Творческое освоение образовательного пространства (проект "Вокруг тебя - мир")

Мировое пространство, являясь полиязыковым по своей сути, дает возможность «личности правильно ориентироваться в современном глобальном информационном пространстве (киберпространстве), осмыслять его как совокупность культурных достижений человеческого общества, готовиться к взаимопониманию и продуктивному общению представителей разных культур.

В итоге личность должна получить представление о многообразии и самоценности различных культур, уметь ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способной участвовать в диалоге культур для решения типовых и проблемных задач ...».

Распространение знаний о международном гуманитарном праве и основополагающих принципах Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца является частью традиционной деятельности Международного Комитета Красного Креста (МККК). С 1995 года МККК совместно с Российским обществом Красного Креста и в сотрудничестве с Министерством образования Российской Федерации развивает программу, направленную на ознакомление учащихся общеобразовательных школ РФ с принципами, лежащими в основе международного гуманитарного права, основными положениями Женевских Конвенций и с деятельностью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Программа состоит из двух основных проектов: проекта для учащихся 5—8-х классов «Вокруг тебя — Мир...» в образовательной области «Литература» и проекта для учащихся старших классов в рамках образовательной области «Обществознание» в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».

Материалы, предлагаемые учителям и учащимся в рамках проектов, разрабатываются российскими авторами, педагогами по образованию, в число которых входят филологи, историки и юристы.

С 1996 года реализация проектов в регионах России осуществляется на основании трехсторонних договоров МККК региональными комитетами общества Красного Креста и органами управления образованием региона.

Целью проекта «Вокруг тебя — Мир...» , охватывающего учащихся с 5-го по 8-й класс, является подготовка детей к осознанному восприятию норм Международного гуманитарного права (МГП) на уровне эмоционального впечатления, формирование устойчивых представлений об основных нормах МГП, знакомство школьников с основными положениями Женевских Конвенций и формирование мотивации для изучения МГП в старших классах.

Для осуществления данной цели были созданы учебно-методические комплекты (УМК) по литературе для 5—8-х классов. Каждый из комплектов состоит из книги для ученика и методических рекомендаций для учителя.

Разработка комплектов «Вокруг тебя — Мир...» проходит в несколько этапов. В экспериментальном варианте каждый комплект не менее года апробируется в школах более 70 регионов Российской Федерации. После обработки результатов апробации (анкет, отзывов, заполняемых учителями, учащимися, родителями, рецензий специалистов) содержание и структура УМК подвергается переработке и повторной апробации, после чего УМК проходит экспертизу Министерства образования.

УМК «Вокруг тебя — Мир...» для 5-го класса в 1996 году был рекомендован Федеральным экспертным советом (гриф «Рекомендовано ... для дополнительного чтения»), комплект для 6-го класса в 1999 году одобрен Федеральным экспертным советом в качестве «факультативного курса, курса по выбору и для дополнительного чтения». В 1996 году УМК «Вокруг тебя — Мир...» для 5-го класса были изданы тиражом 2 млн. 300 тыс. экземпляров книг для ученика и 115 тыс. экземпляров методических рекомендаций и направлены в школы России. Тираж УМК для 6 класса (1 млн. 840 тыс. книг для ученика и 92 тыс. книг для учителя) был направлен в школы РФ в 1999 году. Издание и доставка книг осуществляется на средства МККК. В настоящее время готовятся к изданию УМК для 7-х и 8-х классов.

На уроках по УМК наряду с решением задач литературного образования учащиеся имеют возможность обсуждать проблемы, связанные с понятиями гуманность, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за свои поступки и др., говорить об ограничении насилия в силовом конфликте, то есть те вопросы, которые тем или иным образом затрагивают принципы, лежащие в основе норм МГП.

В УМК для 5-х и 6-х классов представлены произведения Л.Н. Толстого и А. Платонова, В. Скотта и А. Дюма, Г. Иванова, А. Куприна и многих других авторов, а также содержится информация по МГП.

Для УМК «Вокруг тебя — Мир...» (5—8 кл.) характерны:

  • не замещение, а дополнение к учебникам основного курса;
  • согласованность с основными, рекомендованными Министерством образования РФ, программами по литературе;
  • решение задач литературного образования в гармоничном сочетании с решением воспитательных задач. Это выражается в постановке общих целей образовательного и воспитывающего характера (ориентированность на понимание необходимости ограничения насилия в конфликтных ситуациях) и частных целей, способствующих литературному образованию учащихся (формированию читательского вкуса, умению анализировать и оценивать художественное произведение, развитию творческого потенциала учащихся, их речи и др.);
  • гуманистическая направленность художественных и публицистических произведений, помещенных в УМК. Предпочтение отдается текстам позитивным по звучанию, завершенным (отобранные фрагменты либо взяты из программных произведений, либо представляют собой достаточно завершенные части целого произведения), принадлежащим перу отечественных авторов (переводная литература составляет лишь одну треть от общего числа текстов);
  • дозированное и адаптированное включение правовой информации, адресованной как ученику, так и учителю, что, с одной стороны, расширяет его правовой кругозор, а с другой — помогает подготовиться к разговору в классе;
  • развивающий характер методики (активно-деятельностная модель, опора на жизненный опыт учащихся и лучшие стороны их личности, ориентация на зоны ближайшего развития, проблемность, диалоговость, коммуникативность и др.).

Учебно-методический комплект для каждого класса состоит из Книги для ученика и Методических рекомендаций для учителя.

В Книге для ученика содержатся тексты для чтения, словарь к текстам, некоторые задания.

В Методических рекомендациях для учителя содержатся варианты планирования (в соответствии с несколькими официальными программами по литературе, утвержденными Министерством образования РФ), подробные методические разработки уроков (определяются общие и частные цели, выделяются структурные компоненты урока, предлагаются варианты вступительного слова учителя, вопросы с необходимым комментарием ожидаемых ответов, выводы по уроку и по теме).

Кроме того, в Методических рекомендациях объясняются смысловые связи между художественными текстами, предлагается дополнительная информация для учителя (о писателе, эпохе, Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца, об основных нормах МГП) и советы организационно-методического характера.

УМК «Вокруг тебя — Мир...» имеет этико-правовую специфику. Этическая проблематика: в 5 кл. — начало разговора о роли гуманистических правил и о значении деятельного сострадания в жизни людей (поведение людей в трудных ситуациях с позиций гуманности как в мирное время, так и на войне). Уже в 5-м классе вводится дополнительная информация исторического и правового характера: роль Анри Дюнана в создании Международного Комитета по оказанию помощи раненым — будущего МККК; гуманитарная деятельность МККК и основные источники международного гуманитарного права — четыре Женевские Конвенции; роль Н.И. Пирогова в создании Российского общества Красного Креста.

На уровне самого общего, первичного представления вводятся понятия: страдание, сострадание, деятельное сострадание, милосердие, ответственность, конвенция, нейтралитет, военнопленный, погибшие на поле боя и другие.

В 6-м классе этическая проблематика расширяется. В центре — феномен соперничества, в связи с которым рассматривается ряд проблем:

  • выбор модели поведения;
  • необходимость ограничения насилия в конфликте (в том числе и в вооруженном);
  • месть и ее последствия;
  • сложные этические проблемы, возникающие в детском коллективе (в аспекте анализа последствий совершаемых поступков и ответственности за них).

Вводится также дополнительная информация исторического и правового характера: определение МГП; основные направления деятельности МККК; Российская Федерация — участница Женевских Конвенций и др.

На уровне самого общего, первичного представления рассматриваются понятия: личность, достоинство, честь, месть, жертва, переосмысление (поступков), гуманный, гуманистический и др.

В УМК для 7-го класса этическая проблематика продолжает расширяться: внимание учащихся обращается на необходимость щадящего отношения к тем, кто не принимает участия в конфликте (в том числе и вооруженном), их защиты, (незащищенные люди особенно уязвимы, и для них последствия могут оказаться очень тяжелыми), отношения к культурным ценностям в мирное время и в годы войны.

Дополнительная информация исторического и правового характера, вводимая на уроках по УМК в 7-м классе, касается основных норм в ситуациях вооруженного конфликта: защита гражданского населения и детей, как особо уязвимой его части; защита медицинского персонала, не участвующего в военных действиях и оказывающего медицинскую помощь; защита культурных ценностей, как особого вида гражданских объектов.

Понятия: уязвимость, последствия, варварство, вандализм, гражданское население, медицинский персонал, гражданские объекты, культурные ценности — рассматриваются учащимися на уровне первичного представления.

Исходя из того, что «главный путь гуманизации сегодня нужно определить так: не передача знаний, а создание ситуации сотрудничества, совместного осмысления и сопереживания, где учитель выступает в качестве консультанта, со-творца для того, чтобы поставить ученика в данную ситуацию познавательной деятельности, чтобы учебные задачи стали для него жизненными» — можно сделать следующий вывод: обучение школьников через дополнительный курс по литературе (УМК «Вокруг тебя — Мир...» , 5—8 кл.) позволит учащимся войти в мировое полиязыковое пространство, что, в свою очередь, раскроет нравственный смысл знания.

Copyright © 1999-2022 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и является участником Новосибирской открытой образовательной сети