихся, для развития речи.

Обобщение помогает воспринимать язык как систему. Учащиеся получают в свое распоряжение умение анализировать языковое явление, а при изучении орфографии осваивают правила, которые можно использовать для многих родственных написаний. Исчезает чувство обилия теоретического материала, он уже не пугает учащихся, а придает уверенность. Вследствие этого улучшаются результаты обучения.

Алгоритмичные таблицы могут использоваться не только при объяснении нового материала, но и в ходе его закрепления, при проверке знаний учащихся, в процессе систематизации и обобщения знаний. Сначала можно предложить учащимся воспроизводить изученное с помощью таблицы, затем они должны переходить к ее восстановлению и формулированию ответа по ней. Итогом работы с данной таблицей может быть контрольное задание на ее воспроизведение.

Эффективность применения обобщений доказана практической деятельностью известных методистов Е.Т. Шатовой, М.М. Разумовской.

Обобщение развивает у учащихся способность
логически мыслить при анализе языковых явлений, активизирует мыследеятельность, развивает способность к самостоятельному конструированию обобщенных моделей.

В заключение отметим, что алгоритмичные таблицы не только формируют теоретические знания учащихся, помогают формированию умений и навыков школьников, так как позволяют значительно экономить учебное время и расширить практическую часть урока, но и дают возможность учащимся представить язык как систему.

Автором составлено 150 таблиц по русскому языку для 5—9-х классов. Ниже приводим образцы таблиц для 5-го класса, аналогично которым учитель может составлять и другие по данному курсу. Таблицы апробированы в общеобразовательных школах г. Новосибирска (школа № 55, НОУ «Школа «София»), напечатаны на кафедре гуманитарного образования НИПКиПРО. По ним защищена автором педагогическая технология «Формирование языковой компетенции уча
щихся 5—9-х классов».

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети