"Модель" учителя физической культуры

Труд учителя физической культуры является сложным и многообразным. Он должен быть сам всесторонне подготовлен физически (быть стройным, подтянутым, опрятно одетым), знать теорию и практику выполнения физических упражнений, владеть методикой обучения.

Современный учитель физической культуры должен знать:

  • цели и задачи физической культуры;
  • общую концепцию научного содержания предмета;
  • современное состояние физической культуры в городе, области, России и за рубежом;
  • место и роль предмета «Физическая культура»среди других предметов школьной программы;
  • межпредметные связи;
  • передовой педагогический опыт и уметь внедритьего в свою работу.

Направленность содержания занятий по физическому воспитанию должна быть посвящена решению образовательных, воспитательных, оздоровительных, тренировочных и соревновательных задач. Решение этих задач во многом зависит от профессиональной компетентности учителя, его двигательной подготовленности, организаторских способностей, нравственной, эстетической, речевой культуры, дидактических способ-ностей, коммуникативной культуры. Он должен анализировать научные и теоретические публикации по вопросам физической культуры, делиться опытом работы с другими коллегами, иметь методические разработки и усовершенствованные, экспериментальные программы. Учитель физической культуры должен владеть самоанализом и анализом уроков, уметь проводить их в усложненных условиях, внедрять новации, изо-бретения в учебно-тренировочный процесс, проводить зачетные уроки, разрабатывать тестирование и домашние задания для учащихся.

Особенностью профессионального труда учителя физической культуры является связь его деятельности с воспитанием детей. Учитель — тонкий знаток дет-ской души. Он должен со знанием своего дела подходить к учащимся, понимать возрастные особенности, знать пути воспитания будущего гражданина. Учитель физической культуры, в отличие от других учителей, проводит с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому он может найти в ученике то, что остается скрытым от других. Наставник должен формировать и развивать у учащихся социальную активность, помогать раскрывать учащимся свои возможности. В области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования гармонически развитой личности и здорового образа жизни. Личный пример педагога во многом способствует воспитанию личности ребенка. Учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Долг учителя — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств. Для этого учитель физической культуры поддерживает тесную связь с родителями, постоянно информирует их о воспитательном воздействии на учащихся.

Результативность работы учителя физической культуры определяется показателями физического развития и здоровья детей, их физической подготовленности по физическим тестам, интересом учащихся к предмету, уровнем достижений учащихся в соответствии с программой, воспитанием гуманистических ценностных ориентации у учащихся, динамикой результатов за последние три года, наличием победителей районных, городских, областных соревнований, участием учителя физкультуры в конкурсе «Учитель года».

Условием эффективного осуществления педагогического процесса по физическому воспитанию являются:

  • текущее и перспективное планирование;
  • подготовленность материально-технической базы;
  • пропаганда знаний по физической культуре и здоровому образу жизни;
  • наличие нестандартного оборудования;
  • наличие специальных медицинских групп (ОФП,оздоровительной коррекции);
  • наличие кружков физической культуры, секцийпо видам спорта и др.;
  • систематическая подготовка физкультурного актива;
  • профориентация;
  • наличие специальных спортивных классов;
  • организация на базе школы педагогической практики студентов физкультурных учебных заведений;
  • организация музея спортивной славы школы.

Учителю физической культуры в своей деятель-ности необходимо правильно понимать и учитывать мотивы, интересы учащихся к физкультурно-спортивной деятельности. Глубокие знания, мастерство, воля, выдержка, спокойствие, уверенность, такт помогают учителю физической культуры успешно решать поставленные задачи. Учителю физической культуры приходится воспитывать учащихся в духе преодоления трудностей, вести их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е. все время создавать перед учащимися систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию.

Преподавательское мастерство характеризуется такими факторами, как творчество, изобретательность и находчивость, умением владеть собой, знанием своего предмета и методов воспитательной работы. Учитель физической культуры всегда имеет дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями. Независимо от своего личного опыта, таланта, знаний, педагог уставляет след в душе и сознании ребенка. У одних этот след остается очень ярким, они подражают учителю, и, в конечном итоге, стремятся пойти по его стопам. Другим педагог помогает укрепить здоровье, поддерживает советом: по какому направлению продолжить образование, какую приобрести профессию — а это также оставляет след в душе и сознании учеников.

На уроках и спортивных тренировках педагог постоянно обращает внимание на поведение учащихся в зале, на взаимоотношение со сверстниками, старшими, родителями. Учитель физической культуры добивается от учащихся путем кропотливой систематической работы содержания в порядке спортивной формы, чистоты в спортивном зале, в раздевалках, душевых, туалетных комнатах. Опыт показывает, что с воспитанием связаны такие понятия, как «доброта», «сердечность», «чуткость», «внимательность», «индивидуальный подход к учащимся», которые должны сочетаться со строгостью, требовательностью к воспитанникам. Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.

Разнообразен круг обязанностей педагога: он должен обеспечивать учебный и тренировочный процесс спортивной формой, инвентарем, оборудованием; заниматься ремонтом спортивной базы, «пробивать» деньги на приобретение спортинвентаря; ездить в командировки на спортивные соревнования; заниматься покупкой канцелярских товаров: бумаг, красок, скоросшивателей, скрепок и др. В успешном решении этих вопросов не последнюю роль играют личностные качества организатора, его умение наладить связи с вышестоящими организациями, а также с коллегами и специалистами из других школ и учреждений.

Чтобы быть на уровне требований времени, педагог обязан постоянно следить за новинками специальной литературы, периодической печатью, слушать радио, просматривать спортивные передачи по телевидению, изучать практический передовой опыт своих коллег.

Понятие «педагогический талант» включает в себя такие профессиональные качества, как чувство меры в проявлении требовательности и поощрений, интуиция и чуткость в сложной системе взаимосвязи с учениками, педагогическая наблюдательность (способность педагога по отдельным фактам и всему поведению ученика в целом прогнозировать его развитие), требовательность, высокое педагогическое мастерство, т.е. совершенное владение своим предметом, способом передачи знаний о предмете учащимся. Многочисленные наблюдения и исследования показывают, что в вопросе теоретической подготовки учащихся и формирования у них устойчивых навыков и привычек к самостоятельным занятиям физическими упражнениями имеются большие неиспользованные резервы. Долг учителя физической культуры научить детей самостоятельно делать утреннюю гимнастику, провести физкультурную разминку и тренировку не только лично, но и с друзьями, младшими школьниками. Это одна из перспективных задач педагога. Для ее решения он привлекает родителей, проводя для них различные методические занятия и открытые уроки по физическому воспитанию и спортивной тренировке. Второй, не менее важной, спортивной задачей является подготовка родителей для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Наши многолетние исследования показывают, что более половины родителей умеют ходить на лыжах, кататься на коньках, ездить на велосипеде, играть в какую-либо спортивную или подвижную игру и т.д. Учителю физической культуры необходимо знать об этом и вооружить родителей методикой проведения физкультурно-спортивных занятий с учетом возрастных особенностей ребенка.

Чтобы иметь авторитет у учащихся, учителю физической культуры необходимо постоянно следить за собой, своими манерами, речью, не «давить» своими знаниями, а охотно передавать их учащимся. Речь учителя физической культуры должна быть образной и понятной учащимся. Знание терминологии, ее понимание и использование учащимися помогают им быстрее овладеть учебным материалом; объяснение учителя для них становится ясным, простым и доступным.

Педагогическое мастерство — не врожденное качество, оно приобретается в процессе труда. В ходе общения учителя с учащимися на уроках физической культуры, спортивных тренировках и соревнованиях, при проведении других спортивно-массовых мероприятий у учителя складывается два эмоциональных полюса общения. Он должен постоянно помнить, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда удается организовать взаимоотношения, которые основаны на положительных эмоциях. Учитель и ученик составляет единую систему, объединенную общей целью: учитель передает знания, умения, навыки, а ученик воспринимает их и закрепляет на уроках физической культуры, спортивных секциях, соревнованиях и т.д., то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребенка.

Педагог сохраняет целостность системы за счет применения таких элементов общения, как прямые, косвенные, опосредованные обращения к учащимся.

Прямое требование характеризуется конкретностью задания, лаконичностью указания, сдержанным деловым тоном обращения к учащимся и строгой последовательностью необходимых действий учеников.

Многообразны формы косвенного общения: просьба, доверие, ободрение. Эти формы обращения к учащимся имеют в своей основе своеобразную демонстрацию учителем положительного отношения к воспитаннику и к тому, что он делает.

Обращения учителя к учащимся могут выражаться и в других формах, носящих негативный характер, например, таких как: недоверие, осуждение как лично учителем, так и товарищами в коллективе. Например, видя высокомерное поведение ученика с товарищами, учитель говорит: «Плохо ведешь себя с командой. Ребята перестают тебя уважать. При таком отношении тебе трудно войти в команду». Такие слова, сказанные учителем, положительно действуют на учащегося.

Педагогический такт — это соблюдение учителем чувства меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся в системе воспитательных отношений с ними. Педагогический такт учителя основан на общечеловеческих принципах морали. Профессиональный смысл такта заключается в специфической деятельности педагога, обязанного влиять на внутренний мир ребенка, уметь общаться с ним, предъявлять, когда это необходимо, педагогические требования, способствовать формированию нравственных отношений и осуждать те, которые идут вразрез с воспитательными целями. В педагогической деятельности такт определяется не только способностью воспитателя избежать конфликта с ребенком, но и умением, если нужно, пойти на этот конфликт, правильно разрешить любое возникшее противоречие.

С психологической точки зрения, для более осмысленного понимания сущности такта, педагогической целесообразности его применения в практической деятельности следует обращаться к ключевым условиям эмпатии. Эмпатия — это достижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. Эмпатическая способность возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. Эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффектным реакциям другого человека, когнитивную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффектные реакции другого человека, в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание, переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие, переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Очень важно для этого умение слушать. Нужно дать понять ребенку, что вы присоединились к его миру. Надо передать ему чувство эмпатии, которое вы ощущаете. Итак, эмпатия — это видение мира с точки зрения ученика.

Назовем эмпатические термины, которые составляют основы педагогического такта.

Положительное отношение — использование навыков воздействия с навыками присоединения, стремление поделиться собственным опытом с учеником, но всегда — передача того, что ученик может воспринять.

Уважение — исключительные, положительные отклики об ученике и поощрение его движения вперед. Если существуют большие различия с вами, необходимо открытое и честное признание в этом, терпимость к ним.

Теплота — используя в основном невербальные средства — тон, поза, выражение лица, выразить свою заботу об ученике. Улыбка особенно важна для создания теплой атмосферы.

Конкретность — быть точным, выяснять детали, факты, чувства.

Конфронтация — вести беседу открыто, выявлять смешанные сообщения, инконгруэнтности, противоречия в вербальном и невербальном поведении. Искренность — быть самим собой в общении с учащимися (по отношению к себе). По отношению к другим: быть чутким к нуждам учеников и их возможностям, завязывать отношения, оставаясь самим собой.

Культурная эмпатия — понимание того, что ваш культурный стиль отличается от стиля ученика.

Итак, положительное отношение, уважение и теплота, конкретизация, искренность и идентичность, конфронтация — эти понятия, взятые в комплексе, составляют основные условия эмпатии. Именно в этой части в настоящее время имеются большие пробелы. Канул в лету принцип идейности, вокруг которого велась вся школьная воспитательная работа. На политической арене бушуют политические страсти, и многим воспитателям неясно, как воспитывать подрастающее поколение.

По нашему мнению, незыблемыми остаются принципы формирования у молодого поколения норм поведения в семье, школе, на улице, в общественных местах, транспорте, спортивном зале, воспитания уважения к старшим, инвалидам и др. Воспитание духовности в детях будет в обозримом будущем одной из главных задач общеобразовательных школ и других учебных заведений. Думается, под одной крышей будут находиться общеобразовательная, спортивная, музыкальная школы и школа искусств. Предмет «Физическая культура» будет проводиться ежедневно, так как государству будут нужны здоровые люди. В настоящее же время заказ государства на здоровых граждан пока отсутствует.

Один из первых теоретиков физической культуры детей, монах Епифаний Славинецкий, увязывал практику занятий физическими упражнениями и играми с умственным воспитанием ребенка, развитием его мышления. Он пропагандировал игры, которые одновременно развивали и ум ребенка, и его тело. Он считал, что основное назначение игры — создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, разумный отдых. Одновременно игра должна развивать в детях сообразительность, ловкость и силу, чувство товарищества и уважения друг к другу, умение переносить тяготы в жизни и физические страдания.

Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на учащихся. Для многих физкультурно-спортивная деятельность — единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.

Да, чтобы быть красивым, необходим режим, ограничения, постоянные физические нагрузки, неукоснительное соблюдение гигиенических норм, применение средств закаливания и др. Для этого нужны воля, выдержка, терпение. Задача учителя физической культуры — дать на уроке и спортивной тренировке чувственно-конкретное представление о красоте человеческого тела и удивительных возможностях организма. Произведения искусства, реклама, фотографии, биографии спортсменов прошлого и настоящего — самый разнообразный материал может прийти на помощь учителю и тренеру, если он правильно осознает свои воспитательные функции. Разве не воздействуют на ребят истории спортивной жизни А. Тихонова, четырехкратного Олимпийского чемпиона по биатлону, прожившего в большом спорте более двадцати лет,

А. Карелина, трехкратного Олимпийского чемпиона, Героя России, за его выдающиеся результаты в греко-римской борьбе? На спортивных занятиях важно раскрыть красоту и выразительность действий, суметь дать эстетическую окраску упражнениям, пробудить творческий импульс, фантазию, направить их на поиски наиболее гармоничного построения движений и комбинаций. Обнаруживать красоту целесообразности — сильнейший эстетический стимул совершенствования спортивного мастерства. От учителя физической культуры (тренера) требуется не только способность чувствовать эстетическую сторону физических упражнений, но и умение раскрыть ее перед учащимися. Здесь проявляется особый талант педагога и, конечно, соответствующая художественно-эстетическая культура. В этом случае на помощь учителю может прийти искусство — широкий спектр музыкальных, пластических ассоциаций поможет дать чувственно ощутимый образ желаемого действия, результата. Используемая на занятиях музыка может и должна выступать не только в чистом функциональном значении ритмической организации действий, но и в ее эстетическом, художественном содержании. Учитель физической культуры в процессе уроков и спортивных тренировок учит школьников формировать себя, дает знания о механизме владения своим телом, учит ощущать выполняемые упражнения и управлять ими. Следует обращать внимание на внутреннее сознательное сосредоточение, вникание в смысл физического упражнения каждым учеником. Нужно пробудить у ребенка потребность совершенствовать, творить красоту в себе.

В.В. Белорусова, Н.Г. Кольцова, Н.И. Пономарев, А. Френкин и др., исследуя взаимосвязь физического и эстетического воспитания, отмечают, что оно должно осуществляться различными средствами во все возрастные периоды человека. Средствами физической культуры эстетические вкусы могут воспитываться следующими упражнениями:

1. Основные виды движения (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, упражнения в равновесии).

2. Общеразвивающие упражнения (с предметами и без предметов, формирование правильной осанки).

3. Игры (творческие, с пением, национальные).

4. Виды искусства (музыка, элементы танца, образцы фольклора).

5. Эстетическая обстановка занятий.

6. Общение с природой.

7. Образцовый показ упражнений учителем.

Формирование эстетических качеств личности невозможно развить без воспитания нравственных качеств, развития духовности. Чтобы развить силу, ловкость, красивую фигуру, необходимо проявить волевые усилия, терпение, мужество. Спортивный дух — это не только честолюбивый задор, но и, непременно, спортивное поведение, исключающее обман, подлость, грубость, предательство.

Здесь этика и эстетика спорта смыкаются. Неспортивное поведение, безобразные поступки непременно должны носить и эстетическую окраску. В будущем учитель физической культуры будет решать следующие задачи: воспитание чувства прекрасного; воспитание телесной красоты; воспитание этики поведения; воспитание творческой активности. Решение этих задач в XXI веке будет идти успешно, если общеобразовательные школы будут обеспечены полноценными ресурсами, кадрами, учебными программами, базой, эффективным управлением. В настоящее время общеобразовательная школа является основным социальным институтом, где происходит воспитание под-растающего поколения. С введением 12-летнего обучения эта проблема станет еще острее. Общеобразовательная школа поставляет кадры для производства и сельского хозяйства, в Российскую Армию, вузы, ССУзы, училища; в спортивном плане школа поставляет резервы для ДЮСШ, СДЮШор, ШВСМ, сборных команд, имеет тесную связь с семьей, дошкольными учреждениями, дворцами молодежи, детскими клубами и др., то есть общеобразовательная школа является основным звеном среди других социальных институтов, и при умелом управлении она может готовить полноценных граждан нашей страны. В этом плане нужно пересмотреть оценку работы школы. Государство должно давать заказ на физически здоровых, гармонично развитых выпускников, вкладывая соответствующие средства для подготовки, то есть должно «покупать» у школы рабочую силу для производства, сельского хозяйства, службы в армии, поступления в вузы и др.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети