Перед тем, как воскликнуть: «эврика!»

Эксперимент — один из основных методов научного познания в физике. Он включает в себя наблюдения, измерения, опыты. В настоящее время вопросы, связанные с формированием экспериментальных умений у учащихся, стали весьма актуальны. В мае 1999 года был принят минимум содержания физического образования в основной школе. Этот минимум включает в себя требования по формированию у выпускников основной школы знаний о научных методах познания и умений по их использованию, которые существенно расширены по сравнению с предшествующими, базовыми программами. Есть и методическая литература, описывающая опыт учителей и результаты научных исследований в данном направлении. Во многих публикациях предлагается перенести формирование экспериментальных умений на более ранние сроки обучения физике (в 7-й и даже в 5—6-е классы). Я поддерживаю такую точку зрения. Эту работу, действительно, следует начинать с первых уроков физики в 7-м классе, что я и делаю уже в течение трех лет. Предлагаемая технология формирования экспериментальных умений соответствует программе по физике для средней общеобразовательной школы и учебникам А.В. Перышкин, Н.А. Родина «Физика—7».Однако ее легко можно адаптировать к новым программам и учебникам.

Основная задача, которую я ставлю перед учащимися при изучении первой темы курса физики 7-го класса «Введение», заключается в следующем: освоить основные методы познания — наблюдение, измерение, опыт.

Например, на первом уроке «Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыт», после знакомства ребят с учебником, правилами работы с ним и рассказа о физике как науке, о ее целях и объектах изучения, провожу небольшую анкету. Цель анкетирования — выявление уровня сформированности умения наблюдать. Так как еще раньше на уроках природоведения, естествознания, географии, биологии они не раз выполняли задания, цель которых заключалась в проведении наблюдения какого-либо явления.

После анкеты на демонстрационный стол выкладываю несколько предметов (приборы, тела, вещества) и даю им определения, в которых отражены признаки каждого. В процессе беседы учащиеся отвечают на вопрос: «Какие признаки описываемых предметов являются основными?». Основной признак — это тот, который принадлежит объекту при всех условиях, без которых данный объект существовать не может.

Затем выставляю на стол еще 9 предметов и называю их: «Колба, кусок мыла, соль, часы, железные опилки, линейка, тряпка, термометр, мука». Формулирую задание: разделите данные объекты на три группы: тела, приборы, вещества. В течение 2—3 минут учащиеся выполняют его. После того как задание выполнено, заслушиваю ответы нескольких учащихся, и мы вместе исправляем ошибки, если они встречаются.

Далее сообщаю, что сейчас каждый ученик провел небольшое наблюдение, цель которого заключалась в распознании основных признаков объектов наблюдения, и задаю вопрос: «Что называется наблюдением?» Выслушав несколько ответов, формулирую определение следующим образом:

«Наблюдение — это целенаправленное и планомерное восприятие окружающих нас предметов и явлений».

Ученики записывают определение в тетрадь, а я поясняю подробнее, что означают слова «целенаправленное и планомерное восприятие». После этого знакомлю ребят с планом проведения наблюдения в науке, вывешиваю его на доске и предлагаю записать его в тетрадь. А затем вместе с учениками по плану разбираем только что проведенное каждым учеником в отдельности наблюдение.

Таким образом, ученики убеждаются, что процесс наблюдения можно разбить на общие для всех наблюдений этапы.

Одним из элементов домашнего задания является наблюдение с целью выявления тел, состоящих из одного и того же вещества.

Далее аналогично знакомлю учащихся с оставшимися двумя методами — измерение и опыт — при изучении тем «Введение» и «Первоначальные сведения о строении вещества».

Однако, как показывает опыт, экспериментальные умения можно сформировать, используя любой учебный материал и даже на любом этапе изучения физики.

Для того чтобы проверить сформированность данных умений, я провожу повторное анкетирование, анализирую ответы учеников и наблюдаю за ними при проведении экспериментов.

При дальнейшем изучении материала я активно задействую данные умения учащихся, что позволяет рационально использовать время на изучение конкретной темы. Учащиеся более организованны, внимательны, активны.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети