Советы педагогу, воспитателю, вожатому

Первая культура, которую создал человек, — это игровая культура, основанная на традициях труда, социальной деятельности. Ее создавали и потребляли дети и взрослые совместно в семьях и общественных объединениях. Воспитание детей — самый запутанный и сложный вид творчества человека. Он требует создания системы просвещенной, гуманизированной культуры родительства, наставничества, цивилизованной школы, в которой необходимо найти место преобразующей игре, хранящей духовный потенциал общечеловеческих ценностей.

Что касается различных теорий происхождения игры, ее назначения в жизни ребенка, то, нам думается, что прав профессор Л.Б. Ительсон, свидетельствующий: «... Здесь пока есть почти столько же теорий, сколько существует теоретиков». Вслед за Ительсоном мы готовы сказать: «Прав Г.С. Спенсер, полагающий, что игра есть способ изживания у ребенка излишней энергии; прав К. Бюлер, считающий, что к игре побуждает удовольствие; прав К. Гросс, утверждающий, что игра — фон подготовки к будущей деятельности; прав Д. Дьюи, доказывающий, что игра есть реализация ребенком видов поведения, приобретенных на основе инстинктов подражания и научения; прав З. Фрейд, полагавший, что игра — это способ символического удовлетворения ребенком его реально неудовлетворенных желаний». Существует высокая правда Л. Выготского, который считал, что игра вырастает из противоречия между социальными потребностями и практическими возможностями ребенка, видел в ней ведущее средство развития детского сознания и его функций. Правы все исследователи, доказывающие, что проблема игры — один из важнейших и сложнейших психологических и педагогических вопросов, от правильного решения которых зависит весь процесс воспитания и образования детей.

Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно.

Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. И вместе с тем «многочисленные игры ребят — работа», считал Януш Корчак, в которой не может быть «надо» и «не надо».

Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Игры бескорыстны; через них идет нескончаемый поток информации, которую дети в игре обогащают, и потом их фантазия становится более насыщенной, содержательной, интересной. В равной степени важно наличие игр индивидуального, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» — «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра — совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса.

Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. В игровом мироощущении детей присутствуют истины конгениального характера, не менее важные, чем установочные взгляды на реальности мира. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, «играючи».

Искусство игры — важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.

«Непричесанные» мысли

  • Не ругай ребят утром — солнце покажется им серым. Не ругай днем — небо покажется хмурым, не ругай на ночь — луна покажется черной.Вообще — не ругай.
  • Вожатый, запрет — чаще всего признак твоей слабости, а не силы.
  • Критикуй ребят не с удовольствием, а с болью. • Страдания калечат психику ребенка. Особое внимание — страданиям ребенка. Здесь мы не имеем права быть низкими.
  • Ребенок в борьбе против несправедливости чащеполучает «ожоги» сердца, чем взрослый; он слабее, и зти "ожоги" остаются иногда на всю жизнь.
  • Ставь себя на место счастливых и особенно — несчастных ребят.
  • Люби всех детей, а больше всех — самых для тебя неприятных.
  • Добрый вожатый — это не тот, кто умеет делать добрые дела, а тот, кто не способен сделать детям зло.
  • Помни: человек сложен, если ему даже 10 лет.
  • Не будь ханжой в острых и трудных вопросах воспитания.
  • Никогда не кричи на ребят. Помни: тихий, убедительный, если надо, гневный голос сильнее крика.
  • Не сердись долго на ребенка — это непрофессионально.
  • Научись все видеть и кое-что не замечать, все слышать, но кое-что не слышать. Не всегда надо искать виновного.
  • Справедливость — главная тропа вожатого.
  • Не бегай жаловаться на ребят начальству. Этим ты еще больше покажешь свою беспомощность.

Авторская библиография С. А. Шмакова включает более 100 названий. На кафедре СЛиПВ хранится мини-библиотека, подаренная С.А. Шмаковым. Здесь представлены наиболее известные работы. Предлагаем ознакомиться, приглашаем поработать в читальном зале библиотеки.

«Игры учащихся — феномен культуры», М., 1994.

Монография посвящена игре как истоку культуры людей, как основной части досуга школьников, как уникальному средству формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала.

«Досуг школьника. Проблемы. Прогнозы. Секреты. Подсказки. Калейдоскоп развлечений», М., 1993.

В пособии рассматривается организованный досуг школьников как социально-педагогическая проблема. В книге дается характеристика свободного времени, досуга и отдыха школьников, предлагается система разнообразных творческих и развивающих досуговых дел, методика их организации и проведения. В книге изложены педагогический механизм коллективной досуговой деятельности, технология вовлечения детей в общественно-значимый досуг. Жанр книги — научная публицистика с элементами методики.

«Не традиционные праздники в школе», М., 1997.

В данной книге впервые в отечественной педагогической литературе представлены праздники школьников, которые длительное время были вне интересов школы: международные детские праздники, православные праздники, которые признаны государством, другие праздники. Автором разработаны оригинальные сценарии этих праздников, раскрыта их природа.

Книга адресована широкому кругу читателей: учителям, воспитателям, клубным работникам, родителям.

«Волшебное слово сам», М., 1988.

В книге автор ведет разговор о самодеятельном характере детской организации, о самоуправлении в коллективе, о воспитании и развитии детской инициативы.

«Гражданином быть обязан», М., 1982.

Эта книга о гражданском воспитании детей в семье, о становлении самосознания молодого человека. В книге рассказывается о разнообразных семейных традициях патриотического воспитания детей.

«Лето в лагере», М., 1970.

Автор размышляет о педагогике летнего отдыха, дает конкретные методические советы по организации оздоровительной кампании.

«Лето (вопросы—ответы, подсказки-советы)», М., 1993.

Эта книга для тех, кто любит детей, умеет или хотел бы научиться сделать их отдых откровением, открытием, источником радости и здоровья.

«Каникулы. Прикладная энциклопедия», М., 1994.

Эта книга о практической деятельности воспитателя, вожатого в летнем лагере, в летние каникулы вообще. Ведь каждый детский наставник, находящийся рядом с ребятами, обязан удовлетворить их неуемную любознательность в познании окружающей природы, мира человеческих отношений, помочь им интересно и весело отдохнуть.

ИНФОРМАЦИЯ

Памяти выдающегося педагога-сибиряка Сталя Анатольевича Шмакова посвящаются педагогические чтения «Игра. Досуг. Творчество»

г. Новосибирск, 17—18 января 2001 г.

К участию в «Шмаковских чтениях» приглашаются учителя, воспитатели, методисты, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, старшие вожатые, социальные педагоги и др.

В программе: выступления на пленарном заседании психологов и педагогов — коллег и учеников С.А. Шмакова; работа секций заместителей директоров по ВР, организаторов досуга, организаторов летнего отдыха, руководителей детских творческих объединений и др. К конференции будет подготовлен спецвыпуск журнала «Сибирский учитель», посвященный жизни и творческой деятельности С.А. Шмакова. Будет организована выставка-продажа методической литературы, игр, игровых комплектов.

Организатор чтений — кафедра социализации личности и психологии воспитания НИПКиПРО.

Контактный телефон: 8—(3832)—23-46-49.

Координаторы чтений: Н.В. Петрова, М.С. Коган.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети