Модели организации педагогических советов по вопросам воспитательной работы

Величайшая ошибка при воспитании — это чрезмерная торопливость.
Ж.Ж. Руссо

Цель общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

На протяжении восьми или десяти лет педагоги встречаются с трудностями, которые мешают выполнять непосредственные обязанности по воспитанию детей. Возникают проблемы, которые не всегда легко решаются из-за недостатка опыта педагогической деятельности, невыполнения обязанностей классного руководителя, по объективным причинам.

МОДЕЛЬ №1
"ЧЕТЫРЕ ВОПРОСА КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ"

Цель Педагогического Совета: в процессе деловой игры:

а) обозначить проблему;

б) выявить причины ее возникновения;

в) найти пути решения трудных педагогических задач.

ВСТУПЛЕНИЕ К ДЕЛОВОЙ ИГРЕ

Чтобы не путаться в терминологии, обратимся к толковому словарю: «проблема» (в переводе с греческого — задача, задание) — это теоретический или практический вопрос, требующий решения.

Мы рассмотрим четыре ситуации, взятые из педагогической практики школы № 203.

В игре принимают участие учителя, непосредственно столкнувшиеся с подобными проблемами.

Роли распределяются следующим образом.

«Родители». С мнением родителей нас познакомят учителя, которым позиция родителей известна.

«Независимые наблюдатели». Независимые наблюдатели смотрят на школу со стороны и имеют свой взгляд на образование. Они сообщают нам точку зрения людей, которые узнают о проблемах школы от детей, из телепередач, из газет.

«Консультанты». Это опытные педагоги. К ним мы обратимся за советом (консультация — совет специалиста по какому-либо вопросу).

«Эксперты». От них мы узнаем ответы на поставленные вопросы (эксперт — специалист в определенной области, приглашенный для экспертизы, т.е. для разрешения вопроса, требующего специальных знаний).

Эти ответы были даны инспектором РОО, инспектором КДН.

ПРОБЛЕМА №1

Ведущий:

Ученик 1-го класса Рома не посещает уроки. Он приходит в школу утром, оставляет портфель в гардеробе и ходит по коридорам до конца 2-й смены. Клас-сный руководитель приводит Рому в класс за руку, но он убегает. Классный руководитель посещал квартиру Ромы, беседовал с мамой (папы у мальчика нет).

Семья живет бедно. Мама употребляет спиртные напитки, в школе ни разу не была. Классный руководитель поставил в известность администрацию, что Рома не ходит на уроки; представил характеристику на мальчика и акт обследования условий его жизни и воспитания для постановки на внутришкольный учет за систематические прогулы. Рома на уроки не ходит. Что делать?

Родители:

1. «Я не знала, что сын не ходит на уроки».

2. «Я работаю, мне некогда за ним следить».

3. «Пусть учителя занимаются воспитанием».

Мнение независимого наблюдателя:

1. Пусть мама забирает сына домой и сама решает, что делать.

2. Надо лишить мать родительских прав, а сына отправить в детский дом.

Консультант:

1. Надо посетить семью Ромы совместно с инспектором РОВД, пригласить маму на заседание комиссии по делам несовершеннолетних, так как она не занимается воспитанием сына.

2. Создать благоприятные условия для общения, чтобы 7-летний мальчик почувствовал тепло и ласку, потянулся к учителю, как к личности. Возможно, потом появится интерес к учебе.

3. Осуществить связь с другими родственниками, например, с бабушкой. Может быть, она возьмет внука на воспитание.

Примечание:

На внутришкольном учете стоит семья Большаковых. Два сына часто пропускают уроки, нарушают дисциплину. Старшая дочь живет у бабушки. Хорошо учится.

Эксперт:

1. Отсутствие контроля за посещением детьми уроков — недостаточное основание для лишения родительских прав.

Необходимо:

  • заявление соседей, что ребенка бьют, не кормят, заставляют просить милостыню и т.д.;
  • наличие документов, что мать неоднократно задерживалась в нетрезвом состоянии в общественных местах. Эти документы собирают сотрудники РОВД.

2. Классному руководителю нужно активизировать индивидуальную работу с ребенком.

3. Администрация школы должна предоставить следующие документы:

  • характеристику на ученика;
  • акт обследования жизни и воспитания ребенка;
  • табель успеваемости и посещаемости с подписью родителей.

Если родители не хотят подписывать, не открывают дверь, то нужно составить акт посещения квартиры.

ПРОБЛЕМА №2

Ученица 8-го класса Таня часто пропускала занятия. Несколько раз убегала из дома. Состоит на учете в ИДН, имеет «двойки» за I, II четверти по многим предметам. Родители Тани работают, не употребляют спиртные напитки. Сначала мама девочки находилась в тесном контакте с классным руководителем; утром приводила дочь в школу, но Таня обманывала маму, учителей. Сейчас мама девочки отчаялась. Таня может остаться на второй год. Что делать?

На эту ситуацию родители смотрят так:

1. «Извините нас, мы не знали, что наш ребенок прогуливает уроки. Спасибо большое, что сообщили. Теперь мы будем следить за посещением уроков».

2. Папа молча выслушивает: «Знаете, я воспитанием сына (дочки) не занимаюсь, этим занимается мама..., но она приходит поздно, поэтому ей некогда прийти в школу».

3. «Мы не знаем, что делать, она никого не слушается. Разговаривали и по-хорошему, и по-плохому — бесполезно».

4. «Мы знаем — это не ваше дело».

Примечание:

Родители таких детей делятся на две категории:

1. хотят изменить ситуацию, но не знают, что делать;

2. не хотят заниматься воспитанием ребенка.

Мнение независимого наблюдателя:

1. Нужно оставить Таню на второй год обучения в назидание другим.

2. Если ученица не соблюдает элементарных правил поведения в школе, нужно ее из школы исключить.

Консультант:

Пропуски уроков, побег из дома — это следствие. Нужно, искать причину, для чего:

  • обследовать психологический климат семьи;
  • проанализировать психологический климат классного коллектива;
  • определить степень влияния внешней среды: друзей, улицы.

Далее:

1. Провести воспитательную работу в классе.

2. Посоветовать перейти в другой класс, другую школу (если исполнилось 15 лет, в ВСШ, ПТУ).

3. Посоветовать родителям переехать в другой район.

4. Посоветовать маме девочки обратиться к психологу по поводу их взаимоотношений.

Примечание:

1. Суров Борис 1 год был на индивидуальном обучении. Сейчас учится в классе. Посещает все уроки.

2. Негативный пример: ученик 8-го класса Колегов Иван был оставлен на второй год. Он перестал посещать школу.

Эксперт:

1. Провести педагогическое расследование и устранить причины такого поведения:

а) посоветовать маме обратиться к психологу; 6) посоветовать маме обратиться к врачу для перевода ребенка на домашнее обучение;

в) использовать влияние классного руководителя.

2. Школа обязана дать ученику 8-летнее образование. Отчислить ребенка из школы нельзя. Можно перевести для дальнейшего обучения в вечернюю школу, ПТУ:

а) по достижении 15 лет;

б) с согласия родителей (по их заявлению);

в) с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.

3. Наличие тех же документов, что и в ситуации 1.

ПРОБЛЕМА №3

Ведущий:

Ученика 6-го класса Сашу обижают одноклассники. Это началось еще в 1—3-м классах, но тогда ребята были маленькие и боялись наказания родителей, учителя. Сейчас обидчики оправдывают свои действия тем, что Саша сам виноват, что он дразнится, ябедничает, может обидеть самого слабого.

Классный руководитель беседовал с Сашей, с ребятами, с их родителями. Этот конфликт обсуждался на родительском собрании. Обидчики были поставлены на внутришкольный учет за плохое поведение.

Были проведены классные часы на тему «О дружбе и товариществе», «Если ученик нарушает закон».

Сашу продолжают бить. Что делать?

Родители Саши:

1. Считают, что Саша очень хороший сын, послушный, честный, воспитанный, дома моет посуду, пылесосит, поливает цветы.

2. Виноваты родители детей, которые бьют мальчика.

3. Виноваты учителя: не следят за дисциплиной в школе.

Родители обидчиков:

1. Наказывали своих детей физически, не разрешали смотреть телевизор, гулять на улице.

2. В глубине души уверены, что виноват Саша.

3. В детстве все дети дерутся.

Мнение независимого наблюдателя:

Родители Саши должны сами наказать тех, кто обижает их сына. Припугнуть. Сходить к ним домой, поговорить с родителями. Если не поможет, то наказать физически.

Консультант:

С одной стороны, Саша провоцирует одноклассников на негативное отношение к себе, с другой, он мстит за то, что его бьют. Дать сдачи Саша не может, т.к. слаб и морально, и физически.

Для одноклассников травля слабого мальчика превратилась в развлечение.

1. Необходимо проанализировать психологический климат класса. Продумать цикл мероприятий по сплочению коллектива посредством совместной трудовой и досуговой деятельности.

2. Продумать систему работы с родителями Саши, направленную на раскрытие негативных черт в характере сына и дальнейшее устранение этих недостатков.

Эксперт:

1. Родители Саши могут подать заявление в милицию. Мальчиков, которые бьют Сашу, поставят на учет в ИДН. Их родители выплатят штраф за уклонение от воспитания.

2. Классному руководителю направить воспитательную работу на нормализацию психологического климата в классе.

3. Перевести Сашу в другой класс, где иная психологическая обстановка.

4. Перевести в другой класс лидера хулиганской группировки этого коллектива.

Примечание:

Штраф «за уклонение от воспитания» составляет около 37 000 рублей.

ПРОБЛЕМА №4

Ведущий:

В 3-м классе не было уроков ритмики. Родители предложили, чтобы уроки ритмики были платными. Существует акционерное общество, которое заключает официальный договор со школой и обеспечивает высокий уровень преподавания. Платные уроки ведутся по расширенной, оздоровительной и обучающей, программе.

На родительском собрании родители единогласно проголосовали за введение таких уроков, но в течение I и II четвертей деньги платили неохотно, часто задерживали оплату уроков. В индивидуальных беседах с классным руководителем выказывали свое недовольство тем, что за уроки надо платить.

Родители:

В школе постоянно требуют деньги за уроки ритмики, на оформление класса, на покупку книг, на ремонт кабинета, на покупку штор, на билеты в цирк, театр, на зарплату милиционеру. Сейчас трудное время. Зарплату платят нерегулярно.

Мнене независимого наблюдателя:

1. Ритмика — это необязательный предмет. Дети могут и не посещать урок.

2. Родители с легкостью дают деньги на жевательную резинку, наклейки, «бомбочки». Разумная плата доступна большинству родителей.

3. Пусть на уроки ритмики ходят только желающие после основных уроков.

Консультант:

1. Надо провести разъяснительную работу среди родителей:

  • рассказать об эстетических задачах урока;
  • рассказать о воспитании нравственных качеств;
  • рассказать об оздоровительной направленности уроков.

2. Если платные уроки будут посещать не все дети, то может развиться нездоровая атмосфера в классе, когда ребенок, чьи родители не хотят или не могут за-платить за урок, будут чувствовать ущербность, зависть.

Эксперт:

1. Все сборы денег проводятся только с согласия родителей, будь то оплата урока ритмики, покупка обогревателя, учебников, ремонта кабинета. Задача клас-сного руководителя убедить родителей в необходи-мости тех или иных платежей.

2. Классному руководителю будет легче работать, если организовать работу родительского комитета.

3. В конкретном случае преподавателю ритмики надо давать открытые уроки для родителей, показывать достижения детей за определенный период.

ПРОЕКТ-РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

1. Активизировать работу родительских комитетов.

2. Работать в тесном контакте со службой психолого-педагогической помощи, с инспекцией по делам несовершеннолетних.

4. Продолжить работу по созданию классного коллектива.

МОДЕЛЬ №3
"ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Цель Педагогического Совета: выработка единой педагогической позиции учебного и воспитательного процесса по моделированию личности выпускника.

1. Доклад «Цели и задачи воспитательной системы по повышению уровня воспитанности школьников» (три уровня воспитанности, влияние социума, диагностика, анализ, целеполагание).

2. Выступление «Задачи воспитания младших школьников (из опыта работы учителя)».

3. Выступление «Критерии эффективности воспитательного процесса на уроках художественно-эстетического цикла».

4. Игра «Личность учителя — важнейшее условие эффективного воспитания».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Диагностическая шкала воспитанности личности

+3 Устойчивость, активность при совершении положительных действий

+2 Устремленность к положительным действиям

+1 Готовность к положительным действиям

О Информированность о направлениях действий

-1 Готовность к отрицательным действиям

-2 Устремленность к отрицательным действиям

-3 Антиобщественное поведение

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Три уровня воспитанности школьника

Игра «Личность учителя — важнейшее условие эффективного воспитания»

Входя в аудиторию, учителя выбирают один из предложенных цветных жетонов (красный, синий, зеленый, желтый), затем проходят в сектора цвета своего жетона. Каждый сектор образует отдельную команду.

Конкурсы судят члены жюри (5 человек) по трехбалльной системе.

Вопросы находятся на стенде в разноцветных кармашках (соответственно цветам жетонов).

КОНКУРСЫ

Конкурс №1. «История»

— О чем идет речь? «Установленный порядок поведения и формы обхождения при дворе монарха». Что означает это определение?

Ответ: этикет.

— При каком монархе была издана книга, отрывки из которой приведены ниже. Как называется эта книга? «Не хватай еду первым со стола, не жри, как свинья, перстов не облизывай, костей не грызи». «Лучше, когда про кого скажут: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про кого: он есть спесивый болван».

Ответ: при Петре I в 1717 году, книга «Юности честное зерцало».

— Чьи это мысли о воспитании наследников престола?

1. Ложь и обман запрещать надлежит как детям, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять, но отвращать их от лжи.

2. Главные достоинства наставления детей состоять должны в любви к ближнему, в общем благоволении к роду человеческому, в доброжелательстве ко всем людям.

Ответ: Екатерина II.

— Откуда этот отрывок? (назвать книгу) «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать».

Ответ: «Домострой», XVI век.

Конкурс № 2. «Культура речи»

Поставьте правильно ударение:

• «оптовый»;

• «она звонит», «ей звонят»;

• «обеспечение»;

• «алкоголь».

Конкурс № 3. «Этикет»

Вы не сдали вовремя отчет о проделанной работе. Что должен подумать о вас руководитель:

1. Вы ленивы и безответственны.

2. Вы его не уважаете.

3. Вы плохо воспитаны.

Кто здоровается первым, мужчина или женщина, если:

1. Он — начальник, она — подчиненный.

2. Она — начальник, он — подчиненный.

Правильный ответ: всегда подчиненный.

Найдите ошибку:

Я вхожу в незнакомый класс и говорю: «Здравствуйте. Меня звать Иванов Иван Иванович».

Правильный ответ: «Здравствуйте. Меня зовут Иван Иванович. Моя фамилия Иванов».

Уже поздно, вам нужно проверять тетради или готовиться к семинару, а ваша подруга (соседка) не собирается уходить домой. Вы:

1. Тихо страдаете, что придется работать ночью.

2. Извинитесь и предложите ей прийти в другой раз. Правильный ответ: номер 2.

Конкурс № 4. «Педагогика»

  • Надо ли знать ученикам о событиях, проблемах в личной жизни учителя (приезд родственников, свадьба, развод и т.п.)?
  • Надо ли знать ученикам, сколько денег получает учитель за свою работу?
  • Надо ли знать ученикам об отношениях учителя с администрацией (например, вызвали на «ковер», дали премию и т.д.)?
  • Нужно ли знать ученикам, что учитель плохо себя чувствует, что у него высокая температура и т.п.?

Конкурс №5. «Ситуация»

  • Вы плохо провели открытый урок. Что скажут вам недоброжелательно настроенные коллеги?
  • Вы плохо провели открытый урок. Что и как вам скажут доброжелательно настроенные коллеги?

КОММЕНТАРИИ К ЦВЕТОВОМУ ТЕСТУ

«Зеленый»

Вы практичны. Самоуверенность, рассудительность, уравновешенность — это то, чего у вас не отнять. Вы добры, при внешней холодности вы обладаете горячим сердцем. Вы склонны к точным наукам. Одино-чество вас не тяготит, потому что в любой момент вы можете наладить отношения с коллегами, с соседями и т.п., — вы контактны. На работе вас ценят как хорошего специалиста; вы легко взбираетесь по служебной лестнице, но отсутствие честолюбия мешает вашей карьере.

«Желтый»

Цвет неоднозначен. Золотисто-желтый — цвет идеалистов, мечтателей, веселых и непрактичных жизнелюбов. Вы уступчивы во всем, что не касается принципов. Никогда не унываете, легко справляетесь с безденежьем.

Густой желтый — цвет практицизма, умеренности и порядка во всем. Ваша уступчивость — способ приспособления. У вас всегда есть деньги и запасы всего. Больше всего в жизни вас беспокоит то, как и чем живет ваша семья.

Охрово-желтый (ближе к коричневому). У вас есть что скрывать. Вы не так просты, как кажетесь на первый взгляд. Характер у вас сильный.

«Красный»

Цвет героев, победителей и вождей. Лидерство — ваша стихия, вы стремитесь к быстрому успеху. Характер у вас активный, решительный, иногда резкий. И почти всегда вы заводитесь с полуоборота. Неудачи переносить вы не умеете. Помните: это цвет болезни, скрытых неудач.

«Синий»

Цвет покоя. К успеху вы идете шаг за шагом, но всегда добиваетесь своей цели. Страдая от неудач, вы всегда владеете собой. В делах вы педантичны, предусмотрительны — это мешает вам в дружбе. Любите мечтать, может быть, пытаетесь писать стихи. Из таких, как вы, выходят сестры милосердия, монахини, нелюбимые учительницы.

 
Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети