Путь к творчеству - дискоклуб

Почему дискоклуб? Потому что музыка — ключ к душе подростка. Потому что привлекательно уже само слово дискоклуб, и понятие им обозначаемое — очень емкое, многозначное, многоплановое.

Есть такая книжка-брошюра — «Музыкальные странствия современного подростка». Ее авторы, Бескоровайная В. М. и Павлович М. П, пишут: «Редакции молодежных журналов переполняют письма о современной музыке. Подростки просят рассказать о том или ином модном певце. Родители жалуются на увлечение своих детей музыкой, которая старшим поколениям чужда и непривычна. Многие, встретившись с таким явлением, становятся в позу, отмахиваются от неприятной для них информации. Такая позиция не но-ва... ». Далее авторы — учитель и журналист — подчеркивают, что музыкальная эрудиция юных меломанов оставляет желать лучшего. Более того, горячие поклонники рок-музыки после того, как их пригласили на концерты Ленинградского диксиленда, стали живо интересоваться джазом и с легкостью расстались со своим кумиром Э. Пресли. «Значит, — делают вывод авторы, — настоятельно нужна информация, способствующая расширению музыкальных интересов». В брошюре еще много любопытного. В ней предлагается материал для цикла бесед и приводится такой факт: по сведениям социальных психологов, причастность к числу «знатоков» музыки способствует развитию у подростков чувства собственной оригинальности, необычности — чувства, к которому подростки всегда и во все времена стремились.

Однако брошюра эта попала мне в руки уже много позже того, как идея создания в школе дискоклуба сложилась на практике в определенную систему, точнее всего выражаемую словом организация.

А начиналось все в конце семидесятых как модная тогда разновидность танцевального вечера с обязательной тематической программой в начале. В отличие от клубной дискотеки, у нас не было организатора — диск-жокея. Была творческая группа старшеклассников, желающих наполнить свой досуг новым содержанием, Очень скоро мы убедились, что музыка — вовсе не главное в дискоклубе, гораздо важнее для каждого было общение. Много читали, обсуждали, пытались разобраться в эстетических категориях, создавали свои программы, методом проб и ошибок вырабатывали свой стиль.

Получив заданную тематическую направленность, дисковечер в школе постепенно становился неким спектаклем с аудированием. Главное, считали мы, чтобы это интересовало всех собравшихся, чтобы было остро и вызывало желание подумать, порассуждать. И ... спорили до хрипоты после каждой программы.

Первые дископрограммы строились по форме устных журналов и представляли собой своеобразную мини-серию «лирических монологов по поводу... ». Материал группировали в блоки-рубрики, порой абсолютно не связанный тематически — по принципу калейдоскопа.

Вся дискография, чаще всего, строилась на свежем номере журнала «Кругозор» и на том, что удавалось достать в записях на рентгеновских снимках — «на ребрах», как говорили тогда. С «классикой» было проще — заезженные пластинки выпрашивали на вечер в музыкальных школах.

Стереотип наших выступлений был оценен и подмечен публикой — и, очень мило пропародированные в традиционном капустнике, мы, оценив справедливость критики, стали искать новые формы...

Прижились лекции с аудированием, посвященные творчеству какого-нибудь Мастера (не обязательно музыканта ); тематические слайд-программы, посвященные стилям и направлениям в искусстве; диско-КВНы; самой популярной стала форма дискоспектакля; были шоу, феерии, ревю и пр. Жанр мы определяли уже к моменту написания афиши, когда было ясно, что родилось...

Первоначально все «держалось на энтузиазме», со временем пришли к необходимости выработать свой устав, выбрать правление клуба, вести планирование и учет (досье). В сущности, это была игра. Никто с нас серьезной отчетности, как с комсомола, например, не требовал. Видимо, поэтому все делали с увлечением. Однажды ввели своеобразные членские книжки, в которых отмечали поручения, участие в программах и пр. По образу и подобию взрослых клубов выбрали президента. До перестройки в стране было далеко, и слово это оригинально подчеркивало особенности нашей организации. Все эти «маневры» необходимы были еще и потому, что в среде подростков существовало много разного рода течений: хиппи, панки, рокеры... — и мы, чтобы как-то диктовать свои условия публике, посещающей наши дисковечера, должны были предъявить свои права. Ориентируясь, прежде всего, на эту часть зрительской аудитории, мы стали предварять свои спектакли своеобразными вступлениями к теме: иногда в форме короткого доклада, справки, небольшого сообщения, иногда обзора материалов библиотечного фонда, краткого комментария к специально подготовленной выставке. Со вступительным словом обращались к зрителям то участники программы, то библиотекарь, то руководитель клуба, то автор композиции, но всегда с одной целью: подготовить зрителя, помочь ему осмыслить содержание программы.

А возможности школьного дискоклуба неисчерпаемы! Простор для творчества и интеграции: дети реализуют свои творческие потребности, в разнообразной сценической деятельности, осваивают новые жанры и стили, на практике овладевают техникой актерского мастерства, развивают навыки ораторского искусства; педагоги, объединившись в интегративные группы, корректирующие работу детей по созданию сценической композиции, выходят на новую образовательную парадигму — сотворчество.

Дискоклуб как форма образования предоставляет возможность решать задачи учебной деятельности, максимально приближенные к практике жизни. «Проба пера» происходит на обширном материале, исследованном и осмысленном в процессе подготовки к сценическому воплощению и — непосредственно в момент воздействия на зрителя, прежде всего, в словесных формах и физических действиях ученика-актера в самый момент творчества, когда — на основе изученного на уроках и во внеурочное время материала — он уже средствами театра реализует активное эстетическое отношение к культурному и художественному наследию прошлого, причем учащемуся предоставляется уникальная возможность оценить плоды своего труда, почувствовать признание зрителей, а эта оценка стоит много дороже самого высокого школьного балла.

ПРАКТИКА БУДНЕЙ

Итак, дискоклуб. Клубное объединение. Что стоит за этими понятиями? Существуют нормативные документы.

Указом Президиума Российской Федерации от 28 июня 1995 года введен в действие Федеральный Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». В Законе даны определения детской организации, детского движения, детского объединения, изложены принципы, основные направления деятельности и формы государственной поддержки, организационные основы.

По положению, детское общественное объединение — это такое общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Вспомним: по определению Г.П. Щедровицкого, это как раз сфера клуба.

Содержание деятельности, цели и задачи творческие клубы определяют самостоятельно в соответствии с избранным направлением деятельности.

  • Основой деятельности школьного дискоклуба, по мнению автора, является эстетическое образование, изучение исторического и культурного наследия России, всего мирового сообщества.
  • Дискоклуб организует досуг подростков, используя художественные и технические средства. По своей структуре — это многопрофильное объединение, построенное на принципах самоуправления. В дискоклубе возможны следующие группы: сценарная, музыкального оформления, танцевальная, вокальная и т.д. Существует четыре разновидности дископрограмм: публицистические, информационные, танцевально-развлекательные и дискоспектакли.
  • Дискоклуб выявляет наиболее одаренных детей, стимулирует развитие их самобытного таланта, содействует социальной защите детей и подростков, помогает им найти место в жизни, обрести уверенность в себе.
  • Дискоклуб — добровольное содружество юных эрудитов, меломанов, графоманов даже, объединяющихся на почве общего увлечения музыкой, поэзией, стремления к прекрасному. Отсюда — общность за-просов, возраста, образования, постоянство состава, наличие выработанных в процессе общения традиций.
  • Дискоклуб — нестандартная и, тем более, не застывшая форма общения, поэтому она требует постоянного присутствия ума, фантазии, творческой энергии. В сущности, в уютной обстановке собираются добрые знакомые — посидеть, поговорить о том-о сем, послушать музыку, потанцевать, отдохнуть. В основе — аудирование, иначе это уже будет не ДИСКОклуб.

Дискоклуб избирателен: он для людей с одинаковыми пристрастиями. Это не элитарность, а духовная общность, единение по интересам, такое же, как, к примеру, кружок юных натуралистов, где постороннему просто неинтересно. В дискоклубе могут быть образованы секции: фольклорная, литературная, оперной и духовной музыки, русского романса, бардов- ской песни, рока или джаза — возможности и направления не ограничены. Ведь дискоклуб — это познавательная информация о модах и стилях, о музыке и поэзии, о науке и искусстве и безграничные возможности для творчества.

Дискоклуб — это ощущение в себе художественных потребностей, это эрудиция, это приобщение к общественной деятельности, ибо каждая программа — это публичное выступление.

Направления деятельности дискоклуба:

  • • показ и обсуждение тематических программ, дискоспектаклей;
  • создание новых сценических жанров, апробация авторских программ;
  • встречи с мастерами искусств, писателями, ветеранами войны и труда, вообще с интересными людьми;
  • фестивали и конкурсы, экскурсии, в том числе и заочные, культпоходы в театр, кино, на концерты.

Главное условие — все затеи дискоклуба освещает романтика! Каждый вечер несет новые, яркие, волнующие переживания. И тогда литература перестает быть учебным предметом и предстает во всем «великолепии волшебства искусства», — и звучащее Слово будет работать на воспитание талантливого читателя. «Без него, — справедливо напоминал С.Я. Маршак, — все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина — всего лишь немая и мертвая груда бумаги». И тогда

«... хотя на час один В нем музыка свершит переворот» (В. Шекспир), объединив в сознании одном прекрасного разрозненные части.

Использование в школе технологии театральной педагогики — один из путей раскрепощения творческих способностей всех детей без исключения. Драматизация — это очень популярный сегодня метод обучения. Вопросам внедрения технологии театрального искусства в школьное образование пристальное внимание уделяет Британская ассоциация содействия прогрессу науки (БАСПН). Совместно с английскими школами и колледжами БАСПН ежегодно проводит фестивали «Наука на сцене». Школьники-участники фестиваля с помощью средств режиссерского и актерского искусства воплощают научные проблемы и понятия и стараются сделать это как можно более понятно и интересно, вовлекая зрительный зал, своих сверстников в соигру.

а мой взгляд, драматизация на уроке неуместна. Подчеркиваю: я не о приемах театральной педагогики говорю. Как ни крути, в условиях учебного кабинета драматизация — это игра в театр. Игра. И это совсем другое. Театр на уроке — комическая ситуация, и всегда вызывает смех. Если это балаган — еще куда ни шло, но зачастую-то...

Думается, развитие идеи синтеза базового и дополнительного образования в условиях школы как раз целесообразно под эгидой «Наука на сцене». А диско-клубное направление деятельности позволяет воплотить эту идею всеми средствами театральной самодеятельности с использованием современной акустической и световой аппаратуры.

Необычайно существенно взаимодействие занятий в творческих группах дискоклуба и уроков. Работа над темой сценической программы усиливает интерес учащихся к предмету, повышает уровень подхода к изучаемому материалу.

Рассмотрим, для примера, работу по изучению на уроках и во внеурочное время памятника древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». На уроке должна быть выдана «обязательная программа», программа-минимум, предусмотренная стандартом литературного образования; выполнение рекомендаций по внеклассному чтению — «произвольная программа», участие в творческом спектакле — «показательные выступления» предполагают выполнение программы-максимум, причем, этот «максимум» у каждого свой, ибо, по убеждению Д.С. Лихачева, «раз занявшись «Словом... », бросить его уже невозможно до конца жизни. Этот памятник почти магический — магически притягивающий к себе всех чутких к красоте людей».

Шесть часов учебного времени могут быть распределены таким образом: 1-й урок — лекция учителя, 2-й — чтение (прослушивание) произведения, 3-й и 4-й — анализ композиции и языка «Слова... », 5-й и 6-й — образы «Слова... ». Темы сочинений и рефератов желательно вывесить на стенде, и при необходимости ученик всегда может получить консультацию учителя, поэтому специальный урок развития речи для этого не требуется. Отбор литературы на так называемое внеклассное чтение ведется каждым учеником самостоятельно в соответствии с темой его письменной работы — реферата или сочинения; пусть каждый выберет сам, сообразуясь со своими вкусами, уровнем начитанности, советом учителя, родителей...

Просмотр дискоспектакля — кульминация работы над «Словом... », и состояться он должен между 2-м и 3-м уроками (сразу после первого знакомства с памятником). Здесь в педагогический процесс включается прием ретардации, оттягивающий кульминацию — наивысший подъем чувств, не снижающий интерес учащихся к изучаемому произведению до последнего урока.

На заключительном уроке — развитие речи — должны прозвучать рефераты на темы обобщающего характера: «Слово... » в русском искусстве», «Переводы «Слова... » и т.п, а также, по желанию учащихся, фрагменты их сочинений, возможно даже в черновом еще варианте (не надо торопить детей), и обязательно — отзывы на оперный спектакль «Князь Игорь», а если в репертуаре театра этого спектакля нет, то одну из встреч в дискоклубе надо посвятить опере Бородина.

Планирование работ в системе «урок—внеклассное чтение—учебно-творческая работа в дискоклубе» — процесс индивидуально-творческий, и каждый учитель расставит здесь свои акценты в соответствии со своей собственной «сверхзадачей» спектакля под названием «практика школьной жизни».

Обратимся теперь непосредственно к работе над сценической композицией по «Слову о полку Игореве». Работа начинается уже в начале сентября. Создается творческая группа из желающих принять участие в спектакле. За основу берется имеющийся сценарий, и репетиции ведутся параллельно с конкретными группами исполнителей.

С 1985 г. (первый спектакль — к 880-летию «Слова... ») по настоящее время состоялось уже 7 сценических постановок, 4 из них в новосибирской школе № 196, и каждое новое поколение учащихся вносило что-то свое в программу композиции «За землю русскую... ». Речь пойдет о последней работе коллектива.

Итак, роли распределены, репетиционные группы созданы, идут репетиции: 1 группа — полифоническое чтение отрывков из «Слова... » (перевод Д.О. Лихачева); 2 группа — драматическая декламация отрывка «Картина боя» (перевод Н. Заболотского); 3 группа — полифоническое чтение на древнерусском языке «Плача Ярославны»; 4 группа — драматическая постановка сцены из сказа «За землю русскую... » (П. Петрова); 5 группа — докладчики-ведущие. У каждой группы своя задача, свой образ, свой «голос» в спектакле. Есть еще группы вокалистов, танцоров, звукотехников, художников-оформителей — с ними работают другие педагоги. В результате получается полифонический спектакль, в основе которого лежит бахтинская теория полифонизма: например, рассуждение теоретика о «примирении и слиянии голосов», которое не может свершиться в монологическом акте, «но предполагает приобщение ... к хору». Теорию полифонического чтения разрабатывал со своим полифоническим театром Ю.А. Халфин.

По мнению Ю.А. Халфина, в учениках желательно культивировать бахтинское отношение к слову, сущность которого заключается в том, что слово не существует само по себе в своей индивидуальной завершенности, потому постигать его «в нем самом, игнорируя его направленность вне себя, так же бессмысленно, как изучать психическое переживание вне той реальности, на которую оно направлено и которой определяется».

Иллюстрируя характерное для полифонического чтения «бахтинское» разрешение «оркестровой» ситуации, Ю.А. Халфин пишет: «Группа исполнителей читает по слову, по строке, по двустишию текст, связанный единой системой образов, единым чувством, единой (пусть неоднозначной) мыслью... Только при внутренней диалогической установке мое слово находится в теснейшей связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его и не растворяет в себе его значимости. Сохранить же дистанцию при напряженной смысловой связи — дело далеко не легкое».

Решению именно этой сложнейшей задачи посвящается большая часть репетиционного времени. Ибо, как учит Халфин, «если исполнитель читает характерно, ярко, по-своему, он может разрушить единство целого. С другой стороны, тот исполнитель, который бережно хранит преемственность, хорошо чувствует общий тон, изящно вписывается в целое, оказывается просто ненужным; он не вносит ничего нового, своего.

Исчезает полифония, так как содержание передаваемых исполнителем чувств уже исчерпано другими голосами. В полифоническом хоре каждый должен ощущать целое, соотносить свою партию с голосами, соседствующими с его голосом, но при этом не терять себя, своего отношения к целому. Доминанта построения каждой сцены «требует создания такой художественной атмосферы, которая позволила бы слову раскрыться и самоуясниться», где все должно провоцировать, вопрошать, даже полемизировать, ни один элемент этой атмосферы не может быть нейтрален».

Основное требование к исполнителям, по мнению Халфина, — не оставаться в роли музыканта, пережидающего паузу. «Внутреннее состояние молчащего артиста должно быть столь же говорящим, как и состояние всех других, ибо оно творит эту самую «атмосферу», о которой говорил Бахтин».

Все сказанное имеет прямое отношение ко всем «составляющим» дискоспектакля — все должно быть органично, в том числе и фонограммы, и декорации, и свет. Личность каждого участника композиции так или иначе должна быть отражена в конечном результате — это и есть сотворчество.

БЕЗ ДИСКОКЛУБА БЫЛО СКУЧНО

Дискоклуб «Эрудит» при муниципальной школе № 196 формировался из кружка в 15 человек: после уроков пятиклассники готовили итоговый фольклорный праздник, которым собирались завершить изучение соответствующей темы. Работа воплотилась в фольклор-ревю «Веселые потешки», своеобразную форму дискоспектакля. Праздник всем очень понравился — и кружок не распался, наоборот, пришли новички из числа зрителей... и работа была продолжена по программе диск-театра.

К тому времени у меня, как организатора этой деятельности, уже имелся 15-летний опыт работы, но, увы, не было возможности отследить результат ни на одном коллективе — через 3—4 года была новая школа. Признаюсь: расставаясь, всегда зарекалась, что больше уже никогда и ни за что!..

Уж очень хлопотное это занятие — дискоклуб!

Но каждый раз вновь и вновь возрождалась на новом месте эта привлекательная, неординарная форма внеклассной работы — просто невозможно было наблюдать, как от великолепной идеи, родившейся на рубеже 70-х, в большинстве школ, где мне довелось работать, осталась пресловутая дискотека — дурное подобие танцзала, с пошлыми традициями и дикими нравами, худшее подражание вульгарному Западу.

В разных школах, гарнизонных клубах, в разных городах и даже республиках (теперь странах ближнего зарубежья), в разных коллективах я всегда находила единомышленников и встречала неизменный интерес к этой форме внеурочной деятельности школьников.

Так и в новосибирской школе № 196 дискоклуб «Эрудит» пользуется популярностью у подростков. За четыре с лишним года чего только не было! Сложился коллектив, существуют традиции — обо всем не расскажешь, но кое-что будет ясно из предложенных сценариев, планов, технокарт.

Структурная схема нашего клуба образно-наглядно соответствует картинке мишени: в центре организующее ядро — правление дискоклуба, вокруг него — актив, завсегдатаи наших программ, самые отзывчивые наши гости; третий круг — «активный» пассив, те, кто про нас знает, кто сразу отзывается на наши приглашения и всегда готов прийти на помощь; дальше — пассив — так мы условно обозначаем зрителя, что называется, с улицы, — который на самом деле активен и эмоционален, а назван так только потому, что соучаствует в творческом процессе только в качестве зрителя и, возможно, больше не придет.

Руководящий принцип организационного строения — демократический централизм. Этот принцип лежит в основе нашего устава. Каждый член правления возглавляет одно из направлений деятельности клуба.

Кроме работы над сценическими композициями и плановыми календарно-тематическими мероприятиями у нас действует своеобразный салон: каждую среду в 17 часов в клубе что-нибудь происходит; любой человек может здесь «показать свою музыку», высказать предложения и претензии. По замыслам организаторов, среды — своеобразный ликбез: стараемся следить за новинками, знакомить со стилями и направлениями современного искусства, не обязательно музыкального.

12 мая 1995 года дискоклуб «Эрудит» был принят в Новосибирскую ассоциацию детских объединений (НАДО).

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети