Возвращение к родным истокам

Не хлебом единым жив человек. Лишь культурный и образованный человек сможет активно участвовать в творческом процессе возрождения России. Очень важно дать представление детям о том, что люди — самое главное богатство нашей Родины. А главное сокровище человека — познание самого себя: кто мы? откуда мы? чем живы?

Необходимо дать возможность ребенку познакомиться с обычаями и верованиями наших предков, показать ему народный быт. Здесь существенную помощь может оказать использование в учебном процессе пословиц, поговорок, сказок, былин — истинных источников народной мудрости.

Но целостное представление о мире, в котором мы живем, может дать комплексный курс «Введение в народоведение», который предназначен для учащихся начальной школы. Цель курса — глубже узнать самих себя, узнать новое о своем народе, научиться ценить все народы Земли, понять, что очень важно жить в мире и согласии между собой. Ведь это главное условие для того, чтобы сберечь чистоту, красоту природы и сохранить культурные богатства, накопленные человечеством.

Своим опытом работы по данныму направлению поделилась Людмила Васильевна Шурова, учитель высшей категории средней школы № 168. Беседу вела Зоя Владимировна Молодцова.

З.В.: В основном в школе детям предлагаются дополнительные занятия по русскому языку, математике и другим обязательным предметам, а Вы ведете столь нетрадиционный факультатив. Что способствовало принятию такого решения?

Л.В.: Я просто хочу, чтобы мои ребятишки выросли достойными людьми, хочу, чтобы они любили свою страну и свой народ. Наверное, это желание любого учителя. Каждый день я учу их читать, писать, решать примеры и задачи. Конечно, это очень важно. Но все-таки не стоит забывать и о том, что мы воспитываем будущее поколение, которое должно уметь не только складывать и умножать, но и знать о богатой культуре и многовековой истории своего народа. Так хочется, чтобы они поняли всю ее ценность и научились любить и беречь.

З.В.: Что Вы считаете главным в своей работе?

Л.В.: Воспитать полноценную личность. Моя задача — привить навыки экологической культуры, дать понятие о народных традициях и обычаях.

З.В.: Но все же экология — наука непростая, а потому многие специалисты в области образования считают, что вводить ее нужно только в старших классах, а Вы говорите о воспитании экологической культуры у младших школьников...

Л.В.: В моем курсе нет сложных определений и терминов. Мы говорим, что экология — это наука о доме. А что такое дом для ребенка? То место, где он живет сегодня. Поэтому мы и говорим о людях, которые его окружают, о вещах, которыми он пользуется. И только потом понятие «дом» расширяется до рамок города. Все ясно, доступно. Все знакомо.

З.В.: Вы уже не раз упоминали о народной экологии, а что включает это понятие?

Л.В.: Народная экология — это обширные знания, которые накоплены народом при взаимодействии с природой. Находясь в глубокой зависимости от сил природы, человек был вынужден наблюдать за природными явлениями, приспосабливаться к ним. Народные знания о природе нашли широкое отражение в сказках, былинах, пословицах, поговорках. Так в удобной форме передавались знания о характере и повадках зверей, съедобных, ядовитых и лекарственных растениях, о различных явлениях в неживой природе. Они воспитывали чувство осторожности, знакомили с правилами поведения в лесу, на болоте, у реки. Прекрасные произведения устного народного творчества воспитывали в детях доброту, отзывчивость, трудолюбие, терпение, смелость, стремление к красоте. Ныне много забыто. А забывать мы не имеем права.

Если на занятии мне нужно дать детям понятие о наследии, я говорю о том, что наследие — это удивительный мир, который нам нужно понять. Что же такое наследство? Начинается наш диалог с ребятами. Они считают, что это то богатство, которое оставляют люди после себя. Я беру мел, натираю им подошвы своей обуви. Класс с интересом наблюдает за моими действиями. Потом я иду и прошу посмотреть на мои следы. Потом прошу сделать то же самое еще двух учеников.

Диалог продолжается.

- Поднимите руки, у кого есть бабушки и дедушки.

Лес рук.

- Как вы думаете, у ваших бабушек и дедушек были свои бабушки и дедушки?

- Да, были!

- А бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек оставили свой след на земле?

- Оставили!

- А какой это след?

Дети задумываются. Решаю помочь им.

- Как вы думаете, можно считать храмы, дворцы, построенные очень давно, следом наших предков (именно так называют наших прабабушек и прадедушек. - Л.В.)?

- Можно.

- А эту чудесную планету Земля с ее реками и долинами, горами и лесами, которую сохранили и передали нам наши предки, можно считать наследством?

- Да!

- И храмы, и дворцы, и прекрасная земля нашего отечества является наследием. А наш долг — сохранить и передать это наследие тем, кто будет жить после нас. Храмы и дворцы теперь называют памятниками. Говорят, что в них живет память. А живет ли память в древних книгах? В картинах?

- Да!

-А красивый водопад или дуб, которому 200 лет, можно назвать памятником?

Дети отвечают по-разному.

Начинаем рассуждать.

- Вокруг дуба растут деревья. Они погибли, а дуб жив. Он помнит умершие деревья и помнит, каким был мир много веков назад. А водопад? Реки, питающие другие водопады, поменьше, либо высохли, либо переменили свое русло. А река, питающая водопад, не изменила ни себе, ни ему. Этот водопад тоже многое помнит и много знает. Так памятники — дуб и водопад?

Теперь уже ребятишки хором отвечают:

- Памятники!

- А если сохранился не один дуб, а целая роща, возраст деревьев которой более 100 лет, это памятник?

- Да!

- Покажите мне эту дубовую рощу!
Весь класс встает, поднимает руки вверх и качает ими из стороны в сторону.

Прошу пошуметь «листьями». Все машут руками.

- Хотите, поиграем? Изобразите какой-нибудь памятник, а мы угадаем, что это.

Дети с удовольствием играют.

- Вы замечательные дети. Я хочу, чтобы у нас с вами все получилось, чтобы вы так всегда активно вели себя на занятиях. Короче говоря, я хочу, чтобы у нас с вами, как раньше говорили на Руси, все сошлось. Для этого раньше делали заговор.
Открываю дверь класса, стою у порога и завязываю на тесемке узел. Кладу эту тесемку на порог и протяжно говорю волшебные слова:

- Как этот узел завязан, так чтобы и у меня с вами дело сошлось! Это я сказала волшебные слова, которые в старину назывались прекрасно и таинственно «заговор».

Переступаю тесемку, вхожу в класс.

- Можно ли заговор назвать памятником, ведь его нельзя пощупать руками, но он живет в народной памяти? - Можно, — отвечают дети.

- Можно ли религию, обычаи, обряды, музыку, песни назвать памятником?

- Можно!

Играем дальше. Приглашаю Машу и прошу ее встать и замереть в какой-нибудь изысканной позе. Объясняю, что это уже не Маша, а статуэтка.

Тут же выясняем, что древняя статуэтка — памятник.

- А можно ли назвать памятником платье короля, красивую картину?

Теперь уже мои вопросы не вызывают затруднения при ответе. Дети не устали.

Так в игровой форме они получили новые знания. На следующем занятии мы выясняем, что же нового узнали, и я дополняю их ответы: «А озеро Байкал — это памятник? А железная дорога, построенная много десятков лет назад? А старинный рецепт варки варенья? А предметы народных промыслов?».

Показываю образцы народных промыслов и ремесел, и занятие становится «цветным», так как все, о чем говорилось раньше, оживает в этих вещах. Я хожу по рядам, даю потрогать шкатулку, другие вещи, рассказываю их истории.

- Ни одна из этих прекрасных вещей никогда бы не появились на свет, если бы были забыты старинные способы добычи и обработки драгоценных и полудрагоценных камней, художественной обработки дерева и кости, росписи по дереву, керамическое производство.

Делаем вывод, что и традиционные технологии, и способы природопользования — все это наследие, памятники.

Очень трудно держать внимание учеников в первом классе. Поэтому постоянно меняю виды работы на уроке. Объяснение сменяется игрой, игра — творческой работой. В конце урока предлагаю нарисовать то, что особенно понравилось, что можно назвать памятником.

З.В.: Как Вы планируете свою работу по реализации таких важных задач?

Л.В.: Мои занятия проводятся один раз в неделю. Программа этих занятий разработана на основе курса М.Ю. Новицкой. Замечательно, что многие темы факультативного курса продолжаются на уроках чтения, русского языка, музыки, рисования, физкультуры, ритмики. Эти занятия носят не только познавательный характер, но и способствуют формированию сознательного патриотического чувства.

З.В.: Вокруг каких понятий строится содержание Вашего курса?

Л.В.: Природа, человек, культура. Я хочу научить своих ребятишек видеть, чувствовать и познавать природу, себя и других людей, постигать культуру своего народа.

С давних пор люди старались украсить себя и свое жилище, и в этом опять же им помогала природа. Елка на Новый год, берестяные шкатулки, расписные
доски — что это, как не дары Природы? Использование этих изделий доказывает извечное стремление человека к красоте, причем к красоте природной. Стоит нам поставить себя выше природы — и мы потеряем истинные чувства добра и красоты. А ведь красота призвана спасти мир, не правда ли? Вот я на своих занятиях и пытаюсь дать детям понятия о добре и зле, о правде и лжи, о гармонии и дисгармонии, Родине и человеке, культуре и здоровье.

З.В.: Людмила Васильевна, занятия по курсу народоведения будут отличаться от традиционных школьных уроков. Не могли бы Вы рассказать о них подробнее.

Л.В.: Конечно, они должны отличаться от обычных уроков. Я могу хоть сотни раз рассказывать о народных праздниках и обычаях, но дети никогда не поймут всей прелести этих обрядов, не почувствуют русского духа, если сами не примут в них участия. Поэтому все занятия разделяются как бы на два этапа: сначала — мой рассказ о том или ином празднике, а потом — подготовка к его проведению.

Вот, например, мы недавно готовились к Масленице. Подготовка началась задолго до самого празднования. Дети узнали, что Масленица проходит в течение целой недели. Дети узнали, какие обряды и обычаи сопутствуют этому празднику, подготовили костюмы и оформили актовый зал. Празднование Масленицы прошло весело, с частушками и играми, блинами и скоморохами. Ребятишки и гости остались очень довольны.

З.В.: Как относятся родители к занятиям? Ведь им, наверное, часто приходится помогать в подготовке подобных мероприятий.

Л.В.: Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что не только заинтересовала детей, но и потревожила души их родителей. Многие взрослые, к сожалению, забыли о своих исторических корнях, мало интересуются предками. Задания по народоведению зачастую требовали от ребенка совместной с родителями исследовательской работы, например, при составлении своего родословного дерева.

«Тормоша» родителей, ребенок оказался в центре семьи, и наш треугольник «учитель—ученик—родители» поменял вектор отношений — мы стали единомышленниками, что облегчило процесс воспитания экологической культуры и возрождения национального духа подрастающего поколения.

ДИАГНОСТИКА. ТЕСТЫ.

№ 1

I. Назовите героев русских народных сказок и былин, защитников родной земли.

II. Каких героев-защитников сибирских сказок вы знаете?

III. Какие общие черты характера у этих героев?

IV. Объясни:

1) Как в старину называлась посуда?

а) тарелки б) блюда в) судки г) подносы

2) Где хранили одежду наши предки?

а) рундук б) шкаф в) кладовка

3) Где спали?

а) кровать б) лавка в)диван г) раскладушка

4) Что клали под голову?

а) подушку б) одежду в) ларец-подголовник

5) Как здоровались и прощались?

а) целовались б) обнимались

в) протягивали друг другу руки г) кланялись

V. Какие пословицы и поговорки о доме вы знаете?

VI. Определи очередность процесса производства льняного холста (поставьте цифры):

трепали лён

мочили лён

сушили лён

чесали железным гребнем

ткали холст

пряли нитки

отбеливали полотно

VII. Какие вещи изготавливали изо льна?

а) одежду б) постель в) полотенца г) обувь

VIII. Какие знаки-обереги вы знаете?

IX. Назовите три яруса устройства дома.

X. Какие старинные музыкальные инструменты вы знаете?

XI. Какие старинные песни вам нравятся?

№ 2

1. Зачеркните лишнее в перечисленных памятниках старины:

икона

закличка

ракета

колядка

2. Соедините стрелочками соответствующие понятия:

Перун бог солнца

Даждьбог бог грозы

Ругевич бог неба

Мокошь богиня ночи

Морена богиня земли

Сварог бог войны

3. Отгадайте, как называется эта нечистая сила:

а). Живет в дупле дерева. Озорной, проказливый, часто хохочет и хлопает в деревянные ладоши. Его называют владыка леса. Это...

б). Кто живет в речном водоеме? Губастый, лохматый; проверяет, не утонул ли кто, много ли рыбы в его владениях. Его называют речным хозяином. Это...

в). Что за лохматый старичок живет в каждом доме и очень не любит лентяев? Он помогает ласковым хозяевам и предупреждает их о несчастьях. Это...

4. Назовите старинные осенние праздники.

5. Перечислите обряды и обычаи празднования Семен-дня:

1.

2.

3.

6. Какие старинные пословицы вы знаете?

7. Какие старинные игры вы знаете и любите в них играть?

8. Назовите зимние праздники.

9. Как назывались песни, которые пели в зимние праздники при хождении со звездой? Обведите кружочком букву, соответствующую правильному ответу:

а) частушка;

б) закличка;

в) колядка.

10. Как назывались дни масленичной недели:

понедельник (встреча)

вторник (заигрыш)

среда (лакомка)

четверг (разгул)

пятница (тещины вечерки)

суббота (золовкины посиделки)

воскресенье (прощеный день)

11. Какие народные приметы вы знаете?

12. Какие блюда русской национальной кухни любят готовить в вашей семье?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "МОЙ РЕБЕНОК И НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА"

1. Знаете ли вы своих предков, можете ли вы составить свое родословное дерево?

2. Считаете ли вы, что воспитание патриотизма обязательно?

3. Читаете ли вы литературу о народной культуре?

4. Соблюдаете ли вы в семье народные праздники?

5. Хранятся ли у вас в семье предметы старины, оставленные вам в наследство?

6. Просматриваете ли вы вместе с детьми фотографии прошлых лет?

7. Рассказываете ли вы детям об участии ваших родных в боевых и трудовых подвигах?

8. Стараетесь ли вы объяснить детям смысл старинных обычаев и обрядов?

9. Смотрите ли вы передачи о народной культуре?

10. Знаете ли вы любимые песни ваших родителей, бабушек?

11. Хранятся ли в вашей семье старинные рецепты народной медицины?

12. Пользуетесь ли вы кулинарным рецептом, до-ставшимся вам по наследству?

13. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи, выставки, ярмарки?

14. Принимаете ли вы участие в проведении фольклорных праздников?

Ключ к ответу:

ДА — 2 балла

НЕТ — 0 баллов

НЕ МОГУ ОТВЕТИТЬ — 1 балл

20—30 баллов

Вы сами патриот и учите ребенка любить родную землю и почитать предков.

10—20 баллов

Вы на правильном пути, стремитесь вместе с детьми побольше узнать о народной культуре и воспитывать патриотов.

0—10 баллов

Вам стоит задуматься о том, каких детей вы воспитываете, будут ли они любить родную землю и уважать вас.

Copyright © 1999-2014 "Сибирский учитель"
Сайт поддерживается по заказу Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования в Областном центре информационых технологий и является участником Новосибирской открытой образовательной сети